На заседании Комитета по собственности Государственной Думы РФ рассмотрен проект федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", внесенный Правительством Российской Федерации.
Как сообщили РИА "Дейта" в пресс-службе Комитета, необходимость законопроекта обусловлена отсутствием в настоящее время законодательно определенного понятия "инсайдерская информация" и механизмов, предотвращающих ее использование, а также недостатки в существующих определениях признаков манипулирования рынком позволяет широко использовать недобросовестные приёмы и действия на финансовых и товарных рынках. Нерешенность в законодательстве на протяжении более 10 лет данной проблемы причиняет существенный вред интересам граждан и юридических лиц, интересам общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, мешает становлению цивилизованных условий для инвестирования и торговли на них, препятствует их эффективному развитию и укреплению международной конкурентоспособности.
Депутаты поддержали принятие законопроекта в первом чтении уже потому, что работа над различными вариантами законопроекта велась в правительственных структурах с 1997 г. и принятие законодательства, предусматривающего систему мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации, несомненно, является давно перезревшей проблемой.
Однако депутаты – члены Комитета высказали ряд серьезных замечаний по тексту законопроекта.
По мнению Комитета в законопроекте использованы некорректные формулировки некоторых основных понятий. Нечеткость этих формулировок открывает возможности для их произвольного толкования, а, следовательно - для произвола контролирующих органов, проявления коррупции и других негативных последствий. В частности, речь идет об определении "инсайдерская информация", "манипулирование рынком", "инсайдеры". Например, признание каких-то действий манипулированием может повлечь за собой имущественную, а в ряде случаев - административную и уголовную ответственность.
Для гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие убытков, причиненных именно этими действиями, а для административной и уголовной ответственности нужно доказать еще и наличие вины, т.е. доказать, что действия были направлены на достижение негативного результата. При тех формулировках "манипулирования", которые даны в проекте возложение ответственности на "манипулятора" вряд ли возможно.
Также имеется необходимость уточнить дефиниции и ряда других определений, используемых в законопроекте, например финансовых инструментов, в том числе – производных финансовых инструментов.
С учётом высказанных замечаний Комитет поддержал принятие законопроекта в первом чтении.