Отличие взятки от коммерческого подкупа - SearchInform

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Защита данных
на базе системы

Вступление России в общемировую борьбу с коррупцией вызвало ряд изменений в статьях УК РФ, регулирующих взятку (290 УК РФ) и коммерческий подкуп (204 УК РФ). Их основные различия лежат в сфере интересов сторон коррупционной сделки и в сфере объекта посягательства.

Основные отличия составов преступлений

Обе статьи направлены на борьбу с коррупцией и совершенствовались каждый раз после подписания Россией очередной международной конвенции по борьбе с коррупцией. Последние изменения в регулировании приходятся на 2016 год. 

Основные отличия двух видов преступлений:

1. Объект посягательства для преступлений различен, поэтому они разнесены в разные главы УК РФ. Участники коррупционной сделки при коммерческом подкупе посягают на интересы службы в предпринимательстве и в общественных организациях, при взятке преступники совершают преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

2. Различен облик преступника – получателя мзды. При коммерческом подкупе это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной, например, общественной, организации. При служебном типе преступления это должностное лицо, иностранное должностное лицо или должностное лицо международной организации. Под должностным лицом по смыслу ст. 285 УК РФ понимается лицо, выполняющее функции представителя власти или занимающее ответственный пост в исполнительной власти, госкомпаниях и госкорпорациях, в Вооруженных силах.

3. Из различия в субъекте возникает и третий момент – бизнес-вариант деяния строго национален. 290 ст. УК позволяет привлечь к ответственности российского гражданина за дачу взятки иностранному подданному. Интересен в этой ситуации такой вид наказания, как лишение иностранного должностного лица или должностного лица международной организации права занимать определенные должности. Очевидно, что это наказание применительно только для должностей в России, иностранные граждане априори лишены этого права. 

4. Различна сфера интересов получателя мзды. При получении мзды в бизнесе его интересы лежат строго в области предпринимательской деятельности, в сравниваемом случае он оказывается заинтересованным в нарушении нормального функционирования работы государственного аппарата в своих интересах.

5. Различен состав требований должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в частной организации. При коммерческом подкупе имущественные блага передаются только за определенные действия или бездействие, а в случае предложения мзды чиновнику предметом требований может стать общее покровительство по службе или попустительство. 

6. Вводится критерий законности действий. В случае преступления в сфере бизнеса ответственность возрастет, если от получателя имущественных благ требуются заведомо незаконные действия или бездействие. При получении мзды чиновником совершение любых шагов, мотивированных их оплатой, за меньшую мзду менее наказуемо, чем получение взятки в крупном размере.

7. Подкуп всегда предварителен, он осуществляется за совершение определенных действий и перед ними. Сравниваемый состав преступления может выражаться в форме предварительного стимулирования и последующей благодарности за уже совершенные действия.

8. Ответственность субъектов преступления дифференцирована. При подкупе равную ответственность несут обе стороны коррупционной сделки, при взятке ответственность государственного чиновника или офицера всегда выше, чем у простого гражданина, передающего мзду.

9. Различие в тяжести наказания. Штраф кратен сумме полученного имущества. Если она предоставлена в особо крупном размере (более миллиона рублей), то наказание виновнику может быть назначено в виде штрафа, превышающего размер полученного блага в 50 раз для коммерческого типа деяния и в 100 раз для служебного. Различается и максимальный размер наказания в виде лишения свободы. Для коммерческих преступлений он составит 12 лет, а если пострадали интересы государственной службы, виновному грозит 15 лет.

10. За взятку в небольшом или значительном размере лица, занимающие государственную должность, или руководители органов местного самоуправления несут большую ответственность, чем другие субъекты преступления. Если она получена в крупном размере, мера ответственности уравнивается.

Анализируя различия между взяткой и коммерческим подкупом, можно увидеть, что законодатель намного строже относится к тем, кто совершает преступления против государственной службы, чем к тем, кто получает мзду от невыполнения служебных обязанностей в коммерческих организациях. При этом интересным моментом является то, что руководители компаний с участием государства на уровне контрольного пакета, действующих в сфере исключительно коммерческого оборота, вне зависимости от размера их активов и сферы деятельности наказываются за взятку так же строго, как и государственные чиновники.

14.02.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.