Основной стратегией планирования хозяйственной, экономической деятельности в сфере производства или оказываемых услуг является анализ возможностей конкурентных фирм и компаний. Для успешного развития бизнеса немаловажное значение имеет востребованность, спрос на реализуемую продукцию. Остановимся подробнее на методах конкурентной разведки, допустимых с точки зрения закона, и ее целях.
Прежде чем говорить о способах добычи информации, применяемых в конкурентной разведке, нужно понять ее суть и цели.
Термин «разведка» применяется в значении сбора сведений о противнике для обеспечения собственной безопасности и получения преимущества. В словосочетании «конкурентная разведка» конкретизируется направленность действий сбора и анализа сведений об оппонентах из официальных источников информации или другими способами, не преступающими норм уголовного законодательства.
Важно отметить, что границу между промышленным шпионажем и конкурентной разведкой никогда не стоит переступать. Подкуп сотрудников конкурентных компаний, занимающихся тем же бизнесом, шантаж, кража документов или прочих носителей информации никакого отношения к методам честной деловой разведки не имеют и чреваты привлечением к уголовной ответственности.
В зависимости от вида деятельности и применяемых методов выделяют:
В рамках реализации поставленных задач, конкурентная разведка способствует выбору стратегии внутреннего и внешнего управления, принимая во внимание сильные и слабые стороны противников. Владея информацией, проведя подробный анализ полученных данных, можно сделать выводы об имеющихся угрозах, уязвимостях для успешного развития бизнеса в данной сфере, необходимости смены профильного направления.
Конкурентная разведка данных о юридических лицах или предпринимателях, занимающихся бизнесом в общей сфере производства или оказываемых услуг, как система собранной о них информации условно делится на две части:
Ключевым значением для успешного развития компании, независимо от сферы производственной деятельности, формы собственности, служит уверенность:
Все это может быть достигнуто благодаря эффективной деятельности служб, занимающихся сбором информации о компаниях и организациях на общем потребительском рынке легальным способом конкурентной разведки.
Приведем некоторые примеры применения сведений о конкурентах:
Таким образом, преимущества конкурентов будут автоматически обесценены.
Информационное обеспечение, как крупных госпредприятий, так и коммерческих организаций – одна из главных составляющих успешной деятельности, возможность снизить влияние рисков, необязательно связанных с посягательствами, выраженными неправомерными действиями (захватом, целенаправленным разорением и прочими).
Своевременное реагирование на сведения, полученные в результате конкурентной разведки, принятие оперативных мер, поможет избежать, или с наименьшим уроном пережить:
Конкурентная разведка данных о деятельности определенной фирмы или потенциальных соперников за рынок сбыта, может носить оперативный характер.
Долгосрочная разведка, предполагающая подготовку и проведение полного цикла исследований относительно компаний на общем рынке, как правило, являются долгосрочными. Иногда могут понадобиться данные конкурентной разведки для решения конкретной проблемы.
Собрать сведения, которые помогут минимизировать риски и будут полезными для принятия решений по стратегии планирования дальнейшей деятельности организации могут только сотрудники подразделений компании, понимающие специфику производства и тенденции отрасли, в которой она функционирует.
К специалистам, работающим в области бизнес-разведки, предъявляют ряд требований:
Формирование важной информации, которая может пригодиться компании в любой сфере деятельности разведки, происходит по стандартному алгоритму:
1. Ставят определенные цели предстоящей работы, обозначают интересы компании и разрабатывают план действий. На этом этапе выбирают способы разведки и периодичность сбора данных, должностное лицо, ответственное за соблюдение сроков, форму предоставления отчетов о полученных сведениях.
2. Ищут источники для получения первичной информации. На этом этапе ранее выбранные методы разведки могут быть откорректированы в зависимости от обстоятельств.
3. Следующим шагом систематизируют и обрабатывают собранные сведения. Например, это может быть занесение информации в базу данных, мониторинг деятельности контрагентов, составление отчетов об упоминании интересующих компаний в средствах массовой информации. Подобная технология позволяет оценить надежность и деловую репутацию объекта исследования.
4. Все собранные данные анализируют и после обобщения делают выводы, которые принимаются во внимание при разработке дальнейшей стратегии действий для поднятия конкурентоспособности компании.
5. На заключительном этапе полученную информацию доводят до сведения «заказчика» (как правило – генерального директора или собственника компании).
Изучение оппонентов в общей сфере деятельности может быть построено следующим образом:
Поскольку можно собирать данные любым легальным путем с целью получения достоверных сведений о деятельности конкурентных предприятий, организаций, применяемые способы делят:
Консалтинговые компании в основном:
Говоря о направленности анализа деятельности других компаний в общей сфере бизнеса, выделяют несколько видов конкурентной разведки:
В любом случае, чем больше достоверных данных о конкурентных организациях, тем шире возможности для работы и меньше риска получить убытки.
Как показывает практика, анализ деятельности интересующих объектов проводят:
Необязательно прибегать к «темным схемам», чтобы узнать интересующие сведения об оппонентах, тем более похищать документы или шантажировать их ведущих специалистов, что в конечном итоге может привести к уголовному наказанию. В открытом доступе можно найти гораздо больше сведений, чем кажется на первый взгляд. Речь идет не только о данных, опубликованных на главной странице официального сайта конкурентной компании, например – стоимости услуг, каталоге продукции.
Дополнительную информацию можно найти:
Аналогично можно проверить участие в судебных разбирательствах и наличие долгов по налогам.
***
Используя все доступные способы постоянного контроля за рынком, можно сделать компанию менее уязвимой и расширить стратегические горизонты планирования.
26.03.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных