Как выявить откаты в закупках | Способы сокращения финансовых потерь от откатов в закупках - SearchInform

Как выявить откаты в закупках

Примеры готовых политик
безопасности

Откаты – распространенная практика, и даже кристально честный, порядочный сотрудник может поддаться влиянию коррумпированных контрагентов. Каждый четвертый менеджер получал откаты в закупках. При этом три четверти признавшихся считают это нормальной деловой практикой и не испытывают чувства вины. В других сферах «откатчиков» гораздо меньше – в среднем 9%.

Бороться с корпоративной коррупцией можно только системными средствами, то есть не просто выявлять отдельные факты и преследовать конкретных нарушителей, а создавать условия, при которых невозможно получить вознаграждение за совершение сделки.

Что такое откат?

Откат – это вознаграждение, которое получает должностное лицо компании за заключение договора приобретения товара или услуги у конкретного поставщика. Суммы откатов в большинстве случаев рассчитываются как процент от суммы сделки. И если раньше вознаграждение чаще всего получали, когда заключали договора о приобретении товара худшего качества или по завышенным ценам, то сегодня сам факт заключения договора и выбора поставщика является основанием, чтобы заводить разговор о вознаграждении. От сложившейся практики не спасают даже электронные торги, которые считаются эффективным способом борьбы с откатами.

В сфере государственного управления в 2016 году лидерами по откатам при закупках стали МВД и сфера здравоохранения, для частных компаний подобной статистики нет. Средний размер вознаграждения варьируется по отраслям и достигает 20% от сделки.

Откат – дисциплинарный проступок или уголовное преступление?

Действия сотрудника, который выполняет управленческие функции и провоцирует получение отката, наносит ущерб частной компании или государственному органу. В каких случаях его можно привлечь к ответственности по Уголовному кодексу, а когда придется ограничиться увольнением или дисциплинарным взысканием?

В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья 204 «Коммерческий подкуп». Она позволяет обратиться в правоохранительные органы и привлечь к ответственности сотрудников, которые нарушили порядок закупок и получили за это вознаграждение от контрагентов. Дело возбуждается по заявлению стороны, которая предложила вознаграждение, или по заявлению пострадавшей организации. В судебной практике встречаются случаи, когда за откат привлекали к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса «Злоупотребление полномочиями».

Интересно, что большинство дел против откатчиков возбуждают не по инициативе администрации компании, а по инициативе контрагента, когда поведение закупщика откровенно выходит за рамки, что проявляется в неадекватном повышении требований.

Особенность правоприменительной практики в вопросе откатов заключается в том, что нормы статей 204 и 201 действуют только в отношении сотрудника, который вправе принимать решения согласно должностным инструкциям. Рядовые менеджеры с точки зрения закона – не более чем лоббисты. Если компания не может или не собирается возбуждать уголовное дело, необходимо фиксировать такие инциденты, как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.

Возможно также возместить ущерб, причиненный действиями откатчика дела. Если компания в состоянии доказать убытки, закон позволяет обратиться в суд с гражданским иском в рамках уголовного. В остальных случаях это невозможно.

Иногда в компаниях действует негласное разрешение на получение откатов при условии, что порог взятки не превышает заранее установленный минимальный предел. Логика заключается в том, что лучше контролировать ситуацию, которая неизбежна, чем терпеть убытки от разрыва сложившихся деловых связей или частой ротации ответственных сотрудников. Такой метод работы используют руководители с опытом работы еще со времен Советского Союза или частные акционеры, которые сознательно применяют этот способ мотивации, полагая, что он более выгоден компании, чем выплата премий.

Механизмы откатов при современных способах организации закупок

При постоянном личном контакте поставщика и закупщика крайне сложно предотвратить прямой сговор и откаты. Во избежание коррумпированных схем вводятся такие процедуры, как тендеры и электронные торги. Согласно федеральному законодательству, практически все закупки государственных органов и компаний с государственным участием проводятся таким способом. На деле от откатов не спасают и они, хотя сменяемость поставщиков в ходе нескольких аналогичных торгов позволяет снизить риски формирования устойчивых связей закупщика и поставщика.

Откаты при тендерах

Многие крупные компании устанавливают обязательные тендерные процедуры при проведении закупок. На тендер представляются документы нескольких компаний, проводится сравнение и выбирается оптимальное ценовое предложение. Решение закрепляется в акте тендерной комиссии. Однако на практике механизм не работает, так как проверить релевантность подбора участников конкурса невозможно, особенно если тендер проводится методом запроса и сравнения предложений.

Выявить откатные схемы можно только тогда, когда есть подозрение. Однако это связано с параллельным сбором предложений по региону и рынку в большем объеме, чем предусмотрено по условиям тендера. Нередко победителем конкурса становится кандидат, который предложил действительно лучшие условия, но и обеспечил откат.

Откаты при электронных торгах

Если существует сговор, то организатор торгов найдет способ сделать их доступными только для конкретного поставщика. В сфере закупок существует даже специальный термин – «расчистка поляны». Это значит, что аукцион или электронный конкурс специально готовится под поставщика, предложившего откат, и правила договорных торгов отсекают все добросовестные предложения.

При подготовке электронных торгов на основе сговора используют различные методы, например:

  • Составляют излишне подробную спецификацию на товар. Описание мельчайших элементов и деталей дают возможность приобрести продукцию только определенного производителя или поставщика.
  • Устанавливают заведомо невыполнимые сроки реализации заказа, например, 10 дней на разработку сложного программного обеспечения.
  • Используют неточную классификацию, когда название заказа отличается от технической спецификации.
  • Вводят в название тендера запрещенные символы, и тогда объявление невозможно найти в поисковых системах по ключевым словам. Среди тысяч аналогичных объявлений его находит только тот поставщик, который знает код написания.

Способы манипуляций на электронных торгах выявляет Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата. В 2015 году аудиторы Счетной палаты выявили нарушения в сфере электронных торгов на общую сумму, превышающую 125 млрд рублей. Любопытно, что есть прецеденты, когда к ответственности за откаты привлекают сотрудников ФАС. Например, руководителя Алтайского территориального управления ведомства оштрафовали на 3 млн рублей и на 4 года лишили права занимать должности в госструктурах за откат «всего» 0,15% от контракта на 200 млн рублей.

Способы получения откатов

Откаты уже давно не передаются наличными. Появились разнообразные способы «перечислить» вознаграждение, которые даже не связаны напрямую с личностью закупщика и его работой в компании. Следы подобных транзакций не выявляются при анализе договорной документации и обнаруживаются только в ходе расследования. Например:

  • перечисление средств в виде оплаты за маркетинговые или консалтинговые услуги в пользу компании, которую закупщик создает специально для этого;
  • оплата отпуска или приобретение ценных вещей, например, автомобиля;
  • перечисление денег на банковскую карту, выпущенную на третье лицо;
  • устройство на работу родственников закупщика с получением официальной заработной платы. (для контрактного управляющего в госструктуре ситуация недопустима, но в частных организациях – нередкий способ «мотивировать» менеджеров контрагента).

Неудивительно, что суммарный объем откатов определить крайне сложно, а для частного бизнеса статистика и вовсе не ведется. По разным оценкам, примерный размер откатов в России, в частном и государственном секторе, составляет 1–2% ВВП. Уменьшить цифры и в целом оздоровить экономику помогают современные способы выявления откатных схем, включая внедрение программных инструментов.

Способы выявления и борьба с откатами

Борьба с откатами в закупках, как и в других сферах, может вестись на уровне службы безопасности или на уровне акционеров. Чаще всего для противодействия корпоративному мошенничеству применяют организационные способы, хотя существуют и специальные средства, позволяющие снизить уровень риска.

Организационные методы

Для выявления откатов службы безопасности часто используют методы оперативных служб, например, контрольную закупку. Во время проверки «покупатель» предлагает откат и пошагово фиксирует поведение менеджера по продажам или руководителя отдела снабжения. Этот способ успешно работает в небольших компаниях, где не применяют тендерные процедуры в закупках. В то же время контрольная закупка требует большого опыта и умения от сотрудника СБ-отдела, который должен к тому же ориентировать в ситуации на рынке, поэтому применяется редко. Кроме того, поставщики и покупатели знают друг друга и работают со строго ограниченным кругом известных компаний.

Наблюдение за менеджером по закупкам поможет выявить изменение уровня жизни, что косвенно указывает на практику откатов, если только менеджер не выиграл в лотерею или не получил наследство. Минус наблюдения за отдельным сотрудником в том, что способ позволят уличить в откатах только рядового менеджера. Если в схеме «мотивированных» закупок участвует руководство или лицо, которое находится наверху корпоративной иерархии и принимает решение о заключении договора, наблюдение за линейным менеджером не принесет желаемого результата. Служба безопасности или внутреннего аудита готова на конфликт с менеджментом только в том случае, если задачу выявить откат ставят акционеры, планирующие сменить руководство компании. Здесь допустимы любые способы сбора информации, не запрещенные законом.

Не позволит формироваться устойчивым коррупционным связям перемещение сотрудника на другое направление после полугода работы на закупках. Полезным будет и разделение полномочий, когда один сотрудник отвечает за подбор контрагента, второй – формирует ценовые параметры, третий – ведет переговоры о совершении сделки, а четвертый заключает договор.

Еще одно эффективное решение – формирование рабочих групп с открытым обсуждением параметров сделки в системе электронного документооборота компании. Это позволит проверять каждый этап переговоров и выявлять непрозрачные решения. Хорошо себя зарекомендовала и система аккредитации поставщиков, при которой сделки разрешено заключать только с проверенными, добросовестными компаниями из определенного списка.

Службы внутреннего аудита или контрольно-ревизионного управления выявляют откаты с помощью метода сравнения цен. Механизм срабатывает в случаях, когда цены завышены существенно, поскольку компании из одного сегмента рынка предлагают примерно одинаковую цену, куда уже включены предполагаемые небольшие суммы откатов. Основанием для проверки может стать существенное различие в уровне расходов, если закупки проводятся не централизованно, а каждым подразделением или филиалом отдельно.

Программные антикоррупционные решения

Специальные аппаратные и программные средства применяются и при проверке алгоритмов закупок, и при тестировании сотрудников. В группе аппаратных средств выделяется полиграф. Однако использование детекторов лжи снижает риски только на низовом уровне, исключая махинации средних сотрудников. Тестирование редко применяется в отношении топ-менеджеров или самих сотрудников служб безопасности. Кроме того, закон позволяет проводить проверку на полиграфе только с согласия сотрудника.

На портале госзакупок еще в 2009 году появился алгоритм для выявления тендеров потенциально коррупционного характера. Однако это мера с низкой антикоррупционной эффективностью, так как принципы работы алгоритмов известны, и опытные участники тендеров знают способы их обойти. Кроме того, даже проведенный по прозрачным процедурам аукцион не исключает возможности последующего вымогательства взятки.

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.