Кирилл Медведев, HR-директор компании «СёрчИнформ», в статье для «Harvard Business Review Россия» перечисляет сигналы, указывающие на психологическую готовность сотрудников к мошенничеству, и приводит алгоритм действий, который поможет удержать работников от неэтичных поступков.
Слово «инсайдер», которое используют по отношению к сотруднику, который крадет информацию в своей компании и продает ее конкурентам, достаточно давно и, без сомнения, надолго вошло в нашу речь.
Инсайдерские атаки — утечки персональной и конфиденциальной информации — среди прочих киберпреступлений имеют самый высокий уровень латентности (сокрытия) и самый низкий показатель раскрываемости.
В зависимости от степени подготовленности «слива» можно разделить инсайдерство на:
Инсайдер — прежде всего мошенник. Казалось бы, личностные детерминанты мошенничества (факторы, определяющие склонность к нему) в силу давней истории и распространенности этого явления должны были быть изучены психологической наукой вдоль и поперек. Но не тут-то было…
Для изучения личности преступника до середины 70-х годов XX века в юридической психологии традиционно использовались теории и методы диспозиционального направления (структурная теория Ганса Айзенка и факторная теория Раймонда Кеттела).
В теории Айзенка криминальность рассматривается как черта личности, причем главный акцент сделан на активно асоциальном, психопатическом преступнике. Мошенники в этой теории не рассматривались.
Кеттелу в своей факторной теории так же не удалось определить комбинации основных или производных черт личности, которые являлись бы детерминантами преступности вообще и мошенничества в частности.
Есть и другие теории, которые пытались раскрыть внутренние нравственно-психологические факторы мошенничества (бихевиористская модель Альбрехта, Венца и Уильямса; когнитивные теории Пиаже, Колберга, Таппа). Однако ни одной не удалось подтвердить связь морального и когнитивного развития у мошенников и других ненасильственных преступников.
Окончательный диагноз таков: наука пока не может дать убедительного объяснения существующему противоречию между высоким общим уровнем личностно-профессионального развития мошенников и их ориентацией на получение материальных благ аморальными и криминальными способами.
Переформулируем. Если не получается прямо сказать мошеннику в лицо: «Ты — инсайдер!», то, может быть, стоит тихо отметить про себя «наличие некоторых склонностей у некоторых личностей».
Склонность человека к мошенничеству, как отметил Кристофер Барнс, можно выявить, изучив его личностные нравственные ценности, особенности принятия моральных решений, саморегуляции, определения его отношения к себе, другим людям, к труду, к деньгам и к нормам закона.
Людей, склонных к мошенничеству, отличают:
Высокое развитие этих признаков говорит о психологической готовности человека к мошенничеству. Но важно помнить и о здоровой атмосфере внутри самой компании.
«Деловой мир оказывает страшное давление, принуждая действовать вопреки правилам здорового и подлинного социума — и постепенно моральные основы человека разъедаются. Он привыкает жить по лжи, верить в одно, но делать другое, он понимает, как важны долгосрочные отношения с клиентом, но действует так, словно во всем мире важно только одно: квартальный отчет», — пишет Роджер Мартин.
«Бытует мнение, что неэтичное поведение на работе — удел нескольких испорченных людей. Это заставляет многие организации не замечать того очевидного факта, что все мы рискуем поступить нечестно под действием определенных обстоятельств, даже если обычно воспринимаем честность как норму. И в то же время для предотвращения неэтичного поведения не требуются радикальные меры», — отмечает в своем исследовании Франческа Джино.
Итак, что же нужно для предотвращения мошенничества и инсайда на работе?
Как лучше все организовать?
Для проведения тестирования кадровые отделы используют специализированные программные продукты, которые автоматически анализируют и интерпретируют данные, что значительно упрощает процесс диагностики.
В общем виде работу можно строить по алгоритму:
1. Четко очертите условно относимые к группе риска должности: кто работает с конфиденциальной информацией, персональными данными, документами, содержащими коммерческую тайну, и т. п.
2. Разработайте нормативные документы, в которых разъясняется, как работникам этих должностей следует обращаться с конфиденциальными данными.
3. Определитесь с профилем должности: какие компетенции кадровики хотели или не хотели бы видеть у специалиста на конкретной позиции.
4. Подберите методики для диагностики морально-психологических качеств.
5. Принимайте превентивные меры: используйте решения для предотвращения утечек данных (DLP-системы).
6. Внедряйте политику защиты данных, отслеживая неавторизованное использование конфиденциальной информации. Информируйте сотрудников о нарушениях — это поможет повысить осведомленность персонала, удерживая их от кражи данных.
7. Проводите постоянную разъяснительную работу: наличие одной только политики, без понимания и эффективного ее применения сотрудниками, не даст результата.
8. Помните, что краже предшествуют ключевые предпосылки: основные проблемы, связанные с мотивацией инсайдера, возникают еще до того, как он совершает кражу.
9. Не упускайте из виду, что сотрудника могут «подталкивать к действию» другие работники. Это часто происходит в случае понижения по службе или когда карьерные ожидания не оправдываются.
10. Добейтесь информирования руководства, HR-отдела и персонала, отвечающего за информационную безопасность, обо всех случаях, когда действующий или уволенный сотрудник обращается к критически важным данным, загружает их нетипичным образом и т. п.
Следуя этим правилам, можно в значительной степени обезопасить себя и свою компанию от превращения людей, потенциально склонных к инсайду, в полноценных, состоявшихся инсайдеров.
Полнофункциональное ПО без ограничений по пользователям и функциональности.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных