Каждый раз обращаясь в банк, независимо от причины – открытие банковского депозита, выполнение платежных операций, клиент должен предоставить много личных данных. К информации, которую требует предоставлять банк, относятся не только паспортные данные, но и контакты ближайших родственников, друзей, которые часто должны играть роль поручителей. Но не каждый человек задумывается о том, что же происходит с этими сведениями в дальнейшем, будет ли нести банковское учреждение какую-либо ответственность за их хранение и неразглашение, а также каким способом обрабатываются персональные данные (ПДн) в банке.
ФЗ № 152 «О персональных данных» характеризует ПДн как любую информацию, относящуюся к конкретному лицу или субъекту, которого можно по этим данным идентифицировать:
Практически все банки во время оформления договорных отношений с клиентом запрашивают у него личную информацию, подтверждающую его платежеспособность. Стандартными данными для банков считаются ФИО, сведения о рождении, прописка, паспортные данные, телефонный номер. Если запрашиваются контактные сведения родственников, друзей, банк таким образом проверяет клиента и нуждается в контактах, которые позволят связаться с ним, если напрямую его найти не получается.
Клиент банка наделен правом отказа от предоставления контактов родственников и друзей. Это никак не должно повлиять на принятие банком решения об удовлетворении заявки на обслуживание. Обязательно при оформлении займов клиента заемщика фотографируют. Фото также делают при оформлении банковских карт, что позволяет идентифицировать его и повысить безопасность сделки (если, к примеру, паспорт заемщика похищен).
Фото и заполненная анкета клиента – это также сведения, которые относятся к личной информации. Банковское учреждение имеет право требовать ПДн клиента с целью проверки его надежности и возможности расплатиться по взятому кредиту.
Во время предоставления данных гражданином ПДн банк должен предложить ему заполнить согласие на обработку его персональных данных. Это согласие заключается в предоставлении права финансовому учреждению выполнять любые действия с переданными клиентом личными сведениями, но только в рамках действующего в РФ законодательства. Такой документ представляет собой гарантию защиты ПДн от неправомерных действий, их применения только для конкретно ограниченных целей.
Обработкой данных считаются действия по:
Банковское учреждение может использовать ПДн, если клиенту нужна какая-либо информация, как по его требованию, так и по инициативе банка.
Клиент имеет право требовать удалить свои данные, если он разрывает договорные отношения с этим финучреждением. Хранить информацию личного характера банк может до окончания срока, регламентированного законом о ПДн № 152 (Ст. 5).
Закон не устанавливает максимальный срок хранения сведений, имеющихся в банке, но в основном они должны храниться на протяжении 5 лет с даты исполнения по ним обязательств или же до момента, когда клиент сам их отзовет.
Основными нарушениями, которые допускаются в секторе предоставления банковских услуг, являются:
Законодательство не содержит перечня нормативных актов обязательного характера, которые должны быть составлены в банке или в других организациях, чтобы регулировать процесс обработки ПДн. Но базовые документы по организации защиты персональных сведений должны быть разработаны и внедрены в банковских учреждениях. К этим документам относят:
Политика обработки ПДн является обязательным документом в банковском учреждении. Эта норма прописана в статье 18.1 Закона № 152. В соответствии с рекомендациями Роскомнадзора, в этом документе должны содержаться разделы с описанием целей, правовых оснований объема и категорий обрабатываемых персональных сведений.
Важно в Политике описать порядок и условия обработки, а также порядок реагирования на запросы клиентов по вопросам обработки ПДн. Обязательно указываются способы изменения, удаления и блокирования этой информации.
Большинство финучреждений оформляют отдельные регламенты по обработке ПДн заемщиков, страхователей с отражением основных спорных моментов, исходя из банковской практики.
Кроме того, банки должны разрабатывать другие внутренние документы:
Банковской организации нужно также иметь подписанные гендиректором или другим уполномоченным лицом приказы о назначении лиц, ответственных за обработку в компании персональных данных.
Клиент может в любой момент подать заявление об отзыве своих ПДн у банка. Кроме того, согласие можно аннулировать в следующих случаях:
Заявление на отзыв согласия на обработку персональных данных не имеет строгой формы, но есть определенные требования, которым оно должно соответствовать:
Заявление может быть передано лично или отправлено по почте по адресу отделения, в котором клиент обслуживается, а также на юридический адрес банковской организации.
Чтобы заявление было быстрее рассмотрено, нужно приложить к нему копию страниц паспорта и договора. При самостоятельном посещении банка с заявлением нужно предъявить свой паспорт.
Если у заявителя есть кредит в банке, финучреждение не имеет права на разглашение данных клиента, но наделено правом их изменять, обрабатывать в течение действия кредитного договора. Отозвать свои персональные данные в этом случае нельзя, но разрешается обратиться в банк и попросить, чтобы ПДн не передавались коллекторам.
Закон о персональных данных, в частности его 7-я статья, гласит, что лица, которые получили доступ к личной информации граждан, не имеют права на ее передачу третьим лицам. Также у них нет прав на распространение персональных сведений без получения личного разрешения клиента банка.
При передаче долга коллекторской службе банку нужно раскрыть также и персональные данные должника. Такие действия кредитора являются незаконными. В этом случае наступает ответственность за эти действия. Например, банк должен будет возместить моральный ущерб клиенту.
Если в договоре кредитования есть условия о предоставлении банку права передачи долга третьим лицам – коллекторскому агентству, тогда действия банка нельзя считать противозаконными. Согласие должника при этом не нужно получать.
Правомерной передача сведений третьим лицам будет в случае, если есть судебное решение на взыскание с клиента банка долга по оформленному кредитному договору. Это требование изложено в статье 44 ч. 1 ГПК РФ.
Любые персональные сведения, предоставляемые клиентами банкам и другим официальным учреждениям, чрезвычайно ценные. Поэтому вопрос их безопасности, хранения и передачи стоит очень остро. В связи с участившимся мошенничеством, ошибками граждан в вопросе предоставления ПДн при обращении в банки, ошибками операторов во время работы с персональной информацией сторонам важно знать требования законодательства и соблюдать их.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных