Хранение персональных данных – актуальная тема. Законодательство России устанавливает, что руководитель компании обязан обеспечить комплексную защиту персональных данных работников. Если хранение сведений, относящихся к персональным данным, проводится ненадлежащим образом, руководство компании привлекают к административному или уголовному наказанию, согласно КоАП или УК РФ.
Поэтому гарантирование правильного хранения персональных данных, как и безопасность сведений, относящихся к коммерческой тайне, – первоочередная задача службы информационной безопасности частных компаний и государственных учреждений.
Понятие личных данных закреплено в ФЗ России «О персональных данных», по нормам которого под указанную категорию подпадают сведения, используемые для идентификации гражданина. К персональным данным относят:
По нормам трудового законодательства РФ, персональные данные подразумевают сведения о сотруднике, получаемые руководителем в процессе трудовых отношений. Это паспорт, трудовая книжка, идентификационный номер, военный билет, справка о прохождении медкомиссии.
Таким образом с момента оформления на работу гражданин передает служащим компании доступ к персональным данным. Работникам отдела кадров компании запрещено распространение персональных данных без согласования с работником или другого, установленного законодательно основания.
Условия хранения и использования персональных данных установлены законодателем. Несоблюдение требований закона сотрудниками отдела кадров влечет нарушение права граждан на конфиденциальность их личных данных, закрепленного в Конституции РФ.
В соответствии с нормами статьи 87 Трудового кодекса России, порядок хранения и обработки персональных данных сотрудников компании разрабатывается и утверждается руководителем. Та же статья Трудового кодекса регламентирует, что внутренний порядок хранения и использования личных данных сотрудников разрабатывается с учетом законодательных норм. То есть хранится личная информация с учетом требований, закрепленных в Конституции, Трудовом кодексе, ФЗ «О персональных данных» и других нормативных актах.
Сроки хранения документации с персональной информацией сотрудников закреплены Приказом Министерства культуры № 558, принятым в 2010 году. В соответствии с нормативно-правовым актом:
Для обеспечения безопасности хранения и обработки персональных данных разрабатывается специальный акт, именуемый «Соглашением о неразглашении конфиденциальных данных», который подписывают должностные лица, получившие доступ к персональным данным работников компании: как рядовые сотрудники отдела кадров и бухгалтерии, так и руководители отделов и управлений, включая исполнительного и генерального директора компании.
В зависимости от вида персональных данных, различают два носителя конфиденциальной информации:
На практике частные компании дублируют данную информацию. То есть хранение персональных данных осуществляется одновременно на бумаге и в электронной форме. За безопасность и неразглашение персональных данных отвечают отдел кадров и бухгалтерия компании. Бумажные носители персональных данных хранятся в сейфе, за ключ от которого отвечает главный бухгалтер компании или начальник отдела кадров.
В государственных учреждениях и частных компаниях работники отдела кадров ведут личные дела сотрудников традиционным способом (в бумажном варианте). В этом случае на каждого сотрудника заводится папка-накопитель, в которую в хронологическом порядке подшивают информацию, относящуюся к персональным данным, в виде оригиналов и копий. При этом закон не регламентирует единого порядка хранения данных дел в частных компаниях.
Хранение ПДн на бумажных носителях
Преимущества | Недостатки |
Облегчение учета личных данных – все они хранятся в одном месте. | Увеличение объема работы – регулярная прошивка, нумерация, внесение данных в опись, сверка предоставленных копий данных с оригиналами, архивирование дел. |
Четкая систематизация данных. | Необходимость в дополнительных ресурсах для хранения бумажных данных – приобретение сейфов, выделение специальных помещений для хранения дел. |
Быстрый поиск по данной информации. | Обучение персонала навыкам работы с данной категорией дел. |
Сложность поиска нужных данных, касающихся отдельного работника. | |
Увеличение риска распространения конфиденциальных данных. |
Информация с персональными данными сотрудников может распределяться по разным бумажным носителям, и подшивается данная документация в отдельные тематические папки-накопители в соответствии с номенклатурой компании.
Документация, касающаяся персональных данных сотрудников, общего назначения (анкеты, автобиографии, приказы, доверенности, трудовые договоры) хранится в отдельных накопительных папках. Хранят папки с личными данными в сейфах, располагая в алфавитном порядке или согласно номеру регистрации. Хранение персональных данных таким способом требует меньше трудозатрат сотрудников кадровой службы.
Хранение персональных данных на электронных носителях предполагает использование автоматизированных баз данных и защищенных информационных систем. Обработка конфиденциальных данных на электронных носителях имеет ряд преимуществ, однако в таком способе есть и недостатки.
Хранение ПДн на электронных носителях
Преимущества | Недостатки |
Снижение расходов на приобретение дополнительных ресурсов для хранения данных. | Необходимость создавать резервные копии баз данных. |
Отсутствие необходимости в специальных помещениях для хранения. | Высокая стоимость оборудования и программ, обеспечивающих безопасность персональных данных, которые хранятся на электронном носителе. |
Высокая скорость поиска, обработки и использования данных. | Необходимость в обучении персонала навыкам администрирования для пользования электронными данными. |
Защищенность конфиденциальных данных от несанкционированного доступа. | Сотрудники, получившие доступ к данным, должны уметь работать с электронными носителями информации. |
Неограниченный срок хранения данных (в отличие от бумажных носителей). | |
Автоматическая архивация данных. |
Для защиты электронных баз данных и хранящейся на них личной информации:
Чтобы не допустить нарушения конфиденциальности личной информации сотрудников и избежать привлечения к ответственности, руководителю компании следует проверить:
Каждый из методов хранения личной информации имеет ряд преимуществ и недостатков. Поэтому на практике сочетают оба метода: ведут личные дела и дублируют сведения на электронных носителях.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных