Профайлинг в сфере безопасности | Применение технологии профайлинга в сфере безопасности - SearchInform

Профайлинг в сфере безопасности

Контроль сотрудников
с помощью DLP-системы

Использование современных методов выявления и предотвращения преступлений часто помогает избежать серьезных терактов, в особенности на транспорте. Профайлинг в сфере безопасности является инструментом, который помогает и выявлять субъектов, несущих потенциальный риск, и находить преступника, используя его психологический профиль. В первом случае опрос по стандартной методике и оценка невербальных признаков помогают выявить наличие противоправных намерений. Во втором специалист по особенностям совершения преступления составляет психологический профиль нарушителя, который позволяет сузить круг подозреваемых.

Суть профайлинга 

Технология выявления субъектов, задумавших преступление, с использованием вопросного скрипта и невербальных методов диагностики впервые вышла на мировую арену в 70-х годах ХХ века. Началось ее внедрение в одной из израильских авиакомпаний. Сотрудники служб транспортной безопасности проводили опросы, позволяющие выявить наличие противоправных намерений, проблемы, связанные с присутствием в багаже запрещенных объектов. В дальнейшем участие в разработке технологии приняли специалисты академии ФБР в США и профессиональные психологи. Сейчас становится ясно, что формальные контрольные мероприятия с использованием досмотровой техники и иных инструментов обнаружения зон риска (рамок, металлоискателей, служебных собак) полностью не закрывают поставленные задачи. Эти технологии позволяют:

  • обнаружить потенциально опасные предметы и вещества;
  • найти отдельные документы;
  • установить наличие оружия или взрывчатки.

Но с их помощью нельзя обнаружить противоправные намерения. Сейчас к технологии профайлинга в безопасности добавляются методы, которые помогают выявлять такие намерения, опираясь на анализ психофизиологических реакций человека. Среди этих разработок:

  • полиграф (детектор лжи);
  • дистанционные детекторы психоэмоционального состояния биологических объектов;
  • технология виброизображения (VibraImage);
  • методика психозондирования профессора И. Смирнова – «Майн ридер»;
  • анализаторы лжи по голосу, которые позволяют проводить дистанционный опрос потенциально опасных субъектов;
  • метод биорадиолокации.

Весь этот комплекс технических приемов и методов может быть использован в работе правоохранительных органов как при допросе подозреваемого, так и при опросе потенциально опасного субъекта.

Обучение профайлингу

Институты МВД предлагают своим студентам курс по профайлингу в сфере безопасности. Он включает и западные наработки, и достижения российской криминалистической школы. Обычно этот спецкурс включен в юридическую психологию, обучиться ей можно в Санкт-Петербургском университете МВД и других вузах страны. Желающие могут самостоятельно изучать учебники, доступные всем. В отличие от некоторых внутренних разработок, грифа «секретно» они не имеют. 

Специалисты, желающие самостоятельно совершенствоваться в этом направлении, могут работать как с российскими учебниками, так и с большим количеством зарубежных материалов. Даже использование методики психологических паттернов поведения, которую активно внедряла израильская компания, несмотря на то, что ее характеризуют как тип психологического тестирования, станет основой для обучения технологии. 

Помимо работы с учебниками и методическими материалами, специалисты, желающие пройти дополнительное обучение в сфере обеспечения безопасности на транспорте и других объектах инфраструктуры, должны изучать психологию. Верным решением станет пройти дополнительное обучение в центрах психофизиологических исследований и экспертиз по специализации «Психофизические исследования». Интересно, что специалисты в теме считают, что даже само обучение основам технологии положительно влияет на сотрудников служб, повышая их мотивацию к выполнению своих задач и выявлению потенциально опасных элементов. Полученный опыт применения метода позволяет изменить поведенческие и профессиональные характеристики работников:

  • специалисты начинают пристально наблюдать и анализировать окружающую обстановку;
  • они уделяют больше внимания мотивам и особенностям поведения людей;
  • профессионалы более активно начинают искать подозрительные признаки;
  • у них лучше получается устанавливать неочевидные причинно-следственные связи;
  • у них появляется умение нестандартно подходить к решению возникающих задач.

