Персональные данные (ПД) – это любая информация о физическом лице. Сегодня сведения о большинстве граждан являются частью глобальных баз данных. Без предоставления своих персональных данных никто не может открыть банковский счет, устроиться на официальную работу, купить сим-карту, подать документы в учебное заведение и совершить другие повседневные действия.
С сентября 2015 года на территории России действует новый закон «О защите персональных данных». Он включает в себя массу нововведений, основным из которых является запрет на хранение любой информации о жителях РФ на серверах в других странах. Теперь все данные должны добавляться в базы, серверы которых функционируют в Российской Федерации. Рассмотрим детальнее, что регулирует закон и какие правила хранения информации предусматривает.
Под понятием персональных данных понимают любые сведения, которые относятся к живому человеку. Сбор, хранение и обработку такой информации регулирует закон. В каждой стране есть свои нормы и принципы работы с ПД.
Современные информационные и коммуникационные технологии контролируют всю информацию о людях (история оплаты кредитными картами, звонки сотового телефона, позволяющие идентифицировать человека с точностью до 100 метров, интернет-соединение). Личные данные представляют значительную коммерческую ценность, а из-за этого возникают утечки информации:
Новый закон, запрещающий хранение персональных данных российских граждан в других государствах, стал причиной проблем для многих отечественных и заграничных компаний, которые хранят данные пользователей в облаках. Теперь эти компании должны не только организовывать сложную и трудоемкую миграцию информации на российские серверы, но также они обязуются соответствовать законодательству РФ в целом, включая его положения о сборе, хранении, использовании и защите.
Соблюдение этого законодательства остается одним из наиболее важных и сложно решаемых вопросов ведения законного онлайн-бизнеса в России.
Перед началом обработки персональных данных оператор должен уведомить ответственный государственный орган (Роскомнадзор) о персональной обработке сведений и предоставить ему требуемую законом информацию. В свою очередь, Роскомнадзор обязуется вести специальный реестр персональных данных операторов и обновлять его для получения новой информации.
Положения Закона об обработке ПД физического лица предусматривают:
Оператор должен также уведомить Роскомнадзор о любых изменениях в информации, которые связаны с обработкой персональных данных, в течение 10 дней после внесения таких изменений.
Основным и общим условием для юридического сбора и обработки персональных данных является согласие субъекта на выполнение действий с его личной информацией. Однако существуют исключения из этого правила. Согласие не понадобится в таких случаях:
Если организация намерена хранить личные данные в специальной базе данных и использовать их после выполнения трудового договора или договора купли-продажи, без согласия субъекта информация не может быть передана третьи лицам. На практике такое требование часто не соблюдается. В Сети можно найти массу площадок, на которых продаются базы данных телефонных номеров, адресов, паспортов и других важных составляющих персональной информации человека.
Термин «сбор персональных данных» подпадает под общее определение «обработки личной информации». На практике понятие обработки персональных данных включает действия оператора при сборе информации, содержащей ПД, непосредственно от физических лиц либо от третьих лиц, которые получили личные данные легально. Сведения можно собирать по-разному: из специальных опросов, анкет, договоров, контрактов, справок и других документов.
Важно отметить, что закон подробно не рассматривает сам процесс сбора данных, из-за чего подвергся критике. Юридический анализ принятого пакета статей позволил выделить три основных метода сбора личных сведений субъекта:
Обработка персональных данных включает в себя их распределение и совместное использование, а также настройку доступа к таким сведениям. Коммерческие компании могут проводить с информацией любые действия, с которыми согласился субъект, с целью получения финансовой выгоды. К таким действиям относят рассылку рекламы, звонки с различными торговыми предложениями, персонализированный анализ данных.
До 2015 года допускалось хранение персональной информации граждан Российской Федерации на серверах, расположенных за границей. Сегодня все компании и организации обязуются использовать только те сервисы хранения, которые расположены на территории страны. Согласно новому законодательству, ряд мероприятий, связанных с персональными данными, включая сбор, регистрацию, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение и получение персональных данных, должен осуществляться через базы данных, расположенные в Российской Федерации.
Явных исключений из этого ограничительного подхода мало: все они связаны с деятельностью государственных органов, общественными интересами, средствами массовой информации, научными, литературными или иными творческими видами деятельности, а также выполнениями международных соглашений (например, данные в авиабилете, услуги по бронированию). Никаких исключений для любых других категорий персональных данных нет.
Несмотря на отсутствие конкретных и простых требований к операторам ПД, конкретизации в официальных правилах, многие положения закона были приняты без детального рассмотрения.
В законе не указывается, будут ли иностранные компании без физического присутствия в России собирать ПД, но Роскомнадзор заявляет, что законодательные требования будут применяться к любой компании, которая не ориентирована на хранение данных о жителях РФ на территории страны.
Поскольку закон не содержит какого-либо определения «первичного сбора данных», обязательство записывать, систематизировать, накапливать, хранить, обновлять, изменять и извлекать личные сведения, используя расположенные в России БД, применяется везде, где собираются данные.
При записи и хранении информации на серверах, расположенных на территории России, персональные данные могут по-прежнему быть доступными из-за границы или переведены за границу в соответствии с трансграничной технологией передачи данных. Таким образом, личные сведения российских граждан могут обрабатываться в базах данных, расположенных за пределами Российской Федерации, при условии, что вся вновь собранная информация в итоге будет передана для хранения в РФ. Также все данные, хранящиеся за рубежом, должны храниться одновременно и в России.
Вопрос о том, как точно определить гражданство пользователей, должен быть разрешен каждым отдельным оператором персональных данных.
Правила хранения персональных данных можно условно разделить на несколько шагов, каждому из которых обязуется следовать работодатель или компания, которая заинтересована в сборе ПД:
Срок хранения данных зависит от их типа. Закон регулирует автоматическое очищение серверов с целью минимизации затрат. К примеру, личные сообщения пользователей мессенджеров и социальных сетей должны храниться на облаке оператора не более 30 дней. Служебная переписка, данные сотрудников и клиентов не могут удаляться на протяжении 1 года.
В настоящее время рассматривается возможность сокращения установленных сроков, так как большинство провайдеров не могут выполнить эту норму за неимением финансовой и технической возможности.
Среди основных критических замечаний к изменениям 2015 года были следующие:
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных