Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ»:
– Вокруг Google, как будто, сгущаются тучи. Сначала Роскомнадзор (РКН) наложил штраф на корпорацию. По максимуму – 500 тысяч рублей. Эксперты говорили, что такой штраф Google, скорее всего, даже не заметит. После регулятор упомянул о возможности внесения в закон более суровой меры – блокировки сервиса в России. Так чья возьмет и реальны ли угрозы блокировки Google?
Зарубежные компании время от времени воспринимают аргументы власти. Например, ИТ-корпорации понемногу идут навстречу в процессе переноса серверов с персональными данными в Россию. Это известно о Viber, Google и Apple. Не думаю, что компании всерьез опасались каких-то санкций в свою сторону. Скорее, тут можно судить об успешности переговоров между ними и регулятором.
Ситуация с нежеланием подключаться к ФГИС другая. Google вряд ли когда-то пойдет на то, чтобы выполнять чужие требования по выдаче информации, пусть это даже государственный закон. Корпорация вроде Google – это само по себе государство со своими нормами и правилами. Компания сама определяет правила блокировки, сама исключает из выдачи опасные сайты с экстремистским или потенциально опасным содержанием и делает это чаще всего лучше любого регулятора.
Поэтому, думаю, прогнозы о том, что РКН придется продолжить выписывать корпорации один за другим штрафы, близки к истине. Несоблюдение требования подключиться к ФГИС не предполагает никаких иных санкций. Но даже если когда-то РКН решит применять к корпорациям вроде Google или Facebook радикальные меры типа блокировки, это будет решение глобального масштаба с большими политическими и репутационными последствиями, причем, не в пользу РКН. И вопрос о том, останутся ли эти компании работать в России, из той же категории. Надеюсь, в России никогда не произойдет событий, при которых вопрос может быть поставлен таким образом.
Любой вопрос запрета – это вопрос цены, которую государство готово заплатить. Например, задача по блокировке Telegram может быть технически решена, но за огромные деньги через жесткую дисциплину и жестокое принуждение. Но стоит мессенджеру поменять алгоритмы, и это снова приводит регулятора в тупик, весь цикл начинается сначала. При этом стоит учитывать, что ИТ-компании – наиболее быстрая и гибкая отрасль с точки зрения как принятия, так и реализации решений, чего не скажешь о государственном аппарате. Таким образом, можно говорить, что теоретически задача блокировки решаема, практически – нет.
Вопросы запрета в Интернете решаются во всем мире не техническими, а дипломатическими методами. Технические методы показывают слабые результаты при огромных трудо- и финансовых затратах. Более жесткие методы, чем в России, иногда применяют в восточных странах, но результат не впечатляющий.
Причины этого в том, что провайдер на данный момент просто не видит большую часть трафика (он шифрованный), особенно, когда этого не хочет разработчик ПО или сервиса, а в случае таких гигантов как Google нужно учитывать еще и масштабы – ведь это миллионы IP-адресов и сотни тысяч физических серверов в Data-центрах, распределенных по всему миру. «Взять и запретить» в данном случае не так просто, как кажется на первый взгляд.
Но еще важнее другой момент – даже если такое решение со стороны РКН будет принято, решение Google будет отличаться от Telegram. Убежден, в таком случае корпорация действительно приостановит свою деятельность в России просто для того, чтобы дать почувствовать эффект эры BG (before google – устоявшееся выражение). Напомню, что за лаконичной поисковой строкой скрывается 85% рынка мобильных телефонов, большая часть рынка умных устройств и продвинутой пользовательской электроники (в том числе мультимедийные системы крупнейших автопроизводителей), самое популярное навигационное ПО на планете и еще сотни полезных функций, сервисов, алгоритмов и возможностей.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных