Новые тенденции в управлении персоналом породили такое направление прикладной психологии как структурно-динамический профайлинг. Он основывается на типизации личностей и социальных групп по используемым ими ресурсным моделям. Понимание этой сегментации может стать полезным при формировании коммерческих стратегий.
Структурно-динамический профайлинг представляет собой метод анализа личности и социальных коллективов. Он основан на ресурсном подходе и может обеспечить создание профиля не только отдельной личности, но и небольшого сообщества, организации, социальной группы и целой популяции. Основа концепции в том, что отдельные ресурсные состояния личности, представляющие собой в том числе и совокупность эмоций, могут доминировать над такими ее чертами, как:
На практике это выражается в создании классификаций, которые моделируют различные типы личностей, но при этом способны создать популяционную модель, описывая существенные характеристики, присущие отдельной личности или сообществу. Такими характеристиками могут быть:
Ученые, разрабатывающие принципы структурно-динамического профайлинга, предполагают, что их наработки помогут унифицировать существующие методы анализа систем различных классов и уровней и создадут рабочие модели развития систем и поведенческого профайлинга отдельных личностей.
Из научной сферы метод быстро перебрался в область коммерческого применения. Сейчас он решает вопросы маркетинговых коммуникаций, управления персоналом, создания отдельных систем. Вербальные и невербальные способы, используемые в процессе коммуникации личностей, основанные на используемых ресурсных моделях, становятся основой для их типизации по ресурсным моделям. Типизация же целевой аудитории позволяет сегментировать используемые ресурсы воздействия.
Практикующие психологи и маркетологи быстро взяли на вооружение структурно-динамический профайлинг для целей повышения интересов личностей и групп к брендам. На основе характеристик каждого типа личности, особенностей его восприятия и мышления возникает возможность создать бренд, целевой аудиторией которого окажется именно конкретный тип личности. В основе метода лежит теория Psychea, разработанная на стыке трех научных направлений:
Авторами теории стали руководители компании с тем же именем. Им удалось сформатировать обладающую высоким потенциалом к развитию и точностью попадания в цель систему деления и профилирования групп в составе целевой аудитории. Этот метод зарекомендовал себя возможностью использования широкого инструментария проектирования коммуникаций, как вербальных, так и невербальных. Классический профайлинг, основанный на опросных скриптах, позволяющих выявить поведенческие паттерны, множественных системах оценки невербального поведения и профилирования личности по этим признакам, стал базой для его создания. Но авторы пошли дальше, объединив в одной модели анализа множество слоев. Дополнили инструментарий три современные психологические теории:
С точки зрения именно структурно-динамического профайлинга, наиболее интересной является первая теория.
Разработчики модели Psychea использовали теорию жизненных стратегий, которая предполагает, что человек выбирает свою стратегию жизненного пути исходя из двух групп предпосылок: ограничений (constraints) и трейдоффов (trade-offs). Ограничения касаются ресурсов, которые всегда будут поступать к личности или обществу в объеме меньшем, чем это необходимо для полностью свободного развития. За основу принято существование двух типов ограничений:
Теория предполагает, что в условиях недостатка ресурса личности приходится соглашаться на trade-off или компромисс. Имеющиеся в наличии ресурсы организма могут быть направлены на защиту, рост или размножение.
Система структурно-динамического профайлинга основывается на том, что для отдельной личности или системы их ресурсное состояние в любой ситуации выбора стратегии или принятия оперативного решения может превалировать над другими факторами, в том числе и над особенностями личности или ее отношением к происходящему. Таким образом, понимание 4 основных ресурсных состояний поможет производить анализ личностного поведения и составлять психологический профиль. Вот эти 4 состояния:
У человека есть элементы каждой из этих групп, поэтому, рассчитывая маркетинговую стратегию, необходимо составлять системный профиль базовой аудитории. Анализируя каждую отдельную личность, стоит понимать, что в основе ее лежат одновременно две установки – того общества, в котором человек родился, и того, в котором он сформировался как личность, кем он стал. Так, «независимый» превращается в «гедониста», а «консерватор» – в «эстета». Но предпочтение и выбор в конкретный момент сформируются только за счет того ресурсного состояния, в котором личность окажется в состоянии стресса. Выбранная на основании ресурсных состояний стратегия личности повлияет и на устойчивые стереотипы, анализ которых может лечь в основу составления профиля в рамках системно-ориентированного профайлинга.
Стереотипы восприятия формируются средой, обществом, в котором человек вырос. Некоторые явления и события будут казаться понятными, соотносимыми с установками, а часть из них будет отторгаться как относящаяся к другой социальной страте. Определят сегменты и стереотипы и требуемый тип коммуникации, который достигнет успеха в моделировании поведения:
Решая задачу использования этого типа профилирования для коммерции, необходимо добиться понимания аудитории и тех стратегий, которыми ее члены пользуются. При этом легко совершить ошибку, смотря только на базовые группы, общество давно сегментировано не только по ресурсным состояниям. Но небольшой анализ поможет уточнить нужные характеристики и сформулировать эффективную коммуникацию, которая затронет многие из базовых ценностей. Поэтому процесс сегментирования в целях формирования релевантного запроса должен состоять из нескольких этапов:
Последний этап станет необходимым для того, чтобы проверить и правильность своей теории, и правильность произведенного профилирования. В дальнейшем наработанные модели воздействия станут основой для создания новых стратегий. Учет поведенческих шаблонов часто позволяет решать сложные задачи – добиться нужного поведения, формируя оптимальные условия именно для наиболее очевидного выбора. Структурно-динамический профайлинг – сложный инструмент, который может оказаться ценным не только для коммерции.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных