Общество всегда негативно относилось к взяточничеству и мошенничеству – это каралось законом, осуждалось религией и моралью, но никогда не искоренялось полностью. Юлий Цезарь и император Август запрещали чиновникам принимать от горожан золотые венки, Иван Грозный призывал прилюдно разрубать мздоимцев на куски прямо на городской площади, Пётр I предлагал смертную казнь для взяточников даже за суммы, равной цене веревки, но приближенные к императору советовали: не хватит веревок, государь. Практически ни один русский классик не обходил тему коррупции и мошенничества. Борьба с коррупцией и мошенничеством в компании, обществе и государстве – лейтмотив в произведениях Гоголя – «Ревизор» и «Мертвые души», Островского – «Доходное место», Лермонтова – «Странный человек», Пушкина – «Дубровский».
Власть и коррупция – неразделимы и эволюционируют вместе со взаимоотношениями в обществе. Глобализация, развитие рыночных отношений и становление капиталистической модели общества позволили коррупции стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности. Коррупционные схемы поражают властные структуры, компании и корпорации несут серьезные потери от мошенничества.
Согласно результатам исследования «СёрчИнформ» чаще других в компаниях крадут информацию рядовые сотрудники – в 61% случаев, руководители – в 17% инцидентов. Чаще в компаниях крадут сотрудники и руководители. Мотивы – неудовлетворенность финансовым положением, месть, недовольство компанией. Кто-то, при недостаче денег будет работать больше, а кто-то выберет более легкий путь.
На чем же наживаются рядовые сотрудники? В России популярный метод паразитирования за счет компании – это «боковые» финансовые схемы сотрудников. Приведем лишь несколько примеров мошенничества и коррупции в компаниях (на основе 10-летнего опыта в сфере защиты конфиденциальных данных):
1. Слив информации ради победы в тендерах. Специалист по материально-техническому обеспечению сливал информацию по заявкам начальнику управления. Он лоббировал интересы тех подрядчиков, которые были удобны обозначенному руководителю, а не действительно выгодны предприятию. Взаимоотношения управляющего с подчиненным долгое время выглядели так: ты мне помогаешь – и я держу тебя на хорошем счету; а если нет – место займет кто-нибудь более сговорчивый. И скоро так и произошло, но сценарий был другим: служащий устал от прессинга и сообщил о шантаже вышестоящему руководству.
2. Кража информации. Один из самых распространенных методов мошенничества. Увольняясь, сотрудница решила слить себе на флешку конфиденциальную информацию: базу данных компании, коммерческие предложения и переписку с клиентами. Служба безопасности обнаружила угрозу с помощью DeviceController, пообщалась с решившейся на мошенничество сотрудницей, и та добровольно стерла все данные с флешки.
3. Засланный казачок. На предприятие устроился менеджер по работе с торговыми сетями. Как и к любому новому сотруднику, служба информационной безопасности проявила к нему повышенное внимание, установив подробный мониторинг за его деятельностью. Бдительность была не напрасной: сотрудник оказался «засланным казачком». Его главной задачей было получение доступа к бухгалтерским документам предприятия с последующим «сливом» информации конкурирующей компании.
4. Кража по необходимости. Сотрудница отдела закупок торговой компании не рассчитала свои финансовые возможности и переборщила с ипотекой. Конкурирующая фирма предлагала погасить ее задолженность в обмен на конфиденциальную информацию о контрактах компании с основными клиентами.
5. «Зеркалирование» трафика. Благодаря усилиям IT-специалиста главный конкурент знал о каждом стратегическом решении компании. Сотрудник подключил дополнительный e-mail ящик к корпоративной почте, на который дублировалась письма двух топ-менеджеров — коммерческого и генерального директоров.
Для топ-менеджеров характерны следующие мотивы коррупции и мошенничества:
1. Торговля персональными данными. В банке выявили подозрительную тенденцию системного оттока клиентов. С помощью КИБ «СёрчИнформ» было обнаружено письмо, в котором руководитель юридического департамента передавал информацию конкурентам. Он сливал конфиденциальную информацию о клиентах, которая помогала конкурирующим банкам предлагать более выгодные условия обслуживания для переманивания их на свою сторону. Убытки от такой деятельности руководителя исчислялись десятками миллионов рублей.
2. Распространение наркотиков. HR-директор, используя ресурсы компании, организовал схему переправок наркотиков в регионы. Запрещенные вещества подбрасывались в машины вместе с обычными товарами. Ничего не подозревающие водители становились невольными соучастниками, доставляя «дополнительный» груз. Преступная деятельность поставила под угрозу всю компанию. С помощью SkypeController выяснилось, что лидер группы управлял оптовыми закупками наркотиков и их дальнейшим распределением с помощью социальных сетей, используя кодовые слова. Собранная информация была передана в правоохранительные органы.
3. Лоббирование интересов поставщика. Гендиректор одного из офисов крупной нефтяной компании в тендерах на закупки активно лоббировал интересы одной организации. Расследование инцидента подтвердило, гендиректор получил 10 млн от компании, которая поставила оборудование.
Эффективным инструментом в борьбе с коррупцией и проявлениями мошенничества являются информационные технологии. Нужно контролировать популярные информационные каналы, взаимодействие сотрудников внутри коллектива и мониторить точки контакта организации с контрагентами. Схемы мошенничества совершенствуется, а хищения данных все равно происходят, поэтому нужно работать на опережение:
У компаний есть шанс вести бизнес честно, избавиться от коррумпированности и недобросовестной конкуренции. Использование систем для предотвращения утечек данных и программ для контроля сотрудников позволит минимизировать риски мошенничества и коррупции внутри компании, сосредоточиться на увеличении прибыли, качестве продуктов и оптимизации работы.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных