Телекоммуникационные компании продают данные клиентов спецслужбам

03.12.2009

Вернуться к списку новостей В ходе изучения этого вопроса Согоян, в частности, выяснил, что крупная телекоммуникационная компания Sprint Nextel, разработала для "органов" специальный секретный сайт, при помощи которого те могут следить за перемещениями владельцев мобильных телефонов. Об этом рассказал представитель Sprint Nextel Пол Тейлор на закрытой конференции ISS World, куда Согоян сумел каким-то образом попасть.

В частности, Тейлор сказал, что за первые 13 месяцев работы этого ресурса стражи закона получили от Sprint Nextel более 8 миллионов записей о местоположении клиентов компании. Эти данные повергли Согояна в шок. Однако, как уточнил в комментариях к его исследованию другой сотрудник компании, Мэтт Салливан, речь идёт не о миллионах, а только о тысячах клиентов. Дело в том, что координаты одного и того же отслеживаемого мобильника автоматически передаются через определённые интервалы времени.

Интересно, что данные о GPS-координатах правоохранительные органы могут запрашивать без какого-либо участия судей, сославшись на срочность (например, когда человек захвачен в качестве заложника или потерялся в горах). Не требует специального ордера и получение ряда других данных - например, номеров телефонов, по которым звонит подозреваемый, email-адресов, по которым тот отправляет письма, и адресов веб-страниц, которые тот посещает.

Отсутствие ордеров приводит к тому, что в открытом доступе нет более-менее точных данных о том, как часто сотрудники полиции и спецслужб пользуются особыми услугами телекомов и интернет-провайдеров. Впрочем, в марте этого года юрист Альберт Гидари, представляющий интересы ряда таких компаний, говорил о том, что каждый из 4-х крупнейших поставщиков беспроводной связи США еженедельно получает около сотни запросов на получение данных о местоположении своих клиентов. Соответственно, в год общее количество таких запросов переваливает за 20 тысяч.

Согоян не удовлетворился такими приблизительными цифрами и решил зайти с другого конца. Дело в том, что компании сдают своих клиентов полиции не просто так — они получают за это свои сребреники. Зная финансовую отчётность компаний и тарифы, можно сделать кое-какие выводы о количестве запросов, которые те обрабатывают по просьбе полиции. Ну а финансовые данные теоретически можно получить, если помахать перед компаниями законом о свободе информации.

Согоян попытался выяснить тарифы ряда таких компаний через одно из подразделений Минюста, Службу федеральных маршалов (USMS). У этого ведомства были данные о тарифах Cox, Comcast, Yahoo! и Verizon, которые предоставили их на добровольной основе, поэтому раскрыть эти данные без их разрешения в USMS не могли.

Из этих четырёх компаний только две, Cox и Comcast, пошли навстречу. При этом Cox раскрывал эту информацию и раньше по собственной воле, а соответствующие данные Comcast два года назад утекли в Сеть. Так, Cox берёт по 2500 долларов за первые 60 дней и по 2000 — за каждые последующие 60 дней использования автоматического регистратора телефонных звонков. Тарифы на прослушку здесь заметно выше - 3500 долларов за первые 30 дней и 2500 долларов за каждые последующие. Расценки Comcast на прослушку ниже примерно в 3,5 раза.

А вот Yahoo! и Verizon отказались раскрыть эти данные, указав довольно забавные причины. В Verizon заявили, что публикация тарифов на прослушку может напугать клиентов, которые начнут обращаться в компанию с вопросами о том, прослушиваются ли их линии (на что Verizon не сможет им ответить). Да и вообще клиенты могут подумать, что они тоже могут воспользоваться такими "услугами", заплатив соответствующие суммы.

Ну а в Yahoo! и вовсе заявили, что если такая информация будет раскрыта, то она "может быть использована для того, чтобы "застыдить" Yahoo! и другие компании — и "шокировать" их клиентов". Как следствие, это неблаговидным образом скажется на репутации Yahoo!