Контроль сотрудников: как, почему, зачем?

20.09.2011

Вернуться к списку новостей Как ни крути, но все-таки большинство компаний использует те или иные методы контроля сотрудников. Делают все это, конечно, по-разному. Как лучше контролировать человека, работающего за компьютером, чтобы он не сбежал из вашей компании?

В одних организация контроль практически тотальный - он организован в таком режиме, которому позавидовали бы даже сверхсекретные объекты. В других контролируются только результаты деятельности работников. Но не все могут ответить самим себе на вопрос, для чего же нужен контроль - для повышения качества работы сотрудников или для обеспечения безопасности работодателя? Оказывается, вполне можно найти решение, удовлетворящее и работников, и работодателя.

Зачем контролировать работников?

Вообще говоря, контроль сотрудников в организации предполагает достаточно много функций. Самая простая и очевидная для всякого стороннего наблюдателя -мотивация к выполнению своих рабочих обязанностей. Впрочем, как отмечают психологи, наилучших результатов можно достичь, когда применяется широкий спектр различных приемов мотивации (как говорят в народе, "метод кнута и пряника") . Как бы то ни было, именно роль кнута отводится контролю сотрудников в большинстве как государственных, так и коммерческих организаций. Конечно, есть и более интересные способы мотивации, некоторые из которых рассматривались в "Компьютерных вестях".

Нужно сказать, что отдавая все силы именно карательной стороне контроля, работодатели упускают из виду другую, не менее важную - обеспечение информационной безопасности компании. А в настоящее время, между тем, именно эта функция выходит на первое место. Ведь очень часто даже те компании, которые умеют мотивировать работников и получать высокие результаты благодаря их слаженному труду, становятся жертвами неправомерных действий своих сотрудников. Поэтому компании, а последнее время ещё и государственные организации по мере своих возможностей борются с утечками закрытой корпоративной информации. Причем, как с теми, которые происходят из-за халатности и невнимательности сотрудников, так и с теми, которые являются результатами злого умысла и целенаправленной продажи секретов фирмы.

Отрицательные стороны контроля

Думаю, все согласятся с тем, что чем сильнее контроль, тем менее он полезен для командного духа в организации. Ни в коем случае нельзя допускать ситуации личной неприязни контролера к тому, кого он должен контролировать, потому что средства контроля могут использоваться испытывающими друг к другу неприязнь сотрудниками для ведения кулуарной борьбы.

Ещё один резко негативный момент заключается в том, что некоторые ценные сотрудники, привыкшие к отсутствию строгого контроля над своей деятельностью, могут отказаться от продолжения работы в данной организации, мотивируя свое решение отсутствием доверия со стороны руководства. Особенно характено это в случае ссотрудников пожилого возраста, сталкивающихся с желанием нового руководства автоматизировать контроль выполнения своих поручений. В ряде случаев решить эту проблему могут разъяснения по поводу необходимости контроля всех сотрудников и отсутствия связи между контролем работников и недоверием работодателя к ним.

Также нужно обязательно помнить, что организация контроля связана с дополнительными издержками на оплату труда соответствующих специалистов, закупку оборудования или программного обеспечения. Сюда же можно отнести и косвенные затраты, связанные с отвлечением сотрудников от их рабочих обязанностей при составлении отчетов и расследовании инцидентов, связанных с информационной безопасностью.

Как контролировать?

В свете достаточно широкого спектра технических возможностей для организации контроля сотрудников возникает вполне закономерный вопрос: какие из них имеет смысл предпочесть? Если речь идет о производстве, то вам не обойтись без специализированной системы видеонаблюдения. В случае если сотрудники трудятся за компьютерами, достаточно чисто программных решений, менее затратных и в установке, и в использовании.

Сегодня такие средства, предлагаемые различными производителями, можно разделить на две основные группы. Первая - это средства, ориентированные на контроль выполнения сотрудником своих служебных обязанностей, отображающие текущую активность работника. В качестве примера такого программного продукта можно рассмотреть программу StaffCop. Вторая же группа -средства, ориентированные на обеспечение информационной безопасности и предотвращение утечек данных (DLP-системамы, от английского Data Leak Prevention - предотвращение утечек данных). Такого рода программное обеспечение контролирует информацию, выходящую за пределы пользовательских рабочих компьютеров, на предмет содержания в ней корпоративных конфиденциальных документов. Примером такого ПО является "Контур информационной безопасности SearchInform".

Какое из этих средств выбрать? Вопрос, на самом деле, не совсем корректен - для обеспечения качественной защиты от утечек информации организации должны использовать оба типа решений, поскольку задачи, ложащиеся на плечи каждого из них, мало связаны друг с другом. С помощью StaffCop удобно делать снимки рабочего стола и выявлять сотрудников, которые в рабочее время сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры или каким-либо другим образом весело проводят время за счет работодателя. А "Контур информационной безопасности" предоставляет возможность контролировать данные, передаваемые пользователями через HTTP, Skype, ICQ, электронную почту, записываемые на внешние носители информации, хотя с его помощью не так удобно смотреть, чем именно в настоящее время занят тот или иной сотрудник.

Резюме

Подытожим изложенное выше и дополним несколькими новыми советами. Первый вывод: контроль работников в организациях следует рассматривать как неизбежное зло (причем с таких позиций к нему придется отнестись и работодателю, и самим сотрудникам). Наиболее эффективно обеспечить контроль офисных работников можно с применением специального программного обеспечения, которое должно позволять и наблюдать за выполнением работниками своих рабочих обязанностей, и противодействовать возможным утечкам информации. При этом лучше приобретать отдельные решения, каждое из которых ориентировано на выполнение своей задачи, помня о том, что система защиты от утечек информации должна поддерживать анализ данных в автоматическом режиме, предлагая специалисту по информационной безопасности максимально широкие поисковые возможности.

Источник