В пятницу дал комментарий телеканалу ОТР, где журналисты подняли тему «слежки» за людьми через смартфоны и другие устройства.
Поводом стал опрос, согласно которому 77% опрошенных россиян убеждены, что за ними через гаджеты ведется наблюдение. 47% полагает, что опасаться надо спецслужб, 39% больше боятся злоумышленников. При этом 20,1% респондентов считают, что слежка идет тотальная, то есть фиксируется все, что только можно увидеть, услышать и запомнить, благодаря действиям пользователя смартфона. При этом люди более молодого поколения, до 35 лет, меньше переживают по данному поводу, полагая, что такие страхи – не более чем паранойя.
Из всех современных гаджетов, смартфон, конечно, наиболее функциональное устройство – это и хранилище данных, и средство их передачи, и устройство для съемки и фиксирования звука. Поэтому поводов для переживаний у владельцев смартфонов объективно больше, чем у обладателей умных чайников и телевизоров. Никого не шокирует, что сайты, которые мы посещаем (с компьютеров или смартфонов), делают цифровые отпечатки браузера, что приложения хранят всю историю наших перемещений, знают о наших предпочтениях. Что все это грозит утечками данных, назойливой рекламой. Из последнего, например, новость от Facebook, который сообщил, что с помощью искусственного интеллекта намерен изучить зашифрованные переписки в WhatsApp. Обещают, что фактически расшифровывать переписки не будут, а аналитики считают, что обезличенные данные можно будет использовать для настройки таргетированной рекламы.
Но все же сервисам еще есть чем удивить общественность. Так Apple сообщила, что осенью с выходом iOS 15 начнет просматривать и анализировать контент устройств (резервируемый в облаке) на предмет нахождения фактов насилия над детьми и тому подобного. А заодно и фиксировать опасные голосовые сообщения, с помощью своих ассистентов.
Учитывая все выше сказанное не лишним будет порассуждать о том, чьей на самом деле считать информацию, хранимую в облаках и на устройствах. С одной стороны, люди рассматривают цифровой контент на своих гаджетах как собственный. Однако недавние исследования в России показали, что 81% граждан убеждены, что обеспечивать безопасность «их личного» контента должен кто-то другой. Тем самым мы даем, по сути, согласие на то, что кто-то имеет право знать подробности о нашем контенте, в том числе для обеспечения безопасности. Корпорации и сервисы вовсю конкурируют за это право с государством.
И здесь все упирается в вопрос доверия. Одним структурам мы готовы довериться, другим – нет. Кто-то доверяет известному бренду из числа производителей смартфонов, кто-то популярной интернет-компании и разработчику любимого мессенджера, кто-то – органам госвласти.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных