Казахстанцев вынуждают подписывать договоры о разглашении личной информации

05.08.2015

Вернуться к списку новостей

Персональные данные казахстанцев больше не являются тайной. Некоторые отечественные банки начали навязывать клиентам договоры, позволяющие им разглашать личную информацию о вкладчиках и должниках. При этом соглашения зачастую не имеют четкой формулировки о том, какие конкретно данные могут быть переданы третьим лицам, сообщает 31 канал.

Студентка Дарья Андреева решила приобрести телефон в кредит. Так состоялось первое в ее жизни общение с банком. При оформлении займа она, по ее собственным признаниям, подписала целую кипу документов, многие из которых даже не читала. Только придя домой Дарья с удивлением обнаружила, что теперь финансовый институт, с которым она заключила договор, имеет право разглашать сведения о ней другим организациям.

«Пришла домой. Естественно, подписывала не глядя, потому что менеджер торопился очень. Посмотрела документы, а здесь указывается, что банк имеет право разглашать мои персональные данные и в СМИ, и в рекламные издания. Я так понимаю, мне теперь будут на телефон приходить некоторые сообщения с рекламными акциями. Меня это не устраивает, а что с этим делать, я не знаю», — возмущается студентка Дарья Андреева.

При этом в некоторых соглашениях указывается, что банк имеет право самостоятельно распоряжаться данными клиентов даже без их ведома, и даже прописывают отдельным пунктом, что после подписания пользователь услуг не имеет права отзывать свое согласие и предъявлять какие-либо требования.

«Для любого банка очень важно сейчас правильно выставить вот эту коммуникацию с клиентом и объяснить, зачем им это нужно. Чтобы в отделениях любое нововведение было объяснено человеку. Потому что сейчас это делается так: «Просто подпишите, потому что иначе я не открою вам кредит», — говорит Ботагоз Жуманова.

Однако из-за отсутствия конкретики о том, что подразумевается под персональными данными, и кто такие третьи лица, которым они будут переданы, проблема может быть гораздо шире, чем угроза спама и нежелательных сообщений на е-mail. К примеру, используя согласие клиента, пусть и неосознанное, гипотетически банки могут сообщить кому-то информацию о том, есть ли у того или иного человека кредит или каков объем его банковского счета. Причем это даже не будет нарушением закона о защите персональных данных, принятом в Казахстане два года назад. Ведь согласие человека было получено.

«Теоретически, все это можно подвести. Все, что касается банковской тайны, можно подвести под персональные данные. Потому что там неограниченный перечень информации. То есть, какие-то данные, которые о человеке. В том числе, допустим, об открытии счета в банке», — заявил юрист Сергей Уткин.

По словам юристов, банки обязаны оказать необходимую услугу даже в случае отказа от предоставления персональных данных. В случае же, если менеджер все-таки настаивает на подписании договора и отказывается провести необходимую операцию без него, клиент вправе записать фамилию сотрудника, время и дату обращения и обратиться с жалобой в Национальный банк и Департамент по защите прав потребителей. Но, даже если данные уже были переданы, клиент может написать заявление в банке на запрет использования данных или вовсе на их уничтожение.

Источник