Курс, преподаваемый в российских университетах, помимо обучения умению вести опросы и анализировать поведение в целях расширения доступного сотруднику оперативного подразделения инструментария, включает и разделы, имеющие более широкое применение. Среди них:

  • получение путем самостоятельной работы и взаимодействия с коллегами и помощниками оперативной информации, ее последующий глубокий анализ и принятие оперативных решений;
  • навыки и способы оперативно-поисковых действий в местах массового скопления граждан;
  • взаимодействие сотрудников, обеспечивающих безопасность на транспорте, с иными службами, например, с органами ФСБ, транспортной прокуратуры, ФСПП;
  • использование технических средств для нахождения потенциально опасных объектов, принятие решения о способах их проверки или обезвреживания;
  • навыки работы со служебными собаками.

Внедрение профайлинга в деятельность правоохранительных органов

Наиболее часто технологии профайлинга используются, как и было задумано изначально, в деятельности правоохранительных органов. Так, согласно нормам закона о транспортной безопасности, одной из основных задач обеспечения безопасности на транспорте является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства. И здесь поможет применяемая специалистами технология проведения опросов. Недостатками большинства современных технологий, которые могли бы быть применены службами авиационной безопасности для диагностики и выявления потенциально опасных субъектов, с учетом особенности работы объектов транспортной инфраструктуры становятся:

  • ограниченное время, которое есть у сотрудника транспортной безопасности для проверки одного пассажира. В инструкциях и внутренних методиках аэропортов в целях исключения задержки рейсов начало и окончание предполетного досмотра определяются технологическим графиком;
  • цена современного высокотехнологичного оборудования. Иногда оно бывает недоступно не только по стоимости, но и из-за невозможности его экспорта в Россию в результате санкций или запрета на его использование службами по технологическому надзору;
  • требования к квалификации персонала, который может работать с ним.

В итоге приходится признать, что только обученный человек способен за короткое время считать особенности и изменение поведения другого человека и принять оперативное решение. Все это говорит о необходимости широкого внедрения технологии профайлинга на транспорте.

Сейчас в должностной инструкции инспектора отдела по досмотру в аэропорту «Домодедово» есть обязанность осуществлять мероприятия по профайлингу. Под этим понимается проведение психологического опроса. Сотрудники подразделений по обеспечению безопасности проходят соответствующее обучение проведению психологического тестирования в рамках своих подразделений. В большинстве случаев оно ограничивается изучением набора стандартных вопросов. Сотрудникам оперативных служб требуется использовать больший инструментарий, позволяющий решать более широкие задачи, чем обычный предполетный досмотр.

Впервые серьезное внимание на технологию профайлинга в стране было обращено после ряда террористических актов на транспорте, произошедших в 2004 году. Тогда руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта своим распоряжением прямо указал на необходимость ввести отряды лиц, имеющих компетенции в сфере профайлинга, в состав служб авиационной безопасности. Расходы по решению этой задачи были возложены на владельцев объектов инфраструктуры. До того профайлинг уже применялся в крупных аэропортах (Шереметьево, Домодедово, Пулково) и внедрялся решением их руководства. После рекомендаций Федеральной службы группы профайлинга появились в большинстве аэропортов страны, в первую очередь на международных рейсах. Востребованная в Евросоюзе, США и Израиле технология оказалась применима и в России.

Специалисты используют технологию профайлинга в безопасности не только в целях выявления преступника или опасного субъекта в сплошном потоке пассажиров. Изучая место преступления, оставленные следы, анализируя метод работы правонарушителя, они могут с очень большой долей вероятности определить его возраст, расу, семейный и социальный статус, рабочий график. С чуть меньшей, но вполне используемой в работе долей вероятности получается назвать его привычки, стиль общения, навыки социального взаимодействия. Анализируя особенности поведения человека, можно предсказать потенциальную вероятность совершения очередного преступления, определить его место, время и жертв.

Частные консультанты на службе МВД

Иногда органы полиции готовы пригласить штатских специалистов по профайлингу в качестве консультантов при раскрытии сложных преступлений и предотвращении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, в целях защиты безопасности. Консультирующие специалисты читают лекции студентам вузов МВД и проводят изучение отдельных преступлений, но не в личном контакте с человеком, а работая с видеозаписями. С процессуальной точки зрения такая аналитика рассматривается как экспертное заключение, оно может как использоваться в материалах дела и в качестве доказательств в суде, так и стать основой для моделирования действий следователя. Так, в судебных делах можно встретить указание на то, что было приобщено заключение специалиста, согласно которому в отношении обвиняемого было проведено комплексное психофизическое исследование с применением полиграфа. Из выводов эксперта следует, что по итогам психологического интервью и профайлинга констатируется: исследуемый субъект рассказывает все правдиво.

