Контроль сотрудников

Решения «СёрчИнформ»:

Предотвращение утечек Выявление угроз Контроль персонала

Учет рабочего времени

Учитывать отработанное время – обязательная часть рабочего процесса, влияющая на многие факторы, в том числе на начисление сотрудникам заработной платы. Грамотный учет рабочего времени способствует поддержанию трудовой дисциплины, рациональному перераспределению рабочих заданий, повышению производительности труда, что приводит к увеличению доходов всего предприятия и отдельных сотрудников.

Цели учета

Распределение должностных обязанностей осуществляется работодателем или руководителем, исходя из объемов заданий, которые возможно выполнить в установленный период времени с учетом специфики функционирования предприятия.

Продолжительность рабочего времени регламентируется Трудовым кодексом (статьей 91) и составляет 40 часов в неделю. А ориентировочный перечень рабочих обязанностей прописан в квалификационном справочнике.

Кроме норм законодательства и специфики работы предприятия при составлении рабочей инструкции рекомендуется учитывать:

  • форс-мажор;
  • человеческий фактор.

Конечно, склонность сотрудника к регулярным перекурам или систематическим опозданиям в инструкции не предусмотрена. Однако затор или авария на дороге, внезапная болезнь работника могут существенно изменить распланированный объем задач.

Кроме персональных проблем сотрудников возможны объективные обстоятельства, срывающие рабочий график. К ним относят:

  • аварии на предприятии;
  • недопоставку деталей или комплектующих;
  • стихийные бедствия.

Перечисленные объективные факторы также сказываются на количестве реализованных задач, что приводит к дисбалансу между материальными затратами (оплата труда) и объемом выполненных работ.

С этой целью проводится учет отработанных часов, позволяющий достичь нескольких целей:

  1. Усиление рабочей дисциплины: минимизация опозданий, досрочного ухода с работы, игр на рабочем месте, переписки в соцсетях, перекуров и кофе-брейков в течение дня.
  2. Увеличение качества и результативности труда.
  3. Уменьшение ресурсов на заработную плату сотрудникам. Из оплачиваемого периода исключается время, на протяжении которого сотрудники не исполняют свои обязанности, даже если простой вызван технологическим сбоем или связан с нарушением соглашения третьими лицами.

Работодатель, который ведет учет рабочего времени, оплачивает исключительно время, когда работники предприятия производят продукцию, а не отсиживают смену в ожидании поставки деталей или починки оборудования.

Документальное оформление

Трудовое законодательство России обязывает организацию, вне зависимости от формы собственности, вести тщательный документальный учет отработанных сотрудниками часов. Порядок оформления учета закрепляется внутренними документами компании:

  • Правила трудового распорядка.
  • Коллективное соглашение.
  • Контракт о выполнении работ (оказании услуг).

Указанные документы регламентируют распорядок рабочего времени: продолжительность смены, количество перерывов, их длительность, время начала и окончания смены, количество выходных, длительность отпуска.

Это предполагаемый рабочий график. А ежедневный учет рабочего времени оформляется в виде табеля выхода сотрудников. Его задача – зафиксировать отработанное время с учетом:

  • сверхурочного труда;
  • нахождения в командировке;
  • болезни, подтвержденной листком нетрудоспособности;
  • выхода в ночь;
  • выходных, праздничных, нерабочих дней.

На отдельных предприятиях учетная документация ведется по упрощенной схеме или разрабатывается внутренняя кодировка рабочего времени сотрудников. Это связано с особенностью функционирования организации или спецификой труда отдельных сотрудников.

Классификация учета

Трудовое законодательство предусматривает три разновидности учета отработанных часов:

  • ежедневный;
  • недельный;
  • обобщенный.

Выбор разновидности учета осуществляется исходя из специфики работы организации.

Ежедневный

Ведение ежедневного учета характерно для организаций с одинаковой продолжительностью рабочих смен. Ежедневный учет позволяет зафиксировать отработанное время, избежать переработок.

Контроль переработанного времени осуществляется во избежание превышения фонда заработной платы организации. Ежедневный учет помогает фиксировать рабочее время персонала, относящегося к льготникам. Длительность рабочего времени таких сотрудников регламентируется 94 статьей ТК РФ и составляет:

  • Для сотрудника младше шестнадцати лет – не более пяти часов в день, от шестнадцати до восемнадцати – семь часов в день. Если несовершеннолетний сотрудник совмещает работу с учебой в вузе, норма рабочего времени сокращается в два раза.
  • Длительность рабочего времени для инвалидов зависит от восстановительной программы и возможной нагрузки.
  • Сотрудникам, занимающимся творческой работой, или спортсменам предлагают гибкий график.

Трудовой кодекс (статья 92) предусматривает возможность уменьшения рабочего времени по личному заявлению сотрудника, обусловленному семейными или личными обстоятельствами.

Недельный

Кадровики ведут недельные табели учета, если на протяжении недели продолжительность рабочего времени варьируется вследствие специфики функционирования организации.

Если сотрудники работают по гибкому графику с нерегламентированным рабочим временем, без ведения недельного учета не обойтись. Он помогает скорректировать длительность рабочего времени для соблюдения норм, предусмотренных ТК РФ, и избежать переработок.

В отдельных организациях практикуются раздробленные смены. Это связано со спецификой функционирования компании. В недельном учете рабочего времени отражают отработанные по факту часы, что позволяет вложиться в предусмотренную законодателем норму рабочего времени, избежать недоработок или сверхурочного труда.

