Совершение преступлений коррупционной направленности для России не редкость. Одним из распространённых типов нарушений является коммерческий подкуп, при котором мзда дается не государственному чиновнику, а руководителю коммерческой фирмы. Статистика по этому типу преступлений показывает, насколько хорошо правоохранительные органы решают задачу по выявлению и предотвращению преступлений.
Сложно найти точные цифры по делам по коммерческому подкупу, опираясь на сообщения в СМИ. Портал судебной статистики дает информацию за три года – 2016-2018, хотя статья за это преступление появилась еще в первой редакции УК РФ в 1997 году, и данные представлены крайне скупо:
Информация не позволяет сделать однозначных выводов, но просматриваются две тенденции:
1. В течение трех лет количество рассмотренных дел неуклонно падает. Это не говорит о возросшем правосознании, а скорее свидетельствует о том, что преступники стали осторожнее и дела по коммерческому подкупу все реже попадают в поле зрения правоохранительных органов.
2. Низкий процент осужденных – 65-66% из 100%, участвующих в деле. Для сравнения: по делам о разбое процент осужденных достигает 98-99 %. Можно предположить, что фигуранты дел по коммерческому подкупу способны нанять опытного адвоката, а доказывание по этим делам осложнено высоким профессиональным и интеллектуальным уровнем преступников, способных маскировать свою деятельность.
Но если обратиться к данным портала sudact.ru, на котором публикуются решения и постановления судов всех уровней, и посмотреть статистику по взяточничеству в сфере коммерции, начиная с 2010 года (более ранние документы в базу не вносились), можно увидеть следующее:
Кроме того, интересно проанализировать данные по ст. 19.28 КоАП о незаконном вознаграждении от имени юридического лица и являющейся своеобразным аналогом ст. 204 УК РФ, но с меньшим уровнем ответственности. По ней цифры следующие:
Статья КоАП применяется в четыре раза реже, чем 204-я УК РФ. Но она интересна тем, что опосредованно вводит в российское законодательство понятие ответственности именно юридического лица. Этого требуют нормы Конвенции ОЭСР, подписанной Россией в 2012 году. Так как это понятие не органично российской правовой системе в принципе, статья не нашла широкого применения, ее попытались заменить мелким коммерческим подкупом (ст. 204.2 УК), но безуспешно.
По ст. 204.2 в базе судебных актов за время ее введения в законодательство было принято всего 98 судебных актов. Также по статье 204.1 – посредничество в рамках предложения взяток коммерсантам – в базе судебных актов всего 58 документов. Это свидетельствует о том, что за время введения нормы в УК по ней были осуждены не более 40 человек. Высокая латентность преступления препятствует его расследованию и доведению до суда.
Точные данные по расследованию преступлений в сфере бизнес-взяточничества в связи с особенностями раскрытия информации в этой сфере, тайной следствия, неоцифрованностью ряда документов и переводом некоторых дел в группу закрытых получить сложно. При этом информацию по типичному преступнику, предлагающему или получающему подкуп, правоохранительные органы предоставляют охотно. Многие страны, даже члены конвенции ОЭСР по противодействию коррупции, практически не выкладывают в Интернет данные о судебных делах.
Но ввиду большого интереса общественности к теме борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура составила статистический портрет российского коррупционера. Это добропорядочный гражданин в возрасте 30-49 лет, обычно высоко оцениваемый руководством. В большинстве случаев он имеет высшее образование, причем 70 % взяточников – мужчины.
Полученный нелегальный доход часто легализуется через консалтинговые или посреднические услуги. Большинство коррупционеров стремятся максимально снизить риск уголовной ответственности, поэтому берут взятки не напрямую, а через посредников. Широко распространенную практику сбора мзды с сотрудников компании Генпрокуратура не рассматривает в качестве преступления, преследуемого в рамках ст. 204 УК РФ, так как она формально не попадает под состав статьи Уголовного кодекса.
В качестве взяткодателей часто выступают руководители организаций частного бизнеса, но иногда это люди, напрямую не относящиеся к бизнес-структурам. Обычно это мужчина в возрасте 35-55 лет, и высшее образование он имеет в 50 % случаев. Но чаще это молодой человек в возрасте до 35 лет. Доля иностранцев в расследованных коррупционных преступлениях не превышает 5 %.
Большинство получателей мзды ввиду высокой латентности преступления уходят из поля зрения правоохранительных органов. Поэтому предложенный Генпрокуратурой портрет типичного взяточника слишком общий. Изучение конкретных дел дает большее представление о том, кого привлекают к уголовной ответственности.
Привлекает внимание статистика по суммам вознаграждения. В судебной практике в подавляющем большинстве дел средний размер суммы, за которую следует уголовная ответственность, находится в пределах 1-2 миллионов рублей. Крайне редко встречаются вознаграждения в форме недвижимого имущества или в иностранной валюте. Из 4 тысяч дел всего в 60 встречаются суммы в долларах, они варьируются в пределах 6-10 тысяч. Более крупные суммы оказываются вне поля зрения правоохранителей.
Статистика дел по коммерческому подкупу дает общее представление о реальной ситуации. Слишком много дел или не доходит до суда, или остается в тени. Но общее представление по открытой информации составить можно, равно как и понять, как меняется ситуация по мере усиления внимания именно к коррупционным преступлениям.
18.02.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных