Паспорта новые – проблемы старые

10.10.2018

Вернуться к списку статей

Потребность в введении электронных паспортов давно назрела. Раз реализуется программа цифровизации экономики, то логично и нужно переводить документы в электронный вид. Это база для всей цифровизации отношений государства с гражданами. Если не будет реализована эта инициатива, то вся наша цифровизация – это профанация с созданием очередных государственных конкурентов существующим сервисам вроде Facebook или «ВКонтакте».

Это глобальный проект, который предполагает модернизацию ИТ-инфраструктуры и разработку нового программного обеспечения. Но закупка оборудования – это самый простой вопрос в этом проекте. Технологически подобные проекты давно реализованы и с успехом применяются в корпоративном сегменте.

Придется подготовить среду общей межведомственной работы (комплекс связанного между собой оборудования, систем и каналов коммуникации), базы хранения данных, интерфейсы взаимодействия разных структур, стандарт обмена информацией, пользовательское, управляющее и обслуживающее ПО. Кроме того, учреждениям придется закупать считыватели электронных паспортов. Их число даже представить сложно без точного перечня документов, которые будут «зашиты» в паспорт. Не забудем и о разработке правовой основы под данную инициативу.

Но основную сложность я вижу не в этом. Проекты хранения таких больших данных технически реализуемы. Но по факту они всегда сталкиваются с множеством мелких проблем, на решение которых и уходит основная часть времени. В техзадании, к сожалению, невозможно продумать все нюансы. Поэтому успех сильно зависит от воли исполнителей, которые заинтересованы реализовать проект быстрее и грамотнее, чем было описано в ТЗ. Любая инициатива внедрения ИТ-продукта, которая этому кредо не следует, обречена. А людей, которые реально болеют за результат, в госорганах, к сожалению, немного. Исполнители, как правило, руководствуются мотивацией избегания наказания.

Ну и о рисках. Никаких новых я не вижу. Проблемы, с которыми предстоит столкнуться представителям власти, есть и сейчас: плохо налаженные отношения между ведомствами (в том числе и цифровые), низкая скорость и некачественное оказание госуслуг, размытая ответственность ведомств по нетиповым вопросам, недофинансованность многих направлений, как следствие – острая нехватка высококлассных кадров. А ведь именно люди играют ключевую роль в успехе данного проекта.

Государство также столкнется с неготовностью населения переходить на новые паспорта. Их получение потребует личной инициативы и присутствия россиян. Из практики замены полисов ОМС ясно, что процесс окажется очень долгим. Я уж не говорю о том, что велико число тех, кто совсем не захочет получать документ нового образца. Если судить по опросу ВЦОИМ, таких – процентов 70. Так что, чтобы процесс не затянулся по этой причине, государству придется приложить немалые усилия, чтобы показать, что получение госуслуг станет гораздо приятнее, а новый паспорт будет безопасным.

Ну а что касается обеспечения сохранности персональных данных электронных паспортов, здесь нет ничего нового. У государства и сейчас есть обязательство защиты электронных копий бумажных документов. Но только развалы полны самыми разными базами данных – регламент есть, на практике видим иное – сохранность не обеспечивается. Более того, как увидели из недавних расследований СМИ, даже паспорта сотрудников ГРУ найти несложно, что уж говорить о простых обывателях.

ПОДПИШИТЕСЬ НА ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

Рассказываем о тенденциях отрасли, утечках и способах борьбы с ними