Практика показывает, что для успешного развития бизнеса важно присматриваться к работе других фирм, совершенствовать технологии, порой менять направленность сферы деятельности. Благодаря конкурентной разведке, как одного из законных способов сбора информации о соперниках на потребительском рынке, можно выявить явные преимущества оппонентов и их слабые стороны. Поговорим о распространенных методах конкурентной разведки, которыми пользуются отечественные бизнесмены.
По сути, законная конкурентная разведка в России начала формироваться недавно. После развала СССР на территории бывших союзных республик жестокая борьба за владение предприятиями, компаниями, соответственно сферы экономического влияния сводилась к криминальным разборкам, рейдерским захватам. Постепенно соперничество в деловых кругах приобрело структурированный, цивилизованный характер.
Принимая решение об открытии компании, прежде чем вкладывать средства, необходимо проанализировать ее потенциальную рентабельность. В любой сфере деятельности задачи конкурентной разведки заключаются в сборе информации, тщательная проработка которой поможет принять правильные решения по стратегии управления компанией, обеспечить защиту от происков недобросовестных оппонентов.
Заметим, что в западных странах, особенно это касается Японии, Швеции, конкурентная разведка выступает как самостоятельная отрасль экономики. Россия пока находится в начальной стадии этого процесса.
В общепринятом понимании «разведка» обозначает сбор сведений о стороне, выступающей противником в открытых противостояниях вооруженных сил для обеспечения безопасности страны и получения преимуществ. Нигде на законодательном уровне нет точного определения термина, что такое «конкурентная разведка».
Среди актуальных определений конкурентной разведки следующие:
Если рассматривать значение слова «конкуренция» отдельно, предполагается, что речь идет о соперничестве между субъектами рынка за лучшие условия деятельности и конечные результаты. Например, Международное общество профессионалов конкурентной разведки (англ. Society of Competitive Intelligence – SCIP) в документах дает определение понятия своей деятельности как законного способа сбора и анализа информации, позволяющей судить о возможностях, намерениях, уязвимости других фирм в общей сфере бизнеса. Российское сообщество дает формулировку понятия конкурентной разведки как стратегической инициативы, нацеленной на изучение деятельности компаний, клиентов, применяемых технологий, делового партнерства на общем рынке.
Методы конкурентной разведки, в какой бы форме она не велась, по сути, являются законными способами получения информации, обработки и анализа данных о бизнесе и конкурентной среде.
Деятельность профессионалов конкурентной разведки нацелена на выявление слабых и сильных сторон фирм, компаний, представляющих опасность для бизнеса.
В отличие от промышленного шпионажа как одного из способов недобросовестного устранения соперников, задача разведки в сфере бизнеса сводится:
Эффективность конкурентной разведки заключается не в копировании преимуществ соперников, а возможности, благодаря анализу успеха конкурентного бизнеса, принять меры на опережение.
Главным отличием профессионального сбора данных от шпионажа можно назвать получения доступа к интересующей информации, не преступая закон и этические нормы.
Обсуждая проблемы отечественной конкурентной разведки, представители информационно-аналитических и детективных компаний, частных детективных агентств, акцентируют внимание на определении задач в области деловой разведки:
К сожалению, нужно отметить, что у нас в стране ощутим дефицит специалистов, способных решать задачи конкурентной разведки в получении информации законными способами, умеющих находить источники доступа к сведениям. Поэтому в первую очередь необходимо готовить профессионалов, обладающих навыками вести разведку по намеченному направлению.
Многие отождествляют понятия конкурентной разведки и промышленного шпионажа. На практике их цели часто совпадают, но способы получения данных о соперниках в бизнесе абсолютно разные.
Специалисты промышленного шпионажа добывают сведения, чаще всего являющиеся коммерческой тайной, или персональные данные сотрудников путем:
С точки зрения закона все эти действия уголовно наказуемы. Кроме того, что добытые незаконным способом конфиденциальные сведения будут направлены против объекта шпионажа, при этом могут нарушаться личные права и интересы конкретных физических, юридических лиц.
Сотрудники служб, занимающихся конкурентной разведкой, пользуются сведениями, которые можно найти в открытом доступе:
Главные принципы методов, применяемых на практике при конкурентной разведке:
Способы разведки, применяемые для получения информации:
К распространенным методам относят:
Для эффективного использования методов получения информации нужны высококвалифицированные специалисты, обладающие определенными навыками и умениями:
Для реализации поставленных целей сбора и анализа данных о конкурентах, экономического и политического положения в регионе и целом по стране, оказывающего влияние на бизнес, разрабатывают механизм получения информации.
Крупные организации и компании, как правило, создают специальные структуры, на легитимных началах, состоящие из:
Оказание внешних услуг деловой разведки у нас еще не слишком востребовано. Всего несколько сотен консалтинговых агентств занимаются подобной практикой в России.
Недооценка важности владения полной информацией о происходящем на потребительском рынке приводит к непредвиденным сбоям эффективности управления. Экономический кризис, обострение внутренней и международной конкуренции актуализируют необходимость расширения практического применения современных методов получения сведений, анализа в тактическом и стратегическом планах.
01.04.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных