Коммерческий подкуп – российская проблема - SearchInform

Коммерческий подкуп – российская проблема

Защита данных
на базе системы

Коммерческий подкуп – аналог взятки, различие состоит в том, что преступником, получающим материальное вознаграждение, является представитель коммерческой структуры. Не новое для России явление было криминализовано после того, как были подписаны основополагающие международные документы по борьбе с коррупцией.

Коммерческий подкуп как явление бизнес-среды

Привычное для многих явление, опирающееся на старую пословицу «Не подмажешь – не поедешь», внезапно получило криминальный статус. В прошлом десятилетии, по мнению специалистов, в стране ежегодно совершалось до 500 тысяч преступлений, наказываемых по ст. 204 УК РФ, при этом до суда доходило незначительное число.

Сейчас дела возбуждаются относительно часто и не только в бизнес-среде. Фигурантами становятся профсоюзные лидеры, руководители общественных организаций. Недавно в Оренбурге к ответственности привлекли руководителя региональной адвокатской палаты, который за вознаграждение предоставлял статус адвоката. 

Признаки российского типа коррупционного преступления:

  • повсеместное распространение;
  • минимальное осуждение со стороны общественности;
  • присутствие в большинстве отраслей экономической и общественной жизни;
  • уверенность в ненаказуемости деяния;
  • восприятие преступления в качестве сделки, в которой одна сторона оказывает услугу, а вторая ее оплачивает;
  • частое использование в качестве средства давления конкурентами бизнес-структур или рейдерами, решившими захватить бизнес, либо правоохранительными органами в отношении неудобных адвокатов.

Столкнувшись с пресечением коррупционных проявлений со стороны правоохранительных органов, фигуранты уголовных дел часто пытаются решить проблему предложением взятки, чем ухудшают свое положение. Но не остаются в долгу и следователи. Так, в Курске были задержаны двое оперативников по обвинению в провокации дачи взятки предпринимателю-руководителю местного цирка, а вместе с ними под стражей оказался бизнесмен, несколько раз фигурировавший в таких делах в качестве передающего мзду и называемый «штатным взяткодателем полиции». Иногда под статью «коммерческий подкуп» подводят финансирование избирательных кампаний неугодных региональных политиков.

Основные сферы экономики, в которых привлекают к ответственности за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп широко распространен во всех отраслях бизнеса, но анализ судебных дел показывает, что наиболее часто факты передачи мзды возникают:

  • при приемке промежуточных этапов строительных работ, для подписания акта приемки вне зависимости от недостатков в целях получения финансирования следующего этапа;
  • при закупке и поставке оборудования, имеющего заведомые недостатки;
  • в процессе банкротства предприятия;
  • в сфере ЖКХ;
  • в железнодорожном бизнесе при ремонте вагонов;
  • в торговле;
  • в банках и кредитных организациях, когда решение о предоставлении кредита принимается за определенную плату;
  • в садовых товариществах и кооперативах, при выделении участков, оформлении документов или организации коммуникаций;
  • в электроэнергетике при подключении к мощностям.

Особенно распространенной проблемой является коммерческий подкуп при определении поставщиков любых ресурсов компаниям. На практике даже введение тендерных процедур не снижает риска того, что контракт будет отдан не лучшему предложению, а тому, чьи сотрудники смогли мотивировать руководство покупателя.

Особенности преступления

В коммерческом подкупе в России проявляются следующие тенденции:

  1. Чем больше усиливается контроль за наличным оборотом денежных средств, тем сложнее становится передавать крупные суммы, находятся все новые способы. Если раньше, чтобы устранить подозрения в подкупе, оговоренную сумму можно было проиграть в карты, то сейчас злоумышленники создают себе биткоин-кошельки.
  2. Широко представлено явление вымогательства взятки, иногда нет необходимости оговаривать требование о передаче денег. После фразы «Ну вы же понимаете» на бумаге записывают сумму желаемого вознаграждения. В качестве посредника при вымогательстве иногда выступают адвокаты, поставщики услуг на профессиональном рынке (например, реестродержатели или оценщики, нотариусы) или сотрудники правоохранительных органов.
  3. Расширяется практика, когда в роли субъекта преступления в качестве мздоимца выступает не гражданин, а компания. Так, в Сарапуле должностное лицо одной из компаний привлекли к ответственности за систематическую передачу сумм коммерческого подкупа руководителей другой компании за общее покровительство и продвижение интересов фирмы. Руководитель получил наказание в виде лишения свободы, а его фирма была оштрафована на 1 миллион рублей.
  4. Растет средняя сумма коммерческого подкупа. В СМИ все чаще фигурируют размеры вознаграждения, превышающие 10-12 миллионов рублей. По данным МВД, в 2016 году средняя сумма подкупа составила 203 тысячи рублей, при этом фиксируется, что размер подкупа обычно составляет 10-12 % от размера сделки, ради совершения которой он предлагается. В приговорах региональных судов наиболее часто встречаются суммы от 450 тысяч до 1 миллиона рублей.

С точки зрения предмета преступления крайне редко преступники имеют хорошую фантазию, статистика показывает следующую картину:

  • наличные денежные средства в рублях или иностранной валюте – 78 %;
  • безналичные деньги, поступающие на счета преступника или аффилированных либо находящихся под его управлением компаний, – 10 %;
  • имущество в разных формах – от туш убитых на охоте животных и серебряных ложек до недвижимости. Применительно к объектам недвижимости сделка купли-продажи совершается по заниженной стоимости, преступнику предоставляется право в дальнейшем реализовать их по истинной цене.

Портрет типичного преступника

Исследования показывают, что наиболее часто (57 %) коррупционные преступления совершают люди в зрелом возрасте (30-39 лет). Женщины оказываются виновными в 36 % случаев, наличие организованной группы фиксируется не более чем в 3 % случаев. Около 45 % преступников имеют высшее образование, но среди тех, кто получает незаконное вознаграждение, количество образованных людей возрастает до 86 %. 

В профессиональном плане в наибольшей группе риска:

  • менеджеры по продажам;
  • закупщики;
  • руководители строительства и производители работ;
  • руководители филиалов и подразделений компаний;
  • главные инженеры;
  • временные управляющие на разных стадиях банкротства предприятий;
  • административные директора и другой персонал, имеющий административно-распорядительные функции;
  • финансовые директора и другие лица, имеющие возможность ускорить платежи по договорам в пользу одних контрагентов в ущерб интересам других.

На практике любое лицо коммерческой компании, имеющее возможность организовать перечисление средств в пользу других лиц, как в рамках договора, так и вне его, оказывается потенциальным правонарушителем и попадает в сферу взяткодателей или профессиональных посредников, решал.

Посредничество в коммерческом подкупе

Фигуранты, проходящие по этим делам, отличаются от преступников, виновных в даче и получении мзды. Часто в качестве посредника выступают адвокаты, но дела в их отношении разваливаются благодаря умению так формулировать свои действия, что доказательства наличия состава преступления отсутствуют. 

Посредники выступают в трех функциях:

  • при непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа;
  • при передаче предложения о совершении определенных действий за вознаграждение;
  • при вымогательстве вознаграждения.

В первом случае преступление образует собственный состав, во втором и третьем такие посредники выступают в качестве соучастников. Создание в российском обществе отдельного класса посредников-«решал» привело к необходимости криминализовать отдельный состав – посредничество при передаче коммерческого подкупа.

Анализ коммерческого подкупа как преступления показывает, что это общественное зло не всегда пресекается должным образом.

12.02.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.