Контроль сотрудников

Решения «СёрчИнформ»:

Предотвращение утечек Выявление угроз Контроль персонала

Мотивация персонала

Показатель качества и продуктивности работы предприятия невозможен без оценки пользы сотрудников и их эффективности. Человеческий ресурс – самый переменчивый, поэтому важно обеспечить компанию качественной трудовой силой и следить за работой своих сотрудников.

В экономике стран постсоветского пространства наблюдается явление кризиса труда. Это означает, что мотивация персонала к выполнению должностных обязанностей очень низкая. Многие работники перестали интересоваться своей сферой деятельности и выполняют обязанности не в полном объеме или со снижением качества работы.

Этот фактор отрицательно влияет на продуктивность и эффективность компании в целом, мешает процветанию фирм и экономики страны. Только полное вовлечение в работу и заинтересованность в ней помогут выйти фирме на новый уровень развития.

В связи с важной ролью работников в деле процветания компании руководители используют различные методы для стимулирования персонала. Им важно сформировать и поддерживать интерес сотрудников к целям и задачам компании.

Что такое мотивация персонала, и в чем заключается сущность процесса?

В бизнес-психологии существует несколько понятий, которые часто путают: «Мотивация» и «Стимулирование» персонала. Они отличаются друг от друга, но, как показывает практика, не существуют по отдельности.

Мотивацией называют возникновение или создание внутренних факторов, которые побуждают выполнять какую-то работу. Мотивация срабатывает через самосознание человека и является продуктом психической деятельности организма.

А стимулирование персонала – действие внешних инструментов, которые поощряют работников и побуждают к дальнейшей деятельности. То есть, занявшись стимулированием, можно повысить мотивацию персонала. А прямо повлиять на понятие «мотивация» невозможно, поскольку она связана с чувствами и переживаниями самого работника.

Главные задачи, которые ставит перед собой руководитель во время влияния на мотивацию персонала:

  • Способствовать повышению эффективности труда рабочих.
  • Способствовать росту квалификации персонала.
  • Удержать постоянный штат сотрудников и исключить «текучку кадров».
  • Четко поставить цели и ориентировать работников на их выполнение в заданные сроки.

Система мотивации персонала и его стимуляции строится на таких принципах:

  • Постепенность. Не стоит сразу выдавать вознаграждения в крупных размерах своим подчиненным. У работников постоянно формируется новый порог, поэтому для последующей мотивации придется снова завысить премии, чтобы заинтересовать человека. Это приведет к лишним расходам компании.
  • Ощутимость. Вознаграждение в любом виде должно быть значимым и зависеть от должности сотрудника и отдельных его достижений, привилегий. Важно найти золотую середину и учесть как постепенность повышения вознаграждения, так и его ощутимость для возникновения мотивации.
  • Доступность. Способы мотивации и стимулирования должны быть доступны каждому сотруднику, они должны быть понятными и прозрачными. Между разными сотрудниками фирмы они могут обоснованно различаться (учет стажа, должности, объемов работы).
  • Комплексность. Важен учет всех теорий мотивации, следует чередовать или объединять несколько видов вознаграждений (материальных и нематериальных). Важно понять, что конкретному сотруднику дороже получить, не стоит нивелировать значимость слов и обращений.
  • Важно соблюдать временной фактор. Работник должен чувствовать свою значимость, поэтому часть компаний перешли на еженедельную оплату труда. Важно сразу отметить любым способом какую-то заслугу персонала, затягивать момент не рекомендуется.

Есть также способ мотивации сотрудников, который базируется на отрицательном воздействии. Он сейчас используется реже. Это означает, что за любое неправильное действие или неэффективность работы человеку выписываются штрафы, назначаются санкции. Но сейчас этот метод работает хуже, чем положительное стимулирование мотивации.

Виды мотивации персонала сегодня делят на две категории:

  • Материальный вид (денежные и неденежные).
  • Нематериальные виды (вручение наград, публикация о деятельности сотрудника в СМИ, профессиональные конкурсы, вывешивание фотографии на «доску почета»).

Эффективные способы мотивации персонала

Можно объяснить на примере нескольких способов, как повысить мотивацию персонала и создать спокойную рабочую атмосферу в коллективе. Применять методики могут вышестоящие лица по отношению к своим сотрудникам.

