Страховое мошенничество

Защита данных
с помощью DLP-системы

СёрчИнформ КИБ
30 дней для тестирования «СёрчИнформ КИБ» с полным функционалом ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Время чтения
Шрифт

Только за прошлый год выплаты страховых компаний мошенникам составили свыше 50 миллиардов рублей. Эта сумма составляет 10% всех страховых выплат за 2016 год.

Любимой сферой страховых мошенников является автостраховка. Доля выплат по автострахованию составляет пятую часть общей суммы. Сюда входят и спорные ситуации, когда застрахованное лицо старается неправомерно увеличить сумму компенсации, а прямых доказательств нет. Доля выплат мошенникам по страхованию жизни, здоровья и имущества граждан составляет десятую часть общей суммы. А вот доказать в суде факт страхового мошенничества удается только в 1% случаев. Страховщикам удалось вернуть только пять миллиардов рублей из выплаченных пятидесяти.

Страховые компании уверены, что количество мошенников будет расти. Это объясняется понижением уровня жизни населения. Анализ страхового мошенничества за прошедшие годы показывает, что во время кризиса количество финансовых махинаций возрастает. Рекордное количество случаев мошенничества приходится на 1998 и 2008 годы.

Увеличение числа страховых махинаций вынуждает страховщиков закладывать в тариф для клиента предполагаемый ущерб от мошенничества.

Причины страхового мошенничества

Сегодняшняя ситуация, когда страховые компании вынуждены платить в сомнительных ситуациях, а доказать факт мошенничества в суде оказывается неимоверно сложно, имеет свои причины:

Вовлечение в страховое мошенничество представителей правоохранительных органов. В большинстве случаев такие махинации связаны с подделкой документов.

Лояльное отношение большинства людей к получению неправомерной выгоды. Часть граждан просто не доверяют страховым компаниям, а другие не видят в таком обмане ничего предосудительного.

Российский союз автостраховщиков (РСА) провел опрос, в результате которого выяснилось: 30% граждан считают, что все страховые компании обманывают клиентов, поэтому не считают преступлением завысить сумму убытков, если получится.

Компании, занимающиеся страхованием автоответственности, наблюдают картину мошенничества в этой сфере:

Четвертая часть инцидентов приходится на оформление полиса страхования ОСАГО после наступления страхового случая.

Треть махинаций связана с инсценировкой страхового события (ДТП).

Около 15% мошенников умышленно подтасовывают факты, имеющие отношение к страховому событию (например, то, что водитель был пьян или принимал наркотики).

Мошенничество сотрудников страховых компаний

Больше половины всех фактов страхового мошенничества в Российской Федерации осуществляются с помощью сотрудников страховых организаций. Могут сформироваться даже преступные сообщества, базисом которых выступает недобросовестный работник страховой, решивший воспользоваться своим положением в целях получения незаконной прибыли.

Отделы безопасности страховых компаний фиксируют такие факты мошенничества:

Оформление страхового договора задними числами (после наступления страховой ситуации).

Умышленное преувеличение реального ущерба для повышения суммы страховых выплат. При этом сотруднику страховой полагается процент от полученной компенсации.

Сговор сотрудника страховой, работников СТО и клиента. В этом случае завышается стоимость ремонтных работ и запчастей, требующих замены. Разница между реальными затратами и выплаченной страховой компенсацией делится между тремя заинтересованными сторонами.

Искажение фактов наступления страховой ситуации для получения компенсации.

Распространение поддельных страховых полисов или пустых бланков договоров.

Мошенничество клиентов

Клиенты пытаются обмануть свою страховую организацию при помощи:

Договоренности с экспертом, оценивающим понесенный ущерб и его причинно-следственную связь со страховым случаем. Обычно эксперту предлагается материальное вознаграждение за умышленное завышение размеров ущерба, а следовательно, и компенсации по договору страхования.

Поддельных документов о страховании. Например, фальшивый полис ОСАГО позволяет автовладельцу избежать штрафов со стороны ГАИ при проверке документов. Получить страховую компенсацию по такому полису не удастся, но существенно сэкономить на страховании ответственности перед третьими лицами вполне реально.

Страхование жизни, здоровья или машины у разных страховщиков с целью получить компенсацию за один инцидент несколько раз.

Инсценировка кражи автомобиля. Доказать факт страхового мошенничества в этом случае крайне проблематично.

Мошенничество с привлечением третьих лиц

Часто мошенничество в страховании осуществляется не заинтересованными, на первый взгляд, лицами. Соучастники потребуются для таких страховых афер:

Инсценировка аварии или иного страхового инцидента. Для подобного мошенничества понадобится содействие сотрудников полиции, медиков или пожарных. Они подготовят фальшивые протоколы, медицинские справки, выписки из несуществующей истории болезни, экспертные оценки для получения страховой компенсации.

Сокрытие обстоятельств, имеющих отношение к страховому событию. В такой схеме мошенничества могут быть задействованы эксперты, сотрудники полиции, врачи, работники скорой помощи, фальшивые свидетели.

Следует заметить, что в реальной жизни различные схемы страхового мошенничества оказываются взаимосвязаны. Распутав страховую аферу, можно выяснить, что в ней принимали участие с целью наживы и клиенты страховой компании, и ее сотрудники, и представители правоохранительных органов, и эксперты, и медики. Такая организованная преступность в сфере страхования сильно затрудняет раскрытие фактов мошенничества и является причиной роста убытков страхового бизнеса.

Примеры мошенничества в сфере страхования

В сфере страхования случаются просто вопиющие случаи мошенничества. Пять самых нашумевших афер последних лет.

Убить за страховку

Группа аферистов из Волгограда пыталась вытребовать со страховых компаний компенсацию в размере шестнадцати с половиной миллионов рублей. Клиент заключил договоры страхования жизни на два с половиной миллиона рублей с шестью страховщиками, в число которых входили такие компании, как «Ренессанс Страхование», «Альянс», «РЕСО – Гарантия».

Компенсационные выплаты по договору страхования полагались его друзьям. Спустя два месяца в центре города возле реки был обнаружен труп мужчины. У покойника были отрезаны кисти рук и стопы и обезображено лицо. Друзья застрахованного подтвердили, что это их товарищ, дополнительно сообщив сотрудникам полиции, что покойный любил плавать в реке.

Обратившись к страховщикам, друзья смогли получить компенсацию по договору страхования от нескольких компаний. Сотрудники отделов безопасности других страховых компаний провели расследование инцидента, к которому привлекли сотрудников правоохранительных органов.

В результате расследования был найден «умерший» клиент, он, конечно, оказался не только жив, но и здоров. В конце 2014 года состоялся суд, который осудил застрахованного к трем годам лишения свободы, а его подельников – к двум с половиной годам тюрьмы.

Автомобиль, погибший дважды

Автовладелец из Армавира через агента заключил договор страхования КАСКО на авто с компанией «МАКС», а через шесть месяцев подал в страховую заявление об угоне автомобиля. По словам клиента, его машину выкрали со стоянки одного из ресторанов Армавира. Сумма компенсации по договору страхования авто составляла два миллиона рублей.

Служба безопасности страховой провела расследование, в ходе которого выяснилось, что более года назад (до заключения договора страхования с компанией «МАКС») «украденный» автомобиль получил сильные повреждения и не подлежал ремонту.

Также было установлено, что кузов авто, ключи и комплект документации страхователь приобрел у предыдущего владельца. После оформления договора страхования клиент продал кузов машины на металлолом, получив за него восемь тысяч рублей. После продажи кузова клиент обратился в страховую с заявлением об угоне авто. Правоохранители прекратили расследование по делу об угоне и открыли новое уголовное производство по обвинению клиента по статьям, предусматривающим ответственность за страховое мошенничество и преднамеренно ложное уведомление сотрудников правоохранительных органов о совершенном правонарушении.

Сокрытие заболевания

Проживающая в Краснодаре женщина решила обмануть страховую компанию ВСК и получить компенсацию на сумму двадцать миллионов рублей по договору страхования жизни и здоровья. Жительнице Краснодара поставили диагноз, связанный с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это заболевание хроническое и является прямым показанием к оформлению инвалидности.

Вместо того, чтобы отправиться на ВКК, женщина пошла в банк, где по фальсифицированным справкам о заработной плате получила кредит в размере двадцати миллионов рублей. После получения кредита женщина подписала с ВСК договор страхования жизни и здоровья, по которому инвалидность первой или второй группы является страховым событием, за что полагаются компенсационные выплаты.

О диагностировании заболевания, которое является основанием для получения группы инвалидности, клиентка страховую не уведомила. Подождав четыре месяца, застрахованная подала заявление в бюро медико-социальной экспертизы и оформила нетрудоспособность. С документами на руках клиентка обратилась к страховой компании с требованием о выплате компенсации по договору страхования. Службе безопасности ВСК удалось установить, что диагноз клиентке установили до получения кредита и подписания договора страхования. В ходе судебного разбирательства женщину признали виновной в попытке мошенничества и приговорили к трем годам условного наказания.

Подделка дома

А жители Волгограда изобрели новый метод махинаций. Они оформили договор страхования жилья с ВСК на сумму в шестьдесят восемь миллионов рублей. Вот только вместо реальных домов они застраховали муляжи. Представлены муляжи были в качестве строящихся жилых домов, общая площадь которых составляла две тысячи квадратных метров. Расположены несуществующие дома были в сельской местности.

В качестве доказательств расходов на строительство аферисты предоставили в страховую пакет поддельной документации, включающий счета, договоры на выполнение строительных работ и другие финансовые документы.

Через несколько месяцев после оформления договора страхования несуществующие дома сгорели, а мошенники обратились за получением страховой компенсации. Подобный факт вызвал подозрение, и работники службы безопасности ВСК начали расследование. Они выяснили, что элитная новостройка на самом деле оказалась муляжом. Сгорели не особняки, а подсобные помещения без фундамента, крыши, окон и коммуникаций. Клиенты при заключении договора страхования умышленно обманули сотрудника ВСК, который его оформлял. Завышение реальной стоимости застрахованного имущества понадобилось для увеличения компенсации за его повреждение при наступлении страхового инцидента.

Раскрытие факта страхового мошенничества стало обоснованной причиной для отказа страховой в выплате аферистам компенсации. Однако решить дело миром мошенники не захотели. Они обратились с иском в суд с требованием взыскать со страховой компании положенную компенсацию в размере шестидесяти восьми миллионов рублей.

Представителям страховой удалось доказать свою правоту в суде. В полиции возбудили уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах. Уже другой, уголовный, суд вынес приговор в виде условного наказания с испытательным сроком на два года.

Застраховалась от невыезда

Сотрудница туристической фирмы получила компенсацию от страховой компании «РЕСО—Гарантии» в сумме семи миллионов рублей, сфальсифицировав страховое событие. Женщина оформила договор страхования «невыезда». Он предусматривает компенсационную выплату в размере понесенных на приобретение путевки затрат, если выехать невозможно по причинам, не зависящим от клиента. Разработанная схема мошенничества оказалась проста: пользуясь своим должностным положением, женщина оформляла договоры страхования на клиентов, сведения о которых были в базе данных турфирмы. Большинство людей даже не подозревали, что они стали участниками страхового мошенничества.

Туроператор разработала целую схему мошенничества: она фальсифицировала отказы консульств о предоставлении виз, финансовые документы об оплате путевок. В течение нескольких лет аферистка умудрилась получить страховые компенсации от имени ста пятидесяти ни о чем не подозревавших клиентов. А ее доход от мошенничества составил семь миллионов рублей. После открытия уголовного производства и вручения обвинения бывший турагент находится на подписке о невыезде. Судебного решения по делу еще нет. А мошеннице «светит» до десяти лет тюремного заключения.


Еще больше реальных кейсов по мошенничеству с участием сотрудников! Читать. 


Методы борьбы с аферами в сфере страхования

Все виды мошенничества можно условно разделить на две категории: профессиональное и любительское или бытовое.

Методы борьбы с профессиональным мошенничеством — прерогатива правоохранителей, и входят они в сферу оперативной деятельности. Благодаря стандартным «самостоятельным» методам раскрыть схему профессионального мошенничества вряд ли удастся. Такие преступники действуют в составе групп с четкой организацией, имеющих коррупционные связи как в среде правоохранителей, так и судей. И страховой компании в одиночку противостоять такому мошенничеству не под силу.

А вот особых методов борьбы с мошенничеством бытовым не потребуется. Борьба с аферистами-любителями — главная задача службы безопасности страховой компании. И состоит такая борьба в превенции получения незаконных страховых выплат и привлечении к ответственности, в том числе и уголовной, виновных лиц. Количество лиц, осуществляющих попытку мошенничества с выплатами по страховке, очень велико. Это обусловлено российским менталитетом: большинство граждан не считают преступлением обмануть страховую, а некоторые из них даже хвастаются этим в соцсетях.

Страховые компании, несмотря на конкурентную борьбу за клиентов, объединяют свои усилия и делятся друг с другом методами борьбы с мошенничеством. Так, участники автострахования сплотились под руководством РСА (Российского союза автостраховщиков). Он запустил три года назад проект «Бюро страховых историй», в рамках которого страховщики взаимодействуют по вопросам противодействия мошенничеству.

Еще одним методом борьбы с мошенничеством стала инициатива союза страховых компаний, в соответствии с которой Министерством финансов России подготовлен проект изменений УК РФ. Он предполагает добавление статьи, предусматривающей уголовную ответственность за совершение мошенничества в сфере предоставления страховых услуг. Наказание за мошенничество предусмотрено и для недобросовестных клиентов, и для работников страховых компаний.

Следует отметить и усиление методов противодействия и предупреждения мошенничества со стороны правоохранителей. Если еще пять лет назад в полиции не хотели заниматься расследованием заведомо проигрышного в суде дела, то сегодня и отношение суда к страховым аферистам более строгое. Существует солидная судебная практика наказания виновных в страховых махинациях лиц.

Метод противодействия интернет-мошенничеству прост. Он состоит в блокировании Интернет-ресурсов, предлагающих приобретение поддельных страховых полисов. Только за последние два месяца этого года правоохранителям удалось заблокировать триста таких сайтов.

Несмотря на активное противодействие мошенничеству, внедрение новых методов борьбы с ним, желающих обогатиться за счет страховой немало. Только повышение правовой культуры граждан и улучшение уровня жизни населения способно минимизировать преступную деятельность мошенников.

ПОДПИШИТЕСЬ НА ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

Рассказываем о тенденциях отрасли, утечках и способах борьбы с ними