Диспетчеры «скорой» Хабаровска попались на «сливе» ритуальным компаниям информации об умерших
26.06.2015
Диспетчеры городской неотложки «сливали» информацию об умерших ритуальным компаниям. Такие выводы были сделаны специальной комиссией в ходе служебной проверки министерства здравоохранения края.

Слов нет, одни эмоции

Поводом для разбирательств послужили очередные жалобы в прокуратуру от хабаровчан, кому сразу после звонка на «03» начали названивать ритуальные компании. Но на сей раз нерадивые сотрудники «скорой» перешли все границы, отправив похоронную команду к еще живым людям.

- Одна из подобных жалоб поступила в прокуратуру Краснофлотского района, случай вопиющий, и мы, естественно, начали разбираться, - комментирует «Комсомолке» Ирина Баглай, руководитель отдела министерства здравоохранения края. - К нам и раньше поступали подобные жалобы, но на сей раз мы решили провести проверку не только по конкретному случаю, а сделать глубокий анализ ситуации в целом и выявить другие возможные факты утечки информации об умерших. И такие случаи мы нашли.

Руководству городской неотложки самостоятельно удалось вычислить сразу трех диспетчеров.

- Двое уже уволены, по третьему человеку вопрос решается, - вносит ясность Александр Витько, министр здравоохранения края. - Они нарушили свои должностные обязанности, передавали закрытую информацию третьим лицам и должны за это ответить. Поэтому мы подготовили документы и намерены передать их в правоохранительные органы, чтобы другие тоже понимали, что любое подобное действие имеет свои правовые последствия.

Ловля на живца

«Комсомольская правда» уже не раз писала о ситуации, сложившейся в Хабаровске на рынке ритуальных услуг («Чем успокоится тихий бизнес в Хабаровске» и «Почему в Хабаровске хоронят конкуренцию заживо»), и «слив» информации, как в случае со «скорой», - это лишь звенья одной цепи. Информация - это то, что гарантирует ритуальным агентствам поток клиентов.

Редакция «КП-Хабаровск» после полученных сведений о жалобах решила выяснить, каким образом и с кем взаимодействуют сотрудники, которые впоследствии и были уволены.

Для этого пришлось провести свое расследование по всем законам детективного жанра. Звонок на «03», условное скорбное сообщение, намеренно не сообщая адрес, у диспетчера неотложки определяется только наш телефон, и - результат не заставил себя долго ждать. Через несколько минут на наш телефон звонит мужчина и с ходу начинает красиво и грамотно обрабатывать. Первая же фраза отбрасывает все сомнения в том, что звонивший получил информацию именно со «скорой».

- Это к вам «скорую» вызывают? Что у вас случилось? - интересуется звонящий и тут же пытается выяснить адрес потенциального клиента. - Уточните, пожалуйста, адрес, куда к вам подъезжать, а то адрес не совсем понятный проходит.

Мы, естественно, пытаемся все же выяснить, кто нам на самом деле звонит. Мужчина сдается не сразу и изначально представляется сотрудником городской специализированной службы морга одной из больниц краевого центра (название медучреждения не указывается по этическим соображениям. - Прим. ред.). Потом, отвлекая наше внимание, начинает «песню» про бесплатный вывоз тела в морг, про то, что набегут надоедливые ритуальные агенты коммерческих компаний, которые будут говорить все красиво, но у них очень дорого, и что нет ничего надежнее государственных услуг. Упор звонивший делает именно на слова «государственные» и «бесплатные» услуги. А, как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке.

- Так как же ваша компания называется? - вновь интересуемся.

- Я представлюсь подробно еще раз, - после заметной паузы, явно подбирая слова, мужчина продолжает беседу с потенциальным клиентом. - Я представляю городскую специализированную службу (морга одной из больниц краевого центра - указывает адрес больницы) - компания «Акрополь».

Попутно ритуальный агент, мягко говоря, принижает конкурентов, мол, берут много, работу выполняют плохо и т.д. И только вот у них, в «Акрополе», все по-честному. Может быть, оно и так, только честность познается в мелочах. А у нас с ходу к представителю этой компании возникает ряд не очень приятных вопросов: во-первых, каким образом у агента появился телефон, с которого несколько минут назад звонили на «скорую»; во-вторых, откуда он вообще узнал, что с этого номера звонили на «скорую», ну и, в-третьих, почему агент коммерческой структуры представляется сотрудником морга государственного медицинского учреждения.

Все почудилось и приснилось

Ответы «Комсомолка» решила узнать, собственно, в самом «Акрополе». Кстати, чтобы ни у кого не было сомнений, что нам звонили именно с этой фирмы, в редакции имеются документы и соответствующие аудио- и видеозаписи. К тому же телефон, с которого нам, после сообщения в «скорую» звонил агент, официально указывается на всех визитках и брошюрах данной компании.

Трубку поднял мужчина, представившийся руководителем компании «Акрополь» Денисом Николаевичем Головятинским (по выписке из ЕГРЮЛ этот человек является одним из трех учредителей предприятия). На все указанные выше вопросы он отвечал категорическим протестом: мол, не может такого быть, от «скорой» они сведения не получают, ни с кем там не работают, а что до того, что сотрудники «Акрополя» в беседе с клиентами представляются специалистами медучреждения, так это вообще происки конкурентов.

- Мы не имеем права представляться сотрудниками медучреждений, так как не имеем соответствующего образования, да и не работаем там, мы только возим в морг этой больницы (называет медучреждение) умерших и все, - комментирует в телефонной беседе «Комсомолке» Денис Головятинский, директор ритуальной компании «Акрополь». - А что до информации со «скорой», то этого вообще не может быть, мы с ней не работаем, у нас есть своя клиентская база, наработанная годами.

Возможно, оно так и есть, но существует одно «но»… Голос Дениса Николаевича уж больно похож на голос мужчины, звонившего на контрольный звонок.

- Денис Николаевич, а как вы объясните тот факт, что голос с телефонной записи, имеющейся в нашей редакции, и ваш, очень схожи? - задаем вопрос в лоб.

- Быть такого не может! Я не принимаю звонки от клиентов, и наши работники не имеют права представляться сотрудниками медучреждений, - усердно отпирается. - Это происки конкурентов.

- Возможно. А что, у конкурентов есть доступ к вашему телефону? Ведь записанный телефонный разговор совершен именно с этого номера, по которому мы сейчас с вами разговариваем, - продолжаем выяснять.

Но в ответ только отрицание. Кто знает, возможно, мы тоже ошибаемся, и быть такого не может, что Денис Николаевич так опрометчиво в разговоре с потенциальным клиентом представляется сотрудником морга одной из больниц краевого центра. А может, действительно, это и не он вовсе звонил.

Оргвыводы

Что же до уволенных диспетчеров, среди которых была и та, что «слила» и наш звонок, то итоги служебного расследования замалчиваться не будут, по инициативе министерства здравоохранения края делу будет дан официальный ход. То есть судьбы тех, кто зарабатывал на информации об умерших (вряд ли они это делали бескорыстно), теперь в руках следственных органов.

Но не нужно клеймить только «скорую», ведь ни для кого не секрет, что тем же грешны и некоторые недобросовестные сотрудники полиции дежурных частей и участковые. Вот только хватит ли у их руководства смелости вынести сор из избы, как у краевого минздрава, и открыто не только признать подобные вопиющие факты, но и уволить тех, для кого чужое горе - это бизнес и ничего личного.

Но внутреннее расследование в краевом министерстве здравоохранения на этом не останавливается. Сейчас проверяющие намерены разобраться и с моргом того самого медучреждения, на которое так открыто ссылаются ритуальщики. Кстати, как стало известно «Комсомольской правде», «Акрополь» уже грешил тем, что представлял свою компанию под ширмой морга одной из больниц краевого центра, за что даже был наказан федеральной антимонопольной службой, но, видимо, выводы из урока руководством компании сделаны не были. Естественно, мы допускаем, что «Акрополь» возможно не единственная компания, которая пользовалась услугами нерадивых диспетчеров, однако в наши сети умудрилась угодить только она. В министерстве же здравоохранения дабы впредь избежать подобных инцидентов решили предотвращать все попытки утечки информации на корню.

- Мы пришли к выводу, что впредь, чтобы пресечь любые попытки утечки информации, необходимо усилить внутренний контроль за деятельностью сотрудников «скорой», - комментирует Александр Витько. - В оперативном отделе городской «скорой» уже введено круглосуточное видеонаблюдение, а вскоре будет установлено специальное оборудование по глушению любого сигнала сотовой связи.

Справка «КП»

В месяц в Хабаровске в среднем проходит около 500 похорон, большая часть информации идет через «скорую». Лакомый кусок, если учесть, что в среднем одно захоронение родственникам по самой скромной цене обходится порядка 50 тысяч рублей. По оперативной информации, приблизительное вознаграждение за сообщение о смерти с контактной информацией о родственниках - 5 тысяч рублей. Бизнес, сами понимаете, колоссальный.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.