Заработная плата работника. Это первый способ мотивации персонала, без которого последующие методики будет неэффективными. Важно достичь понимания или прийти к консенсусу по поводу оплаты труда. Уровень зарплат может быть фиксированным или гибким. Все вопросы по поводу денег должны обсуждаться во время заключения договора с новым сотрудником. Важно грамотно оценить показатель «объем работы/заработная плата». Система оплаты труда должна находиться на достойном уровне, без занижений. Важно поддерживать достойные условия труда своих сотрудников.

Не стоит пренебрегать похвалой. Простое слово «спасибо» поднимет настроение сотруднику, и он почувствует свою важность и значимость. Устная благодарность уместна даже в маленьких случаях, например, за чашку сделанного кофе или за доставку почты курьером. Это самый простой вид мотивации нематериального вида, который не требует приложения усилий.

Обращение к работникам по имени. Особенно ценится такой способ мотивации персонала в крупных компаниях. Чтобы запомнить всех, можно зафиксировать имена в записной книжке и выучить в дальнейшем. Опыты, проведенные в холдингах, указывают на то, что обращение по имени значительно вдохновляет персонал и заставляет работать людей качественнее.

Возможность получения внепланового отдыха на своей работе. Но такая привилегия должна быть не у всех, а только, например, у лучшего сотрудника недели.

Одним из эффективных материальных способов вознаграждения персонала можно считать вручение памятных подарков. Это могут быть разные предметы интерьера или личные аксессуары, которые пригодятся сотруднику. Они должны быть практичными, на них можно гравировать или изображать логотипы компании, чтобы персоналу предмет ненавязчиво напоминал о работе. Можно вручать подарки после определенной заслуги или же просто по праздникам. Если развивать это направление, то можно дарить подарок на всю семью сотрудника или рабочим, у которых есть дети. Это еще эффективнее повлияет на мотивацию персонала.

Понятность задачи и критериев ее оценивания. Важно следить за тем, чтобы сотруднику любого уровня не приходилось додумываться самому, что имел в виду начальник. Руководителю можно выставить дневной или недельный план на всеобщее обозрение, сделав его максимально прозрачным, и отмечать все достижения наглядно.

Понятная схема карьерного роста. Компания должна предоставить своим рабочим возможность развиваться, чтобы люди были заинтересованы в деятельности. Например, в компании «Эконика» 15% рабочих ежегодно получают повышение. Чтобы не нанимать сотрудника со стороны, можно «вырастить» своего работника со временем и привлечь его к деятельности с использованием материальной мотивации.

Каждый сотрудник должен иметь свое мнение, иногда высказываться по поводу работы компании и своих потребностей. На больших предприятиях нелишним будет учет мнений рядовых сотрудников, особенно их мыслей по организационным вопросам. А еще их свежий взгляд поможет определить слабые и сильные стороны компании. В качестве примера мотиваций можно привести организацию «Тонус-клуб», где начальник предлагает своим подчиненным самостоятельно выбрать 3 критерия, по которым будет оцениваться их работа. На основе этих мнений была сформирована отдельная система KPI и внедрена в деятельность фирмы.

А еще персонал может стать «банком идей», они иногда дают советы или подсказывают решения проблем. Важно научиться слушать каждого человека, не перебивая и не отвергая его инициативу в самом начале. Способ нематериальной мотивации дополнительно обогатит руководителя.

Не стоит начальникам пренебрежительно относиться к подчиненным. Для обеих сторон важно поддержание контакта. Так, Стив Джобс любил прогуляться с рядовыми сотрудниками и обсудить с ними личные и рабочие проблемы в спокойной обстановке. Можно в личном порядке подписывать чеки заработной платы, отвечать на письма рабочих в крупных организациях. Это способствует установлению взаимопонимания и уважения между подчиненным и начальником. Осознание того, что сотрудника ценят, способствует появлению желания работать и повышает мотивацию без дополнительных затрат.

«Доска почета» – один из первых способов поощрения и появления здоровой конкуренции среди персонала. Особенно активно эту методику использует сеть «МакДоналдс», где есть номинация «Лучший работник месяца».

Бесплатные обеды – акция, которая поднимает командный дух. Сотрудникам фирмы приятно знать, что об их здоровье заботятся. Рабочим не нужно тратиться на обеды, они не будут голодными, что окажется как физическим, так и психическим способом стимуляции работы и мотивации людей. Можно дополнительно оплачивать проезд сотрудникам или мобильную связь, особенно если этого требует специфика компании.

Работа в домашних условиях или с гибким графиком позволяет повысить не только мотивацию, но и производительность. По данным статистики, она растет на 15%. Но методика повышения мотивации не подходит для всех специальностей.

Корпоративы и нерабочие посиделки. Неформальное времяпрепровождение способствует отдыху сотрудников, они набираются силы и мотивации на следующий рабочий день или расслабляются после эффективной работы.

Почетное название должности сотрудника для повышения мотиваций. Уборщицу можно назвать «клининг-менеджером», а дворника «разнорабочим». Так человек с психологической точки зрения не будет чувствовать себя ущемленным и с достоинством и мотивацией будет выполнять свои обязанности.

Скидки на услуги или товары своей компании должны предоставляться всем сотрудникам как методы мотивации персонала. В случае заинтересованности услугами фирмы человек может рассчитывать на стоимость «для своих». Это корпоративная методика скидок, позволяющая работнику еще больше полюбить свою фирму.

Публичная похвала. С этим методом нужно быть осторожным, поскольку есть риск обидеть чувства других сотрудников. Но способ довольно эффективный, особенно если его совместить с подарком или денежным вознаграждением. Можно выразить благодарность сразу нескольким лучшим сотрудникам из разных отделов на объективном основании.

Выдача премий. Самый распространенный способ, который требует материальных затрат. Чаще всего его совмещают с нематериальными поощрениями, что значительно повышает мотивацию персонала. Размеры бонусных начислений часто фиксированные, они выдаются в зависимости от того, насколько сотрудник справился со своими задачами или перевыполнил план. Выплаты должны быть заранее распланированными в бюджете компании и фиксироваться в документах. Возможность получения премий может оговариваться еще при подписании договора с новым сотрудником для ранней стимуляции деятельности.

Доска мотиваций – новая методика, которая являет собой маркерную доску со списком эффективности работы каждого члена организации. Человек может оценить свою деятельность в динамике, посмотреть на показатели других сотрудников и достижение поставленных целей, что активирует здоровую конкуренцию в коллективе, а также включит соревновательный дух между командами из разных отделов.

Обучение сотрудников за счет фирмы. Это важный аспект деятельности организации, поскольку он предоставляет возможность повысить профессионализм. С повышением квалификации будет наблюдаться прогресс деятельности и качества работы компании, мотивации людей. Курсы и тренинги в основном платные, но сотрудники не хотят самостоятельно тратить на это деньги. Поэтому руководитель, заинтересованный в качестве товаров или услуг, должен позаботиться о записи на курсы или конференции. Это поможет сотруднику узнать новую информацию и вдохновит на развитие и дальнейшую деятельность.

Чтобы человек эффективно работал, ему нужно иногда переключаться со своей сферы деятельности на занятия хобби. У каждого сотрудника оно индивидуально. Большинство корпораций предоставляет возможность и время на занятия в спортзале, игру на музыкальных инструментах и даже оплачивает такое времяпрепровождение, не загружая сотрудника и не задерживая в нерабочее время, заботясь о мотивациях и желаниях людей вернуться на работу.

Опцион – новый вид сотрудничества между компанией и работниками, который пригодится для повышения мотивации. Он заключается в том, что каждый работник в компании имеет часть акций и заинтересован в рентабельности фирмы. Именно акции приносят прибыль в конце месяца. Только в случае эффективной работы каждого человека на предприятии будет получен положительный результат и денежное вознаграждение.

Контроль над работой. Сотрудники должны стремиться к тому, чтобы самостоятельно контролировать свою деятельность и принимать решения по незначительным вопросам без участия руководства. Например, подчиненные могут самостоятельно украсить и организовать свои рабочие места или выполнять работу в наушниках, если им так удобнее. Руководитель должен быть нацелен в первую очередь на оценку полученных результатов, а не процесса выполнения задач. Сотрудник в определенной мере должен ощущать самостоятельность и самодостаточность, тогда его эффективность и мотивация возрастут в разы.

Половина из представленных наглядных способов не требует большого количества затрат. Таким образом, начальник проявит свою человечность и понимание, что будет способствовать установлению контакта между ним и коллективом. Руководители, которые пользуются данными советами и работают над улучшением эффективности и мотиваций труда, всегда получают хороший экономический результат и здоровую атмосферу в коллективе.