Суд, со своей стороны, вправе: 

  • отклонить экспертное заключение;
  • выяснить все, интересующее его, про методы исследования и принять обоснованное решение;
  • вынести свое решение на основе заключения.

Интересно, что в случае желания суда разобраться в сути опросной технологии он может встретить заключения комиссии РАН по лженауке, которая считает, что метод профайлинга не основан на научных предпосылках. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, в п. 5.2.1 Обзора кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ за второе полугодие 2012 г. говорится: «Согласно уголовно-процессуальному закону, психофизиологические исследования не являются доказательствами». В любом случае, когда работа профайлеров становится только базой для принятия следственного или оперативного решения, она может быть полезной в сфере обеспечения безопасности и для выявления потенциально опасных субъектов на объектах транспортной инфраструктуры.

Технологии работы профайлеров

Интересно проанализировать, каким комплексом средств пользуются сотрудники правоохранительных органов и частных компаний при работе с применением методов профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры и в других сферах деятельности. Отечественная криминалистика под профайлингом понимает сочетание:

  • комплекса методов оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа внешности, багажа и элементов поведения, носящих наиболее информативный характер. В инструкциях транспортной полиции указывается, что сотрудникам рекомендуется обращать внимание на такие особенности поведения пассажиров, как повышенная нервозность, обеспокоенность, суетливость. В случае выявления таких признаков при первичном контакте необходимо проводить психологический опрос пассажира для определения степени его потенциальной опасности;
  • технологии наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально опасных лиц на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах).

Методики опроса практически не претерпели изменения с того времени, когда они активно использовались специалистами израильской авиакомпании «Эль-Аль». Связано это с тем, что достаточно сложно обучить большое количество специалистов аэропортовых досмотровых служб тонким методам психологического манипулирования.

В своей работе профайлер, обнаружив ситуацию, находящуюся в потенциальной зоне риска и носящую характер угрозы безопасности пассажиров или объектов инфраструктуры, обязан предпринять следующие шаги: 

  • проанализировать в полном объеме ситуацию, в которой могут реализовываться противоправные намерения, потенциальную возможность совершения преступления в конкретных условиях;
  • изучить условия, присутствующие в оперативной обстановке, помещении, особенности функционирования субъектов, которые могут способствовать совершению противоправного действия или располагающие к данной ситуации;
  • выявить допустимые в конкретных условиях пути и способы реализации криминальных намерений, как террористических, так и носящих иной характер.

На основе сделанных выводов профайлер обязан принять меры оперативного реагирования различного характера – от досмотра пассажира до вызова сотрудников более высокого уровня.

Применение профайлинга на различных этапах обеспечения безопасности

Технология активно развивается, и специалисты рассматривают ее в качестве одного из столпов транспортной безопасности. Возможность оперативного считывания информации, основанная на развитой наблюдательности и многолетнем опыте работы с различным контингентом пассажиров и иных лиц, позволяет решать задачи:

  • предварительного контакта, в рамках которого собеседника относят к той или иной социальной группе, определяют степень его агрессивности или настороженности, потенциальной опасности; 
  • проведения опроса, в котором по стандартной методике проверяются сделанные ранее предположения, отсекаются неверные гипотезы и подтверждаются факты, ложащиеся в основу верных предположений;
  • определения степени вероятности причастности пассажира к потенциальному нарушению;
  • принятия оперативного решения;
  • на стадии расследования заметки, сделанные в результате предварительного опроса, иногда помогают более успешно вычислить предполагаемого преступника.

Вся деятельность должна проводиться под контролем непосредственных руководителей, каждый вывод должен проверяться. Иногда сам факт применения в отношении человека методов профайлинга или детектора лжи становится основанием для предъявления в суд иска о возмещении морального вреда, причиненного путем умаления деловой репутации или постановки некорректных вопросов. 

Профайлинг в сфере безопасности занял достойное место среди методов ее обеспечения. Нельзя преувеличивать и преуменьшать его значение, главное – обращать внимание на допустимость и применимость доказательств, принятых с использованием этого метода в уголовном процессе, и на обоснованность принимаемых оперативных решений.