Коммерческий подкуп: статистика

Защита данных
на базе системы

СёрчИнформ КИБ
30 дней для тестирования «СёрчИнформ КИБ»ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Время чтения
Шрифт

Совершение преступлений коррупционной направленности для России не редкость. Одним из распространённых типов нарушений является коммерческий подкуп, при котором мзда дается не государственному чиновнику, а руководителю коммерческой фирмы. Статистика по этому типу преступлений показывает, насколько хорошо правоохранительные органы решают задачу по выявлению и предотвращению преступлений. 

Статистика по количеству преступлений

Сложно найти точные цифры по делам по коммерческому подкупу, опираясь на сообщения в СМИ. Портал судебной статистики дает информацию за три года – 2016-2018, хотя статья за это преступление появилась еще в первой редакции УК РФ в 1997 году, и данные представлены крайне скупо:

  • 2016 год – рассмотрено 472 дела, всего по ним проходило 492 человека. 361 человек был осужден. Доля осужденных из всех обвиняемых составила 73 %;
  • 2017 год – рассмотрено 315 дел, всего по ним проходило 312 человек. 262 человека было осуждено. Доля осужденных из всех обвиняемых составила 84 %;
  • 2018 год – рассмотрено 273 дела, всего по ним в качестве обвиняемых проходило 267 человек. 208 человек было осуждено. Доля осужденных из всех обвиняемых составила 77,9 %.

Информация не позволяет сделать однозначных выводов, но просматриваются две тенденции:

1. В течение трех лет количество рассмотренных дел неуклонно падает. Это не говорит о возросшем правосознании, а скорее свидетельствует о том, что преступники стали осторожнее и дела по коммерческому подкупу все реже попадают в поле зрения правоохранительных органов.

2. Низкий процент осужденных – 65-66% из 100%, участвующих в деле. Для сравнения: по делам о разбое процент осужденных достигает 98-99 %. Можно предположить, что фигуранты дел по коммерческому подкупу способны нанять опытного адвоката, а доказывание по этим делам осложнено высоким профессиональным и интеллектуальным уровнем преступников, способных маскировать свою деятельность.

Но если обратиться к данным портала sudact.ru, на котором публикуются решения и постановления судов всех уровней, и посмотреть статистику по взяточничеству в сфере коммерции, начиная с 2010 года (более ранние документы в базу не вносились), можно увидеть следующее:

  • всего в базу на начало февраля 2020 года внесено 4 279 документов. Среди них присутствуют приговоры по первой инстанции и постановления об обжаловании приговоров. Средняя цифра дел, рассматриваемых в год, в общем совпадает с представленными на портале судебной статистики. Она колеблется в диапазоне 350-400 дел в год с учетом того, что ряд документов относится к административному судопроизводству. 204-я ст. УК РФ в ходе рассмотрения была переквалифицирована в ст. 19.28 КоАП. Но при том, что в 2010-2011 годах был вынесен только один приговор, уже за 2012 год в базу внесено 493 документа;
  • 1 031 документ относится к апелляционной инстанции. Небольшое количество дел подсудимые пытаются пересмотреть, будучи недовольными приговором, равно и обвинители не стремятся обжаловать приговор. Это может говорить о том, что в большинстве дел обвинением изначально запрашиваются минимальные сроки в обмен на признательные показания;
  • если изучить региональный срез, то выявляется интересная неравномерность. В Москве за 10 лет было рассмотрено чуть более 200 дел по ст. 204 УК РФ (в базе 265 документов), в Санкт-Петербурге – 66 документов, в Белгородской области – 28 документов, в Астраханской области – 18 документов, в Еврейской автономной области – 6 документов в период с 2011 по 2020 год. По большинству областей центральной и северной России статистика по коррупционным преступлениям находится в пределах 30-40 дел. Лидерами рейтинга, кроме Москвы, являются Самарская область – 226 дел, Ростовская область – 179, Саратовская – 160, Башкортостан – 141, Татарстан – 123. В некоторых субъектах Федерации, например, в Ингушетии, дел по этой статье за указанный период не возникало. Здесь сложно найти какую-либо закономерность, связанную с реальной распространенностью преступления, скорее, в связи с некоторыми аспектами регионального управления правоохранители концентрировались на преступлениях коррупционной направленности. 

Кроме того, интересно проанализировать данные по ст. 19.28 КоАП о незаконном вознаграждении от имени юридического лица и являющейся своеобразным аналогом ст. 204 УК РФ, но с меньшим уровнем ответственности.  По ней цифры следующие:

  • за 2011-2020 годы в базе появилось 1 325 документов;
  • лидерами рейтинга остаются Москва и Саратовская область.

Статья КоАП применяется в четыре раза реже, чем 204-я УК РФ. Но она интересна тем, что опосредованно вводит в российское законодательство понятие ответственности именно юридического лица. Этого требуют нормы Конвенции ОЭСР, подписанной Россией в 2012 году. Так как это понятие не органично российской правовой системе в принципе, статья не нашла широкого применения, ее попытались заменить мелким коммерческим подкупом (ст. 204.2 УК), но безуспешно. 

По ст. 204.2 в базе судебных актов за время ее введения в законодательство было принято всего 98 судебных актов. Также по статье 204.1 – посредничество в рамках предложения взяток коммерсантам – в базе судебных актов всего 58 документов. Это свидетельствует о том, что за время введения нормы в УК по ней были осуждены не более 40 человек. Высокая латентность преступления препятствует его расследованию и доведению до суда.

Статистика по субъектному составу

Точные данные по расследованию преступлений в сфере бизнес-взяточничества в связи с особенностями раскрытия информации в этой сфере, тайной следствия, неоцифрованностью ряда документов и переводом некоторых дел в группу закрытых получить сложно. При этом информацию по типичному преступнику, предлагающему или получающему подкуп, правоохранительные органы предоставляют охотно. Многие страны, даже члены конвенции ОЭСР по противодействию коррупции, практически не выкладывают в Интернет данные о судебных делах.

Но ввиду большого интереса общественности к теме борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура составила статистический портрет российского коррупционера. Это добропорядочный гражданин в возрасте 30-49 лет, обычно высоко оцениваемый руководством. В большинстве случаев он имеет высшее образование, причем 70 % взяточников – мужчины.

Полученный нелегальный доход часто легализуется через консалтинговые или посреднические услуги. Большинство коррупционеров стремятся максимально снизить риск уголовной ответственности, поэтому берут взятки не напрямую, а через посредников. Широко распространенную практику сбора мзды с сотрудников компании Генпрокуратура не рассматривает в качестве преступления, преследуемого в рамках ст. 204 УК РФ, так как она формально не попадает под состав статьи Уголовного кодекса.

В качестве взяткодателей часто выступают руководители организаций частного бизнеса, но иногда это люди, напрямую не относящиеся к бизнес-структурам. Обычно это мужчина в возрасте 35-55 лет, и высшее образование он имеет в 50 % случаев. Но чаще это молодой человек в возрасте до 35 лет. Доля иностранцев в расследованных коррупционных преступлениях не превышает 5 %.

Большинство получателей мзды ввиду высокой латентности преступления уходят из поля зрения правоохранительных органов. Поэтому предложенный Генпрокуратурой портрет типичного взяточника слишком общий. Изучение конкретных дел дает большее представление о том, кого привлекают к уголовной ответственности.

Статистика по суммам

Привлекает внимание статистика по суммам вознаграждения. В судебной практике в подавляющем большинстве дел средний размер суммы, за которую следует уголовная ответственность, находится в пределах 1-2 миллионов рублей. Крайне редко встречаются вознаграждения в форме недвижимого имущества или в иностранной валюте. Из 4 тысяч дел всего в 60 встречаются суммы в долларах, они варьируются в пределах 6-10 тысяч. Более крупные суммы оказываются вне поля зрения правоохранителей.

Статистика дел по коммерческому подкупу дает общее представление о реальной ситуации. Слишком много дел или не доходит до суда, или остается в тени. Но общее представление по открытой информации составить можно, равно как и понять, как меняется ситуация по мере усиления внимания именно к коррупционным преступлениям.

18.02.2020

ПОДПИШИТЕСЬ НА ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

Рассказываем о тенденциях отрасли, утечках и способах борьбы с ними