Контроль опоздания сотрудников | Эффективная система контроля опозданий для офисных сотрудников - SearchInform

Контроль опоздания сотрудников

Контроль сотрудников
с помощью DLP-системы

Опоздания не всегда являются серьезной проблемой, особенно в частных компаниях или организациях, занятых творческой деятельностью. Но они критичны для производства или бизнеса, работающего с клиентами. Кроме того, опоздания демотивируют персонал. 

Помимо мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Трудовым кодексом, практика выработала комплекс мер, относящихся к административному и психологическому типу воздействия – замечания, доски позора или премирование наиболее пунктуальных сотрудников. Контроль опозданий сотрудников производится непосредственным руководством, службами безопасности и отделами кадров.

Способы обеспечения соблюдения режима рабочего времени

Режим рабочего времени оговаривается в трудовом договоре и правилах внутреннего распорядка организации. Обычно жесткий контроль прихода точно к 9.00 или 10.00 в офисах частных компаний не применяется, за исключением тех, где установлены СКУД, позволяющие фиксировать момент прихода на работу.

Большинство компаний не считают необходимым сразу применять жесткие меры дисциплинарного воздействия, понимая, что воспитание, образование, предыдущие практики корпоративной культуры могут быть различными. Часто достаточно одного разговора или неофициального предупреждения.

Не стоит забывать, что применение негативных методов воздействия требует обязательной фиксации опозданий. Ранее составляли акты об отсутствии на рабочем месте, сейчас применяют биометрические методы идентификации и фиксации времени прихода.

Наиболее часто применяемые методики

Сотрудники отделов кадров и служб безопасности часто применяют комплекс дополнительных мер для борьбы с опозданиями. При этом всегда важно выяснять причину опоздания. Нередко частые опоздания связаны с эмоциональным выгоранием. Решением проблемы может стать внеочередной отпуск или изменение режима дня. 

Негативная мотивация

В ряде случаев помогают негативные стимулы. Это правило работает, когда речь идет о сотрудниках с низким уровнем компетенции и ответственности.

Различные формы штрафов

Российское законодательство запрещает удерживать какие-либо суммы из зарплаты. Но если она состоит из постоянной и переменной, премиальной части, премия по итогам периода может быть сокращена по причине опозданий. В небольших компаниях штраф может быть неформальным, например, в виде обязательного взноса средств в общий фонд. 

Злоупотребление финансовыми санкциями часто приводит не только к увольнению сотрудников, но и к конфликту с трудовой инспекцией.

Отработка пропущенного времени

Система может работать в компаниях с оплатой строго по времени. Она неудобна для предприятий с фиксированным началом рабочего дня и существенно демотивирует работников. Несколько раз задержавшись в офисе из-за опоздания не по своей вине, сотрудник не будет задерживаться даже по прямой производственной необходимости.

Объяснительные о причинах опоздания

Этот способ контроля опозданий сотрудников имеет два преимущества: заставляет работника задуматься о причинах своих поступков и дает возможность собрать материал для применения мер дисциплинарной ответственности, которые могут стать основанием для увольнения. Бизнес-психологи не советуют делать объяснительные известными коллективу, это станет дополнительным демотивирующим фактором.

Социальное давление

Доски позора, кубки непунктуальности, торжественные встречи опоздавших сотрудников у дверей офиса с хлебом-солью часто становятся действенными факторами повышения трудовой дисциплины. Но пользоваться ими нужно осторожно. Иногда социальное давление способно довести человека до нервного срыва. Создание в коллективе атмосферы травли недопустимо, а это иногда возникает, когда опоздание одного человека становится фактором, влияющим на премию подразделения. Более лояльным вариантом станет соревнование между коллективами отделов, у кого сотрудники дисциплинированнее.

Позитивные методы

Иногда меры поощрения должного поведения работают лучше, чем меры давления. Есть несколько зарекомендовавших свою эффективность.

Завтраки за 10-15 минут до официального начала рабочего дня

Бесплатный капучино, пицца или смузи способны творить чудеса. Заменой им могут стать конфеты и печенье, убираемые к началу рабочего дня. Такое небольшое поощрение способно замотивировать большинство сотрудников, но оно не станет существенным для высокооплачиваемого персонала или замкнутых, необщительных работников. Понесенные компанией расходы не всегда окупаются в полной мере.

Материальные или нематериальные поощрения

Включение пунктуальности в ключевые показатели эффективности, небольшие добавки к премии, вручение грамот или ценных подарков пунктуальным сотрудникам – хорошие стимулы для соблюдения режима труда. Среди других вариантов скидки на фитнес-абонементы, расширение медицинской страховки. 

Метод повышает лояльность персонала к компании, но не всегда помогает улучшить дисциплину при контроле опозданий сотрудников, для которых они стали постоянной привычкой, которую не перебороть разовыми поощрениями.

Утренние планерки

Назначение совещания на 9 утра и демонстративный отказ в допуске опоздавшим заставляет большинство сотрудников исправно приходить на работу вовремя. Но ежедневное проведение планерок не всегда эффективно для рабочего процесса.

Гибкий рабочий график

Для снижения числа опозданий сотрудников гибкий график становится лучшим решением, но не все организации могут его себе позволить. При введении гибкого графика нужно использовать методы контроля совокупного рабочего времени, они могут быть программными. 

***

Выбор способа контроля зависит от корпоративной политики и ценности сотрудника, главное, соблюдать баланс между давлением и поощрением.

27.01.2021

ПОПРОБУЙТЕ «СЁРЧИНФОРМ КИБ»!

Полнофункциональное ПО без ограничений по пользователям и функциональности.