В условиях кризиса компании тратят все больше средств на слежку за сотрудниками

17.09.2009

Вернуться к списку новостей На взгляд человека с Запада такие меры могут показаться чересчур экстремальными, пишет The Economist, однако фирмы, разрабатывающие и продающие средства контроля за сотрудниками, сейчас процветают. Компании и так уже давно держали своих работников под пристальным наблюдением, чтобы повысить производительность труда и обезопасить себя от краж, но экономический спад заставил удвоить меры безопасности, к тому же продвинутые технологии предоставляют для этого массу разнообразных средств.

Оборот рынка ПО, позволяющего отслеживать электронные письма по определенным ключевым словам и выявлять "дыры" в системах защиты данных, вырос, по данным Gartner, на 50%. Наиболее быстрорастущая отрасль – разработка "шпионских" сетевых программ, которое позволяет фирмам записывать и воспроизводить все процессы, отображавшиеся на экране компьютера служащего, в том числе записывать нажатия клавиш.
Сотрудник Gartner Джон Пескаторе сравнивает софт такого типа с интерактивным цифровым телевидением TiVo или "скрытой камерой слежения, установленной у клиентской стойки в банке. Рынок этого ПО всего за год вырос с 25 до 50 миллионов долларов. Пескаторе прогнозирует, что по итогам 2009-го рост составит еще 50%.
Компании используют такой вид программного обеспечения, для того, например, чтобы проверять служащих, которых собираются увольнять, или уходящих по собственному желанию, на предмет похищения конфиденциальной производственной информации. С помощью него, например, можно зафиксировать, как обиженный на начальство агент по продажам копирует клиентскую базу данных на флэш-карту.
Фирмы, работающие в секторе финансовых услуг, особенно уязвимы для "внутренних врагов". Компании также используют софт для слежения за персоналом, чтобы защитить работников от самих себя. Троянские программы могут пробить безопасность веб-браузера и затаиться в компьютере, когда пользователь посещает сомнительные сайты. Зараженные машины могут быть соединены, чтобы сформировать "ботнеты" для рассылки спама и перегрузки сайтов поддельными запросами. Когда компания Proctor & Gamble сделала полную проверку всех 80 000 принадлежащих ей ПК, то оказалось, что 3000 заражены подобными программами и являются частью хакерских сетей.
Программное обеспечение для слежения за сотрудниками может также найти применение в измерении продуктивности. Управленцы, пытающиеся решить, кого нужно уволить, с помощью "шпионского" софта могут поймать с поличным человека, "зависающего" на YouTube в рабочее время.
Даже разъездные работники не могут укрыться от всевидящего ока корпорации. Несколько стартапов, например Pureware и Zscaler, запустили софт для отслеживания сотрудников, работающих дистанционно.  Веб-запросы проходят через службу сетевого мониторинга, которая может блокировать доступ к некоторым сайтам или сообщать о посещении определенных ресурсов.
Софт-шпион может быть использован, чтобы поймать сотрудников на "показухе", когда те появляются в офисе каждый день и при этом ничего не делают. Питер Чиз, из Accenture, крупнейшей мировой  консалтинговой компании, говорит, что "показуха" стала очень распространенным явлением и вызвана нарушением коммуникации между персоналом и управленцами в фирмах, переживающих финансовые проблемы.
Но хотя слежка за рабочей силой может поставлять информацию, которая кажется полезной, она не помогает решать раскрывающиеся таким образом проблемы. Также это может серьезно испортить атмосферу в коллективе и подорвать взаимное доверие. Чиз предупреждает: "Если вы вынуждены все время проверять своих сотрудников, у вас есть проблемы серьезнее, чем просто недостаточная производительность труда".

Источник: strana.ru