Художник купил персональные данные 346 тысяч жителей Китая для музейной экспозиции

20.04.2018

Вернуться к списку новостей

32-летний художник из Пекина Денг Юфенг хотел создать произведение искусства, которое заставило бы зрителей задуматься о конфиденциальности личной информации. Чтобы реализовать художественный замысел, автор купил в интернете персональные данные и превратил их в экспозицию под названием «Секреты 346 тысяч жителей Уханя». Полиция не оценила иронию художника.

Власти города Ухань закрыли выставку в местном музее спустя два дня после открытия. Художнику сообщили, что против него ведут расследование по подозрению в сборе информации незаконными методами.

Художественный проект совпал с набирающими силу дебатами об отсутствии приватности данных в Китае, где технологические компании отодвигают пользователей на второй план, когда дело доходит до использования данных. Брокеры регулярно – и незаконно – покупают и продают персональную информацию в Сети. В результате китайцы подвергаются настоящим «бомбардировкам» звонками и сообщениями, где им предлагают взять кредит в банке или купить дом. Сообщения при этом слишком персонализированы, чтобы оказаться случайными.

Денг Юфенг объяснил, что надеялся привлечь внимание китайцев к подобному сценарию.

«Неприятные, надоедливые сообщения превратились в обыденную вещь, и мы выработали привычку игнорировать их без возражений, – приводит слова художника The New York Times. – Большинство людей здесь, в Китае, находится в одинаковом состоянии – состоянии беспомощности».

В марте 2018 года глава крупнейшего китайского поискового сервиса Baidu вызвал бурю негодования в обществе, когда заявил, что китайцы готовы торговать приватностью в обмен на удобство и безопасность. В декабре 2017 года разработчик Qihoo 360 стал объектом критики после того, как блогеры обнаружили, что компания собирает цифровые профили посетителей ресторанов и спортзалов в Пекине и распространяет данные на собственной платформе без разрешения пользователей. Однако самая крупная и влиятельная структура, которая собирает персональные данные в Китае, – правительство. Когда технологические компании объединяют усилия с государственными структурами, дебаты сходят на нет.

В таких условиях полгода назад Денг Юфенг начал скупать пользовательские данные. Для связи с продавцами он использовал китайский мессенджер QQ, где легко нашел нужный товар. Всего за 800 долларов, или 0,001 доллара за человека, он получил имена, номера телефонов, данные об онлайн-покупках, маршруты путешествий и автомобильные регистрационные знаки.

Денг Юфенг понимал, что нарушает закон, но хотел доказать свою точку зрения.

«Художники не просто создают прекрасное, – уверен Денг Юфенг. – В сложном современном мире мы должны нести и социальную ответственность».

Для выставки автор экспозиции напечатал персональные данные на бумаге, используя специальную жидкость. Разглядеть данные на листах, развешенных рядами на стенах музея, можно было только при специальном освещении. Все чувствительные данные были предварительно отредактированы.

Денг Юфенг рассказал, что через два дня после открытия выставки полицейский в штатском сообщил ему, что художник находится под следствием по подозрению в незаконной покупке данных и ему не рекомендуют покидать Ухань. В полиции заявили, что ничего не знают о расследовании.

Заметка о выставке появилась в правительственной газете, где говорилось о том, что проект показал несовершенство законов о защите персональной информации и слабое правоприменение.

«Организатор выставки ставил целью призвать к защите конфиденциальных данных, но сам нарушил закон, купив личную информацию, – отметили авторы заметки. – Это послужит живым юридическим уроком».

Согласно китайским законам, художнику грозит до семи лет заключения. Однако адвокаты, специализирующиеся на делах о защите данных, говорят, что Денг Юфенг вряд ли окажется в тюрьме, потому что у его действий не было «негативных последствий».

Посвященная конфиденциальности данных экспозиция – одна из многих работ художника, затрагивающих социальные проблемы. Другие его проекты были связаны с проблемой похищения детей в Китае, индустрией поддельных удостоверений личности и торговлей оружием.

С помощью волонтеров Денг Юфенг разослал примерно 10 тысяч текстовых сообщений, приглашая на выставку людей, чьи данные использовал. Один из них не особенно обрадовался и написал в ответ: «Ты больной».


Персональные данные


ПОДПИШИТЕСЬ НА ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

Рассказываем о тенденциях отрасли, утечках и способах борьбы с ними