Противодействие коррупции в системе государственной службы | Меры противодействия коррупции в системе госуслужбы - SearchInform

Противодействие коррупции в системе государственной службы

Примеры готовых политик
безопасности

Коррупция – это проблема, которая касается всех стран, независимо от их статуса и уровня развития. Государственная служба является одним из главных мест проявления коррупции. Злоупотребление должностью среди чиновников приводит к:

  • подрыву легитимности власти;
  • уничтожению фундаментальных ценностей развитого общества;
  • усложнению прямого диалога между властью и общественностью;
  • возникновению народных недовольств. Как следствие, появляется угроза суверенитету государства.

Система государственной службы должна предусматривать эффективные механизмы противодействия коррупции. Уровень экономики и жизни людей напрямую зависит от результата работы этих механизмов.

Причины появления и текущий уровень коррупции в России

Не существует однозначной причины, которая является основанием коррупции среди чиновников. Данная проблема имеет социальный характер и зависит от действий правовой сферы. Также страны с высоким уровнем коррупции отличаются постепенным вытеснением правовых и этических отношений между людьми.

В результате любой наделенный властью человек начинает злоупотреблять своим положением в целях обогащения, самоутверждения или для другой личной выгоды. Если не заниматься процессами торможения коррупции, со временем она становится социальной нормой для всех членов общества.

Формулировка, предложенная конвенцией ООН против коррупции и Гражданской конвенцией о борьбе с коррупцией Совета Европы (к которым присоединилась Россия), дает более широкое определение этого понятия. Согласно ей, коррупция – это обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица.

В 2013 году ООН провела расследование с целью узнать индекс восприятия коррупции в разных странах Европы и мира. Согласно итоговому результату, Россия набрала 76 баллов из 100 возможных и заняла 24 место среди 177 государств мира. Это означает, что большинство жителей закрывают глаза на проблему коррупции или сами являются её активными участниками.

В сфере российской государственной службы наблюдается прогресс коррупции. Она не уменьшается и не искореняется. Все это происходит из-за нарушения основной функции государства – законодательно-нормативной. Установленные нормы, правила, законы и распоряжения в своем большинстве не выполняются. Также отсутствует безнаказанность чиновников и есть проблема подкупных судей.

Как показывает практика, одна и та же властная структура наделена как полномочиями законодательных норм, так и функциями контроля. Делегирование государственным органам одновременно нескольких функций является прямой предпосылкой коррупции. Вторая предпосылка – готовность граждан или административных служб платить за выгодное им толкование законодательной нормы или за игнорирование правонарушений.

Механизмы минимизации коррупции

В основе механизма антикоррупционной деятельности лежит создание на законодательном уровне систем декларирования доходов и специальных контролирующих ведомств. Что касается ситуации в Российской Федерации, долгое время в обществе укоренялись негативные стереотипы толерантного отношения к коррупции. В массовом сознании сформировалось мнение о том, что коррупционные преступления не наносят никакого ущерба обществу и являются лишь способом ускорить работу бюрократии.

В государственном управлении существует объективная необходимость регулирования административных, экономических и других отношений. Осуществлять контроль надо как на уровне высшей власти, так и в каждом отдельном муниципальном совете.

Формы коррупции на государственной службе

Среди типов коррупционных схем в системе государственной службы выделяют такие виды нарушений:

  • Коррупция при распределении бюджетных средств.
  • Мошенничество на государственных закупках. Оно подразумевает проведение непрозрачных тендеров на закупку, разработку или строительство объектов государственного значения. В большинстве случаев государственные служащие не подпускают честные и конкурентоспособные компании к участию в тендере. Вместо этого все гранты разделяются между фирмами, которые проспонсировали нечестный выбор чиновников.
  • Незаконная приватизация предприятий.
  • Использование служебных полномочий в сфере контроля природных ресурсов.
  • Получение кредитов под мизерные проценты, которые потом не отдаются.
  • Поддержание теневой экономики.

Очевидно, что основными коррупционерами в этой сфере являются госслужащие. Как правило, мошеннические схемы и взятки касаются как политиков, так и чиновников низших уровней. Разнится только количество полученной выгоды.

Стратегии противодействия

Распространение и общественная опасность коррупции ощутимо возрастают в период значительных социальных потрясений, что ведет к игнорированию законности, зависимости граждан от произвола чиновников.

Сегодня в Российской Федерации очень остро ощущается проблема коррупции, и решить ее можно лишь посредством реализации целого комплекса антикоррупционных мер. Все они должны не только направляться на искоренение коррупции как явления, но и предотвращать условия, которые прямо и косвенно способствуют ее возникновению.

Противодействие включает в себя три базовых стратегии:

  • профилактику коррумпированности системы государственной службы;
  • борьбу с коррупционными правонарушениями;
  • ликвидацию последствий коррупционных действий.

По своему содержанию профилактика – это совокупность мероприятий предупредительного воздействия, цель которых заключается в предотвращении появления новых форм коррупции. Важную роль играет и предупреждение формирования совокупности причин и условий, которые способствуют развитию этого явления.

Как отмечают исследователи, профилактика правонарушений занимает особое место в системе мер борьбы с преступностью. Понимание профилактики коррупционных действий, предлагаемое в законодательстве, основано на узком, криминализированном подходе к феномену коррупции.

Деятельность государственных органов власти должна быть направлена на следующее:

  • Создание раздела законодательства о борьбе с коррупцией в системе госорганов, то есть пакета антикоррупционных законодательных актов.

Такие акты должны быть разработаны с учетом отечественного и лучшего зарубежного опыта. Создателями должны быть специалисты, знающие все о проблемах коррупции и о путях их преодоления. Проекты законов должны быть согласованы с компетентными государственными органами.

Наличие такого комплекса законов и норм является правовой предпосылкой для эффективной борьбы с коррупцией. В то же время следует помнить, что законы, которые разрабатываются властью, могут иметь существенные пробелы, и при их реализации можно испытать неудачи. Поэтому нужно привлекать сторонних специалистов.

  • Эффективная реализация антикоррупционного законодательства.

Следует понимать: каким бы совершенным ни было законодательство, оно останется малоэффективным, если не будет мотивационного начала. Сюда включают заинтересованность государства и общества в его реализации. Также необходимо наличие компетентных сотрудников правоохранительных и государственных органов, которые способны должным образом использовать закон в борьбе с коррупцией.

  • Формирование политической воли у руководства государства по борьбе с проявлениями коррупции во всех сферах, в том числе и в собственных рядах.

При этом следует понимать, что новая власть, которая стремится к борьбе с коррупцией, может столкнуться с противодействием своим мероприятиям со стороны унаследованного ею коррумпированного режима.

  • Разработка комплексных государственных программ борьбы с коррупцией, которые бы предусматривали не декларативные положения, а конкретную систему действенных мер.

Следует иметь в виду, что реформы, которым не хватает конкретного и реалистического характера, не дают быстрых результатов, стремительно теряют поддержку в обществе. Также антикоррупционные меры часто не распространяются на должностных лиц, а лишь ограничиваются «мелкими» служащими, воспринимаются как неэффективные и несправедливые.

Большинство антикоррупционных мер, которые принимаются сегодня в России, имеют показательный характер, а следовательно, и мизерную эффективность.

  • Упрощение доступа в суды для удовлетворения жалоб.

Процесс создания иска должен занимать минимальное количество времени. Граждане не должны ждать годами, пока следствие рассматривает дело.

  • Обеспечение объективного судебного разбирательства.

Как показывает практика, большинство российских судов тесно связаны с коррупцией. Это приводит к несправедливому исполнению закона или к игнорированию обвинений, которые граждане пытаются выдвинуть чиновникам.

  • Разработка системы мер, направленных на профилактику коррупции.
  • Назначение высокого уровня заработной платы, при наличии которого государственным чиновникам было бы экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы и брать взятки.
  • Установление процедур обжалования действий руководителей с целью защиты тех, кто жалуется.
  • Реальное сотрудничество с зарубежными государствами по противодействию коррупции.

Только опытные лидеры государств способны здраво посмотреть не текущую ситуацию российской системы гражданской службы и на другие сферы. Отечественные политики не всегда заинтересованы в принятии антикоррупционных законов и реальных мер.

  • Жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных действий.

Одной из новаций российского законодательства стал законодательный пакет, который предусматривает предоставление доступа ко всей информации о недвижимости. Также в нем есть законы, которые обязывают государственных служащих декларировать доходы и загружать декларации в единую базу данных. Доступ к базе может получить каждый пользователь в режиме онлайн.

Среди недостатков внедренной системы можно выделить множество ложных деклараций. Часто политики и мелкие госслужащие не указывают достоверную информацию о доходах и имуществе. Отсутствует служба контроля соответствия поданных документов и реального положения дел.

Спустя несколько лет после принятия антикоррупционных законов наблюдается ухудшение ситуации с антикоррупционной борьбой. Сегодня чиновники активно принимают законы, которые позволяют им скрывать данные о своих оффшорах, недвижимости и компаниях.

Деятельность всех институтов гражданского общества должна быть направлена, прежде всего, на информирование общества о коррупции и состоянии борьбы с ней в России. Средства массовой информации должны способствовать осознанию общественностью таких факторов:

  • вреда от коррупции;
  • обязанности жаловаться на коррумпированных чиновников;
  • реально существующего уровня коррупции.

В свою очередь, реализация этих задач предусматривает следующее:

  • наличие демократического законодательства о свободе информации;
  • запрет цензуры;
  • законы, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбление;
  • минимизация давления государства на независимые СМИ;
  • регистрация новых предприятий или стоимость справок, документов в государственных службах должны быть простыми и недорогими.

Стоит отметить, что сегодня вопрос актуальности профилактики коррупции в России как никогда приобрел смысл и понимание среди граждан.

Первые действия должны быть направлены на выявление и пресечение коррупционных правонарушений в органах государственной власти и муниципальных органах самоуправления.

Решение вопроса создания действенной системы профилактики позволит подготовить условия для надлежащего выполнения государственными служащими своей основной обязанности – служение народу в четкой плоскости соблюдения закона.

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.