Персональные данные граждан, доверенные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеют специальный режим защиты. Он определяется федеральными законами и подзаконными актами. Технические аспекты охраны, определяющие требования к методам и техническим средствам, используемым для их обработки, устанавливаются приказами ФСТЭК РФ.
Федеральный закон «О персональных данных» предполагает, что сведения о гражданах, их личной жизни, имущественном статусе и здоровье, хранящиеся и обрабатываемые в информационных сетях, не могут неправомерно попадать в распоряжение третьих лиц. Несовершенство систем обработки информации часто приводит к утечкам важных сведений, в том числе персональных данных. Утечки могут быть и случайными, и преднамеренными. Чтобы избежать таких ситуаций, способных причинить ущерб гражданам, разрабатываются специальные требования к информационным системам. Для организаций, признанных в установленном законом порядке операторами персональных данных, технические требования к системам их обработки устанавливаются приказами ФСТЭК РФ.
Сейчас действует приказ № 21, вступивший в силу в 2013 году, определяющий технические и организационные меры по защите персональных данных. Он неоднократно дополнялся и изменялся, ориентируясь на требования момента. Последняя редакция была принята в 2017 году. В структуре документа, в приложении, определяющем состав мер, содержатся рекомендации, регулирующие:
Выбор мер организационной и технической защиты персональных данных зависит от класса защищенности информационной системы, определяемого по правилам, установленным Постановлением Правительства № 1119.
Выход документа в 2013 году был одобрен операторами персональных данных. До конкретизации требуемых мер операторы существовали в условиях неопределенности, не зная, насколько применяемые ими технические меры и средства защиты соответствуют предъявляемым требованиям. Документ полностью соответствовал требованиям момента и учитывал такие изменения в информационной среде, связанные с появлением новых технических средств, как:
Но приказу были свойственны и недостатки. Он не требовал потратить определенные средства на защиту персональных данных в обязательном порядке, допуская выбор из существующего перечня, но некоторые нормы сообществом операторов были сочтены избыточными. Приказ ФСТЭК РФ ввел 15 групп технических и организационных мер по защите персональных данных, в каждой из групп указано от 2 до 20 отдельных решений. Для каждой меры устанавливалось, является ли она базовой или обязательной для применения или компенсирующей, необязательной, однако усиливающей уровень защиты. Существуют только компенсирующие меры, которые не будут базовыми ни для одного из четырех уровней защищенности.
После вступления в силу приказа ФСТЭК действия оператора стали более конкретными, чем до этого момента. Теперь без дополнительных консультаций, настраивая свою информационную систему защиты персональных данных, он вправе действовать по следующему алгоритму:
Своими силами эта стратегия не всегда реализуема, и операторам приходится обращаться за приобретением услуг по настройке системы защиты персональных данных к профессиональным участникам рынка создания информационных систем.
Несмотря на четкость и ясность рекомендаций, при их реализации возникают некоторые сложные моменты, отмечаемые операторами и программистами. Среди них:
Несмотря на некоторые недостатки, рекомендации ФСТЭК РФ по организации информационной системы защиты персональных данных способствовали наведению порядка на рынке и помогли в борьбе с наиболее актуальными угрозами безопасности.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных