Коммерческий подкуп: статистика - SearchInform

Коммерческий подкуп: статистика

Защита данных
на базе системы

Совершение преступлений коррупционной направленности для России не редкость. Одним из распространённых типов нарушений является коммерческий подкуп, при котором мзда дается не государственному чиновнику, а руководителю коммерческой фирмы. Статистика по этому типу преступлений показывает, насколько хорошо правоохранительные органы решают задачу по выявлению и предотвращению преступлений. 

Статистика по количеству преступлений

Сложно найти точные цифры по делам по коммерческому подкупу, опираясь на сообщения в СМИ. Портал судебной статистики дает информацию за три года – 2016-2018, хотя статья за это преступление появилась еще в первой редакции УК РФ в 1997 году, и данные представлены крайне скупо:

  • 2016 год – рассмотрено 472 дела, всего по ним проходило 492 человека. 361 человек был осужден. Доля осужденных из всех обвиняемых составила 73 %;
  • 2017 год – рассмотрено 315 дел, всего по ним проходило 312 человек. 262 человека было осуждено. Доля осужденных из всех обвиняемых составила 84 %;
  • 2018 год – рассмотрено 273 дела, всего по ним в качестве обвиняемых проходило 267 человек. 208 человек было осуждено. Доля осужденных из всех обвиняемых составила 77,9 %.

Информация не позволяет сделать однозначных выводов, но просматриваются две тенденции:

1. В течение трех лет количество рассмотренных дел неуклонно падает. Это не говорит о возросшем правосознании, а скорее свидетельствует о том, что преступники стали осторожнее и дела по коммерческому подкупу все реже попадают в поле зрения правоохранительных органов.

2. Низкий процент осужденных – 65-66% из 100%, участвующих в деле. Для сравнения: по делам о разбое процент осужденных достигает 98-99 %. Можно предположить, что фигуранты дел по коммерческому подкупу способны нанять опытного адвоката, а доказывание по этим делам осложнено высоким профессиональным и интеллектуальным уровнем преступников, способных маскировать свою деятельность.

Но если обратиться к данным портала sudact.ru, на котором публикуются решения и постановления судов всех уровней, и посмотреть статистику по взяточничеству в сфере коммерции, начиная с 2010 года (более ранние документы в базу не вносились), можно увидеть следующее:

  • всего в базу на начало февраля 2020 года внесено 4 279 документов. Среди них присутствуют приговоры по первой инстанции и постановления об обжаловании приговоров. Средняя цифра дел, рассматриваемых в год, в общем совпадает с представленными на портале судебной статистики. Она колеблется в диапазоне 350-400 дел в год с учетом того, что ряд документов относится к административному судопроизводству. 204-я ст. УК РФ в ходе рассмотрения была переквалифицирована в ст. 19.28 КоАП. Но при том, что в 2010-2011 годах был вынесен только один приговор, уже за 2012 год в базу внесено 493 документа;
  • 1 031 документ относится к апелляционной инстанции. Небольшое количество дел подсудимые пытаются пересмотреть, будучи недовольными приговором, равно и обвинители не стремятся обжаловать приговор. Это может говорить о том, что в большинстве дел обвинением изначально запрашиваются минимальные сроки в обмен на признательные показания;
  • если изучить региональный срез, то выявляется интересная неравномерность. В Москве за 10 лет было рассмотрено чуть более 200 дел по ст. 204 УК РФ (в базе 265 документов), в Санкт-Петербурге – 66 документов, в Белгородской области – 28 документов, в Астраханской области – 18 документов, в Еврейской автономной области – 6 документов в период с 2011 по 2020 год. По большинству областей центральной и северной России статистика по коррупционным преступлениям находится в пределах 30-40 дел. Лидерами рейтинга, кроме Москвы, являются Самарская область – 226 дел, Ростовская область – 179, Саратовская – 160, Башкортостан – 141, Татарстан – 123. В некоторых субъектах Федерации, например, в Ингушетии, дел по этой статье за указанный период не возникало. Здесь сложно найти какую-либо закономерность, связанную с реальной распространенностью преступления, скорее, в связи с некоторыми аспектами регионального управления правоохранители концентрировались на преступлениях коррупционной направленности. 

Кроме того, интересно проанализировать данные по ст. 19.28 КоАП о незаконном вознаграждении от имени юридического лица и являющейся своеобразным аналогом ст. 204 УК РФ, но с меньшим уровнем ответственности.  По ней цифры следующие:

  • за 2011-2020 годы в базе появилось 1 325 документов;
  • лидерами рейтинга остаются Москва и Саратовская область.

Статья КоАП применяется в четыре раза реже, чем 204-я УК РФ. Но она интересна тем, что опосредованно вводит в российское законодательство понятие ответственности именно юридического лица. Этого требуют нормы Конвенции ОЭСР, подписанной Россией в 2012 году. Так как это понятие не органично российской правовой системе в принципе, статья не нашла широкого применения, ее попытались заменить мелким коммерческим подкупом (ст. 204.2 УК), но безуспешно. 

По ст. 204.2 в базе судебных актов за время ее введения в законодательство было принято всего 98 судебных актов. Также по статье 204.1 – посредничество в рамках предложения взяток коммерсантам – в базе судебных актов всего 58 документов. Это свидетельствует о том, что за время введения нормы в УК по ней были осуждены не более 40 человек. Высокая латентность преступления препятствует его расследованию и доведению до суда.

Статистика по субъектному составу

Точные данные по расследованию преступлений в сфере бизнес-взяточничества в связи с особенностями раскрытия информации в этой сфере, тайной следствия, неоцифрованностью ряда документов и переводом некоторых дел в группу закрытых получить сложно. При этом информацию по типичному преступнику, предлагающему или получающему подкуп, правоохранительные органы предоставляют охотно. Многие страны, даже члены конвенции ОЭСР по противодействию коррупции, практически не выкладывают в Интернет данные о судебных делах.

Но ввиду большого интереса общественности к теме борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура составила статистический портрет российского коррупционера. Это добропорядочный гражданин в возрасте 30-49 лет, обычно высоко оцениваемый руководством. В большинстве случаев он имеет высшее образование, причем 70 % взяточников – мужчины.

Полученный нелегальный доход часто легализуется через консалтинговые или посреднические услуги. Большинство коррупционеров стремятся максимально снизить риск уголовной ответственности, поэтому берут взятки не напрямую, а через посредников. Широко распространенную практику сбора мзды с сотрудников компании Генпрокуратура не рассматривает в качестве преступления, преследуемого в рамках ст. 204 УК РФ, так как она формально не попадает под состав статьи Уголовного кодекса.

В качестве взяткодателей часто выступают руководители организаций частного бизнеса, но иногда это люди, напрямую не относящиеся к бизнес-структурам. Обычно это мужчина в возрасте 35-55 лет, и высшее образование он имеет в 50 % случаев. Но чаще это молодой человек в возрасте до 35 лет. Доля иностранцев в расследованных коррупционных преступлениях не превышает 5 %.

Большинство получателей мзды ввиду высокой латентности преступления уходят из поля зрения правоохранительных органов. Поэтому предложенный Генпрокуратурой портрет типичного взяточника слишком общий. Изучение конкретных дел дает большее представление о том, кого привлекают к уголовной ответственности.

Статистика по суммам

Привлекает внимание статистика по суммам вознаграждения. В судебной практике в подавляющем большинстве дел средний размер суммы, за которую следует уголовная ответственность, находится в пределах 1-2 миллионов рублей. Крайне редко встречаются вознаграждения в форме недвижимого имущества или в иностранной валюте. Из 4 тысяч дел всего в 60 встречаются суммы в долларах, они варьируются в пределах 6-10 тысяч. Более крупные суммы оказываются вне поля зрения правоохранителей.

Статистика дел по коммерческому подкупу дает общее представление о реальной ситуации. Слишком много дел или не доходит до суда, или остается в тени. Но общее представление по открытой информации составить можно, равно как и понять, как меняется ситуация по мере усиления внимания именно к коррупционным преступлениям.

18.02.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.