Обобщенный

Применение обобщенного учета регламентировано статьей 104 Трудового кодекса федерации. Такая форма контроля рабочего времени предусмотрена для компаний, где другие формы учета вестись не могут вследствие особенностей производственного процесса предприятия. Таким компаниям законодатель предоставляет возможность суммировать отработанное время за длительный период с целью соблюдения предусмотренной ТК РФ нормы рабочих часов.

Примером использования обобщенного расчета рабочего времени является предприятие с круглосуточным производственным процессом. Работа на таком предприятии предусматривает дневные и ночные смены. Соответственно, подсчитать рабочее время отдельных сотрудников за день или неделю невозможно. Поэтому учитываются рабочие часы за квартал или полугодие. При этом важно отработать установленную норму часов.

Применяется обобщенный учет для скользящего графика работы. Такой график предполагает разную рабочую нагрузку в разные дни недели. Отработанное время при скользящем графике распределяется на учетный период, установленный внутренними актами компании, и соотносится с сорокачасовой нормой, предусмотренной законодателем.

Способы ведения учета

Способы контроля рабочего времени зависят от таких факторов:

  • специфика функционирования предприятия;
  • уровень трудовой дисциплины работников;
  • финансовое положение компании;
  • соотношение затраченных ресурсов и полученного дохода;
  • корпоративная политика компании.

В зависимости от дисциплинированности работников, уровня доходов, администрация контролирует отработанное время при помощи:

  • организации пропускного пункта на предприятии с персональной картой доступа, охранником либо вахтером, ответственным за фиксацию в журнале времени прихода/ ухода сотрудника;
  • контроля руководителя над соблюдением рабочего графика его подчиненными;
  • самоконтроля персонала компании – оставление ежедневной отчетности о выполненных задачах;
  • автоматизированного контроля времени прибытия (ухода) сотрудника с применением сканера;
  • установки камер видеонаблюдения за использованием сотрудниками рабочего времени: выполнение рабочих задач или решение личных вопросов.

Порядок ведения учета

Трудовое законодательство предусматривает контроль рабочего времени посредством ведения табеля. Унифицированная форма табеля учета для компаний всех форм собственности закреплена Постановлением Госкомстата №1.

Правила заполнения

Трудовое законодательство предусматривает ежедневное заполнение табеля вне зависимости от выбранной разновидности учета рабочего времени. Такое положение обосновано форс-мажорными ситуациями, предусмотреть которые заранее невозможно.

Необходимость устранения последствий аварии может стать причиной сверхурочной работы отдельных сотрудников. Болезнь работника, внеочередная командировка, стихийное бедствие – все эти факторы могут изменить период рабочего времени.

Существует две методики фиксации отработанных часов:

  1. Методика полной фиксации выхода и невыхода работника.
  2. Методика фиксации отсутствия сотрудника на рабочем месте: вследствие невыхода, опоздания, отгула, отпуска, больничного, командировки.

Ежедневный табель учета предусматривает проставление кодов условных обозначений в верхних частях граф при отсутствии сотрудника по причине болезни, прохождения обучения, задействования в общественно полезных работах, отпуска или отгула. Нижняя часть граф не заполняется.

Если штат компании невелик, табель заполняется вручную ответственным за его ведение сотрудником. В крупных корпорациях используется электронная программа контроля рабочего времени персонала. Подсчет результатов осуществляется администратором программы в автоматическом режиме и сдается в сроки, установленные внутренними документами.

Заполненный табель направляется в бухгалтерию. Заработная плата начисляется, исходя из данных про отработанное время. Для усиления контроля табель заполняется и автоматически, и вручную. Это позволяет исключить «человеческий фактор», а также технический сбой и является наиболее объективной методикой учета отработанных часов.

Ответственность за учет

Должностные обязанности предусматриваются в трудовом контракте, а также вменяются на основании распоряжения руководителя. Это правило распространяется и на ведение учета отработанных часов.

В крупных корпорациях изначально предусмотрена должность «табельщик», главной обязанностью которого является заполнение табеля об отработанных часах сотрудников и правильность указанных сведений.

В небольших компаниях контроль количества отработанных часов возлагается на начальников отделов (секторов) по приказу директора.

Вне зависимости от того, кто из сотрудников отвечает за заполнение табеля, контролирует учет кадровик или менеджер по персоналу. Именно на этих работников возлагается обязанность составления приказов об отпусках, заполнения командировочных листов, распоряжений о сверхурочной работе. Поэтому кадровик контролирует отражение указанных периодов в табеле.

Начальник подразделения (отдела, сектора) подписывает учетные табели, поэтому ответственность за достоверность информации лежит и на нем.

Взыскания за нарушения

Контролировать время работы персонала – не право работодателя, а его обязанность. Отсутствие учета или существенные нарушения в заполнении табеля – причина привлечения ответственных за его ведение сотрудников к административной ответственности.

Компания, допустившая нарушения в заполнении учетной документации, привлекается к административной ответственности по статье 5.27 КоАП России, предусматривающей штраф от пятидесяти тысяч рублей.

Автоматизированные программы учета

IT-решение «Табель учета отработанных часов» разработано для автоматизированного контроля работы сотрудников. С его помощью можно:

  1. Облегчить ведение учета.
  2. Заполнить табели с использованием законодательно утвержденных кодов и условных знаков формы Т-13.
  3. Сохранить информацию в форматах: XLS, DOC, OpenOffice.
  4. Автоматически архивировать сохраненные данные.

Подобные программы предлагают российские и иностранные вендеры. Воспользовавшись услугой бесплатного тестирования продукта, можно оценить удобство интерфейса, качество, функциональность и простоту использования программы.

Учет отработанных часов – неотъемлемая часть функционирования предприятия. С его помощью облегчается начисление заработной платы и повышается трудовая дисциплина в коллективе. Поэтому ведение учета требует ответственного подхода.