Информация, позволяющая идентифицировать личность и содержащая такие важные моменты, как сведения о личной жизни, здоровье, профессиональном и имущественном статусе, относится к категории персональных данных. Ее нелегитимное распространение или иное использование может принести ущерб человеку. Законодательство устанавливает определенные требования, которые должны соблюдать операторы для обеспечения безопасности этих данных.
Гражданин передает сведения о себе в различных случаях – при устройстве на работу, посещении медицинских учреждений, получении образовательных услуг, приобретении номера мобильного телефона, заключении договора с банком. В каждом из этих случаев он доверяет персональные данные компании или индивидуальному предпринимателю, которые, исходя из требований закона, обязаны обеспечить их безопасность. Среди типичных угроз, которые могут причинить вред гражданину при утечке этих данных:
В каждом из этих случаев человек несет моральный ущерб, но может понести и имущественный. Все это вынуждает операторов принимать меры к обеспечению безопасности персональных данных. Эта обязанность подкрепляется нормативно-правовым регулированием, контролем со стороны государственных органов, риском стать ответчиком по искам о возмещении вреда.
Основной пласт отношений, связанных с безопасностью персональных данных, регулируется Федеральным законом «О персональных данных». Нормативный акт вводит определения и понятия, определяет права и обязанности операторов, их ответственность, рассматривает все разрешенные способы обработки данных. Применение его на практике обеспечивается определенным объемом подзаконных актов. Основным из них является Постановление Правительства РФ № 1119, которым определяются требования к обеспечению безопасности персональных данных. Постановление устанавливает нормы в отношении:
Требования вполне конкретны и позволяют с легкостью определить, какой именно класс защиты необходим. Отдельные технические и программные требования регулируются приказами ФСТЭК России, которая лицензирует деятельность отдельных операторов и сертифицирует применяемые программные продукты. Применительно к конкретному юридическому лицу этот государственный орган вправе издавать предписания об устранении недочетов в организации систем безопасности персональных данных, обязательные для выполнения. Отказ от соблюдения требований может привести к запрету заниматься предпринимательской деятельностью, основой которой является работа с персональными данными. Требования носят как технический, так и организационный характер, связанный с необходимостью направления уведомления о начале деятельности, связанной с обработкой персональных данных и разработкой комплекса внутренней документации.
Постановление Правительства № 1119 вводит четыре уровня защиты персональных данных, ранжируемых по уровню угроз – от максимального до низкого. Правила их определения указаны в Постановлении № 1119, они зависят от общего количества лиц, предоставивших свои данные для обработки, и категории этих сведений. Предполагается, что определение базируется на следующих принципах:
Если компания обрабатывает только персональные данные работников, полученные в ходе кадрового делопроизводства, то она не считается оператором и ей не придется оборудовать информационную систему в соответствии с одним из классов безопасности, обеспечивая защиту сведений. Физические лица, доверяющие данные операторам, обязательно подписывают согласие на их обработку.
Закон с момента своего принятия претерпел множество изменений. Некоторые из них упрощали позицию операторов, например, удлинение срока уничтожения персональных данных после отзыва согласия субъекта на их обработку, некоторые усложняли. На сегодня выделяются следующие основные принципы обеспечения безопасности персональных данных:
Даже 4-й уровень защиты системы требует внедрения определенного комплекса мер. Это:
Для третьего уровня к перечню организационных мер по защите персональных данных добавляется необходимость назначить должностное лицо, на которое будет возложена ответственность за безопасность. Второй уровень обязывает предприятие обеспечить возможность доступа к данным только сотрудников, связанных обязательством обеспечивать коммерческую тайну. Для максимального, первого, уровня добавляются два дополнительных обязательства:
Требуемые от операторов меры, направленные на обеспечение безопасности персональных данных, призваны обеспечить соблюдение информационных прав человека. Выполнение обязанностей контролируется государством и судебными органами. Иногда эти меры могут показаться избыточными, но законодательство гибко реагирует на изменение правоприменительной практики и корректирует законы и подзаконные нормативные акты.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных