Конкурентная разведка на предприятии - SearchInform

Конкурентная разведка на предприятии

Примеры готовых политик
безопасности

Конкурентная разведка – понятие, подразумевающее легальные способы добычи информации. В отличие от промышленного шпионажа этот метод не обращается к противоправным действиям. Основу конкурентной разведки составляет анализ исследуемого предприятия в рамках правового поля. Под предприятием подразумевается любая государственная или коммерческая структура, производящая что-либо или работающая в сфере услуг, в том числе информационных. Анализ производится на основе систематизированной информации из доступных источников.

Слежка, хакерские взломы, угрозы, шантаж недопустимы, а вот внедрение агентов под видом соискателей закон не ограничивает. Тут есть нюанс: крайне сложно предъявлять претензии, например, к соискателю работы, так как сделать это без подписок о неразглашении крайне затруднительно. В этом главное отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа, хотя цели у них одинаковые – получение максимально полной и достоверной информации о деятельности конкурентов.  

Явный и тайный сбор информации

Несмотря на легальный статус, конкурентная разведка она может быть явной и тайной.

Явный сбор информации допускает получение нужных сведений, не скрывая этого от конкурента. Под ним подразумевается постоянная и целенаправленная деятельность по выявлению намерений в деловой среде, целей, ресурсов, уязвимых элементов. Допускаются любые действия в области работы организации: заключение с ней договоров, установление связей, даже совместная работа. Но все это делается только с одной целью – выявление тактики, стратегии и получение реальной картины деятельности контролируемой фирмы.

Тайная разведка проводится без ведома исследуемой структуры. Тут могут нарушаться принципы честной конкуренции, но информация добывается только в рамках нормативно-правового поля. Тайная конкурентная разведка предполагает незаметный сбор и анализ информации, владение которой приносит экономические выгоды.   

Цели и задачи

Какой бы ни была задача конкурентной разведки, она преследует одинаковые цели: отслеживание конъюнктуры рынка исследуемого объекта, проверка информации о тенденциях, новых товарах и т.д. Определяются экономические и финансовые показатели. Работа проводится систематически, но может носить и разовый характер по запросу конкретных служб. 

Определение истинных задач исследуемого предприятия:

  • Исследование потенциала структуры. 
  • Определение направлений для копирования и добавление своих стратегий. 
  • Способы борьбы и перехват успешных вхождений на рынок.
  • Определение внутренней структуры, направления, финансовой политики и организационного построения.
  • Анализ общей емкости рынка и участия всех игроков товарной ниши, выявление поиск способов входа на рынок.
  • Оценка степени выгодности контрактов.
  • Понятие структуры управления и факторов, которые подтолкнули на те или иные управленческие решения.
  • Способы достижения внутреннего благополучия, включая социальную составляющую в организации работы сотрудников.

Так или иначе, конкурентная разведка преследует не только цели разрушения, но и создания собственной инфраструктуры, основанной на опыте других предприятий. 

Конкурентная разведка также использует методы контрразведки, чем обеспечивает себе защиту от провокаций со стороны участников рынка. Защита строится на тех же способах добычи информации. Но тут информация о деятельности применяется не во вред кому-либо, а в целях укрепления собственной защиты. 

Разделение на типы и направления

Конкурентную разведку можно разделить на несколько типов по временным и качественным приоритетам. 

Оперативная

Оперативный метод работает в малом временном интервале и позволяет получить сведения о конкретном действии за определенный период из архива, наработанного службой безопасности. Он может быть как структурированным, так и храниться в необработанных массивах (задел на будущее).

Ситуационная

Ситуационные данные разведки близки к оперативным, но начинают изыскиваться по запросу к службе безопасности и не могут быть сохраненными ранее. То есть разведка ведется оперативно, но по вновь открытым обстоятельствам. Данные, полученные в результате, – это сведения быстрого реагирования.

Долгосрочная

Долгосрочные – это разведданные, собранные оперативными, ситуационными и другими методами, но отложенные до времени запроса. Обрабатываются такие данные исходя из конкретной ситуации.

Аналитическая

Аналитические приоритеты близки к долгосрочным, но имеют преимущества по структуризации результатов. В таких массивах проще искать информацию уже прошедшего времени. Эти данные обработаны и имеют каталог и понятную структуру, чем обеспечивается легкость поиска. Именно такие данные проще всего хранить в базах данных, в отличие, например, от ситуационных, которые нередко представляют собой письменный отчет, заметки или даже устное сообщение руководству. 

Каждый тип и метод не является полноценным или приоритетным. Методы, используемые в конкурентной разведке должны дополнять друг друга, они не могут быть однозначными. Работа строится на выборке из них и сложения нужной информации для достижения наилучшего результата.

Используя анализ полученной информации различного типа с помощью конкурентной разведки, можно выстроить достоверные данные, применимые к конкретной ситуации. Процент достоверности при таком подходе многократно возрастает. Тут срабатывает фактор перестраховки, ведь полученная только одним методом информация будет иметь более низкий коэффициент истины, чем объединенная информация из разных источников. Использование конкурентной разведки подразумевает комплекс тактических действий и инструментов.

Методики сбора информации конкурентной разведкой

Самый сложный этап добычи нужной информации – это первичный сбор. Тут нет определенных направлений получения, присущих всем предприятиям. Первичное получение информации зависит от деятельности организации. На этом этапе сложность вызывает больше защита от сбора, чем получение самой информации. 

Пояснить это можно на таком простом примере: сейчас многие учреждения выставляют на обозрение различные сертификаты или портфолио. Также описывают эксклюзивность своей продукции, опираясь на частичное раскрытие качеств. Это, несомненно, дает преимущества в наработке клиентской базы. Но в то же самое время может быть и основой утечки информации. Ведь нет никакой гарантии, что указанная в портфолио фирма, получившая услугу, будет более лояльна к разведчикам. 

Тут может потребоваться намного меньше ресурсов на выяснение, чем у того же поставщика. Таким образом получают образцы продукции, не контактируя напрямую с изготовителем. Далее используют более сложные инструменты, помогающие выявить методы и технологии изготовления. В такой деятельности могут участвовать даже нанятые лаборатории анализа веществ. И вот у эксклюзивного продукта уже не остается тайн. Такие методы применимы не только к физической продукции, но и к сфере услуг.

Источники получения данных, которые использует конкурентная разведка: 

  • семинары, выставки, конференции;
  • клиенты и поставщики, в том числе и общие;
  • сведения от уволившихся сотрудников;
  • данные от соискателей работы;
  • сведения от третьих лиц и конкурентов;
  • закупка продукции;
  • поставка компонентов;
  • маркетинговые опросы под видом работников статистических агентств;
  • прямое трудоустройство;
  • знакомство с сотрудником.

Это далеко не полный список способов приблизиться к искомым сведениям. Тут не существует подробных инструкций. Как правило, начинают с какого-то одного и в процессе разработки становится понятным, куда направить усилия. Определившись с наиболее выгодными способами, начинают их использовать. В процессе реализации задуманных действий конкурентной разведкой можно выявить наиболее эффективные и наименее затратные. На основе полученных данных строится планирование по вторжению в чужие секреты. Этапов может быть несколько, и тут важно уметь прогнозировать, стараясь предугадать шаги конкурента. 

Первый этап – это получение легкодоступных сведений с помощью конкурентной разведки. К ним относятся:

  • данные о регистрации;
  • юридическая информация;
  • виды деятельности;
  • лицензии и сертификаты;
  • контакты;
  • учредители и компаньоны;
  • капитал;
  • номера счетов, реквизиты.

Получив вводную информацию, отфильтрованную из общедоступной, можно приступить к получению информации более глубинной.

Второй этап – это получение специфических сведений. Они могут быть следующими:

  • долги организации; 
  • судебные дела;
  • отношения и связь с криминальными структурами;
  • степень родственных отношений на предприятии;
  • поиск общих знакомых;
  • текучесть кадров;
  • выяснение местонахождения уволенных лиц;
  • причины увольнения;
  • частота возникновения конфликтных ситуаций. 

Близкое сотрудничество или шпионаж в рамках закона с помощью конкурентной разведки

Проникновение – это тоже оправданное действие для успешного хищения информации из конкурентной среды. Знакомство с сотрудником интересующего предприятия и завязывание с ним дружественных отношений – один из таких способов. Войдя в доверие к сотруднику атакуемой структуры, вполне можно выведать полезные сведения. 

В истории есть примеры заключения браков с целью получить нужную информацию. Если брать не отдельные личности, а, например, эпоху, то можно вспомнить, как во времена СССР практически сводился на нет брак с иностранцами. Это как раз было проявлением защиты от военного и промышленного шпионажа. Сейчас границы открыты, но способы добычи остались, и методы конкурентной разведки тому подтверждение.

Есть определенные правила внедрения. Например, для такой деятельности редко подходят люди, как-либо «засветившиеся» на предприятии, которое использует конкурентную разведку. Для таких целей стоит нанимать сторонние агентства. Они достаточно профессиональны: даже подбор внедряемого будет происходить с наибольшей вероятностью принятия его в штат. Профессионалы учитывают психологию личности, качество общения, степень знаний по нужной теме. Также нужно принимать во внимание, что отдача от внедренного агента довольно продолжительна по времени. Это связано со степенью скорости вливания в коллектив и с тем, как быстро ему будет доступна информация, представляющая коммерческую тайну. 

Любая тайна имеет право на жизнь, при честной игре на рынке утечек практически не бывает, и конкурентная разведка не используется. Но честной игры давно нет, это бизнес, и тут руководствуются получением максимальной прибыли. Более стойко, как ни странно, к коммерческим секретам и их использованию относится сегмент, где очень большая конкуренция. А вот действительно уникальный продукт так сложно утаить от конкурентов, что порой издержки на защиту превышают прибыль. Такие фирмы быстро банкротятся или поглощаются организациями с более мощным фундаментом. Стратегические игры также не страшны тем, кто не делает секрета из своей деятельности, а зарабатывает репутацию и клиентов правильным обслуживанием и подходом к клиентам, конкурентной разведке тут просто не будет места.
 

20.03.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.