Несмотря на военизированное название, под конкурентной разведкой понимается направление бизнес-деятельности, связанное с получением и обработкой информации о конкурентной среде компании. В нормальной рыночной ситуации для сбора данных используются только открытые источники. Но нередко задача решается и некорректными, хакерскими способами. Наиболее часто среди зарубежных компаний этим злоупотребляют китайские. А в США к промышленному шпионажу привлекают даже ресурсы федерального разведывательного ведомства.
Без сбора и анализа информации о конкурентах компания не может развиваться, иногда ей становится даже трудно выживать на перенасыщенных рынках. Служба, организовывающая легальное получение качественной информации, становится одним из важнейших подразделений предприятия. Такое подразделение всегда работает только в рамках законодательства, часто его деятельность ограничивается действующими в корпоративной среде кодексами этики. Этим конкурентная разведка (англ. competitive intelligence) отличается от промышленного шпионажа, который не брезгует незаконными методами получения данных. Еще одно отличие в том, что разведка всегда предоставляет заказчику обработанную и проанализированную информацию высокого качества, шпионаж же предлагает сырые данные, обрабатывать которые еще предстоит, а их достоверность сомнительна. Анализ позволит методом сличения и многочисленных проверок отсеять заведомо недостоверные данные.
Понимание стратегии конкурента оказывается решающим фактором для достижения результатов в бизнесе. Анализ конкурентной среды необходим, но осуществляться он должен методами, не нарушающими законодательство. Несмотря на то, что через цепочку посредников сложно выявить заинтересованное лицо, оно формально не использует самостоятельно вредоносные программы или аппаратные закладки, бизнес-сообщество всегда определит, кто стоит за хакерской атакой.
В конкурентной разведке и промышленном шпионаже источники информации частично совпадают:
Выбор источника информации зависит от поставленной задачи. Наиболее часто используется:
Эти данные находятся в открытом доступе, для их получения не требуется хакерская атака или подкуп инсайдеров с целью организации утечек. Качество доклада при этом зависит от полноты охвата данных и качества анализа, проводимого при помощи специализированных программ специалистами по конкретным рынкам.
Основные критерии оценки качества информации, получаемой методами конкурентной разведки и предоставляемой для анализа:
От качества информации, собранной собственным подразделением конкурентной разведки консалтинговым агентством, зависят финансовые результаты компании.
Разведка всегда использует доступные ресурсы получения сведений максимально полно. Сотрудники компании-конкурента оказываются важным источником информации. Причем для обработки потенциальных агентов и получения данных используются не только честные методы.
Среди способов, которые есть в практике:
Такие ситуации не аналогичны обычным хакерским атакам, они связаны с работой с конкретным человеком и использованием его слабостей, без прямого нарушения закона и вовлечения сотрудника в противоправную деятельность.
По оценкам экспертов, только в США рынок конкурентной разведки превышает 10 миллиардов долларов. А применение простых методов работы с человеческим фактором – социальной инженерии – часто позволяет достигать успехов при небольшом бюджете. Для профессионалов конкурентной разведки часто важным становится найти точное и быстрое решение, позволяющее избежать рисков привлечения к ответственности.
Методы конкурентной разведки, приближающиеся к способам промышленного шпионажа, часто основываются на применении информационных технологий. Далеко не всегда к ответственности можно привлечь заказчика, особенно когда исполнителем становится хакерская группировка, рассредоточенная в нескольких странах мира.
Еще более сложной задачей при выявлении разницы между методами конкурентной разведки и шпионажа окажется ситуация, когда крупные корпорации используют в своих целях государственные разведывательные службы. В США создана система «Эшелон», которая может перехватывать идущие через американские маршрутизаторы IP-пакеты с информацией, распаковывать их и искать там сведения по ключевым словам. Она активно используется против европейских конкурентов, при этом ответственности за незаконные способы получения информации никто не несет. В Китае к промышленному шпионажу активно привлекают хакеров, которые сотрудничают с военным ведомством.
В Японии известен случай, когда пул крупнейших корпораций, выпускающих химические удобрения, решил выйти на рынок Филиппин. Была проведена длительная работа по сбору и анализу данных – и молниеносная операция позволила полностью вытеснить местных производителей. Такие комплексные решения позволяют увеличить долю присутствия на рынках, обеспечить устойчивое развитие корпораций, но требуют существенных ресурсов и связей в правительствах своей и зарубежных стран.
***
Зарубежный опыт конкурентной разведки может оказаться востребованным в России, но хотя современная ситуация не даст возможности воспользоваться рядом специализированных ресурсов. Функции подразделения, осуществляющего сбор и анализ информации, окажутся востребованными в сфере не нападения, а обеспечения безопасности предприятия.
27.03.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных