Предупреждение мошенничества

Предупреждение мошенничества в экономической сфере является актуальной темой как для больших компаний, так и для небольших фирм. Мошенничеством является завладение чужими активами (в том числе денежными) или получение прав на них путем обмана и/или злоупотребления доверия. Как правило, аферисты являются тонкими психологами, владеющими навыками манипуляции. Зачастую они встречаются в том числе и среди сотрудников компании своей будущей жертвы. Ниже мы расскажем о наиболее распространенных видах мошенничества, потенциальных носителях этой угрозы и о том, какими должны быть на предприятии системы контроля для предотвращения подобных преступлений.

Главное – осведомленность

Источниками мошенничества могут быть как внешние силы, так и внутренние (сотрудники компании). Вначале рассмотрим, как можно противодействовать первым.

В 1998 году агентство «Рейтер» опубликовало результаты своего исследования, из которого следовало, что лишь 28% российских управленцев при принятии решений опираются, прежде всего, на наличие конкретной информации. Аналогичный показатель во Франции составлял 91%, а в США вообще 95%. За двадцать лет ситуация, конечно, изменилась, но и сейчас зачастую сотрудниками компаний важные решения принимаются на интуитивном уровне или под воздействием каких-то сиюминутных факторов. В итоге на территории РФ ежегодно официально регистрируется несколько десятков тысяч мошенничеств в экономической сфере. В СМИ можно встретить информацию, что едва ли не четверть всех предприятий используется для незаконного получения денежных средств контрагентов. Что интересно, известно о массе незакрытых контрактов с зарубежными компаниями (как показывает практика, отечественный бизнес почему-то менее придирчив к иностранным партнерам, чем к отечественным, что зачастую влечет за собой многомиллионные убытки). Таким образом, из всего вышеизложенного напрашивается вывод: при выборе компании-контрагента следует собрать как можно больше информации о потенциальном партнере. Для этого необходимо знать:

  1. Существующие виды мошенничеств.
  2. Методы и приемы выявления мошенничеств.

Наиболее распространенные виды мошенничеств

Один из самых распространенных видов мошенничества – использование поддельных документов или представительство от имени несуществующей компании. Типичный пример: мошенник под видом контрагента прибывает на склад в субботу с целью получить товар, за который якобы уже переведены деньги на счет продавца. Сотрудники готовятся уходить с работы домой, поэтому не удосуживаются проверить, получила ли их компания полагающиеся средства, и отгружают товар (тем более если сумма для их предприятия небольшая). Обман вскрывается лишь в понедельник, когда становится известно, что средства за покупку так и не были переведены, а товар до покупателя не доехал.

Чтобы исключить такого рода случаи мошенничества, необходимо внедрить в компании элементарные правила внутреннего контроля. Неукоснительное их соблюдение всеми сотрудниками существенно снизит возможности мошеннических действий в отношении компании.

А вот с выявлением предприятий-фантомов дело обстоит сложнее. В этом случае потребуются данные официальных регистрационных организаций. Чтобы их заполучить, можно:

  • самостоятельно обратиться в упомянутые структуры;
  • купить базы данных с необходимой информацией;
  • обратиться за помощью к специализированной компании, которая может предоставить интересующую информацию.

Каждый из перечисленных вариантов имеет как свои «плюсы», так и «минусы».

Первый вариант – получение компанией данных от государственных структур – относительно недорогой и максимально достоверный. Главный недостаток – длительность процедуры: на запрос Государственная регистрационная палата отвечает в течение месяца. А это, при необходимости быстро отреагировать на заманчивое предложение, просто неприемлемо.

Приобретение на рынке базы данных также не потребует особых финансовых вложений. Сделать это можно быстро, и такие БД достаточно эффективны для выявления структур, склонных к примитивному мошенничеству. «Минус» – нет гарантии достоверности абсолютно всей информации, содержащейся в таких базах.

Таким образом, наиболее оперативным и действенным является обращение в специализированную компанию. Этот способ, конечно, дешевле, чем содержание собственных служб безопасности, но значительно более затратный, чем два предыдущих варианта предотвращения мошенничества.

Внешнее корпоративное мошенничество

Очень часто преступники для осуществления мошенничества официально регистрируют полноценное предприятие, которое проходит по всем реестрам и базам данных. Эта компания может первое время даже добросовестно выполнять взятые на себя обязательства – например, отпускать товар по цене, ниже рыночной. У такой компании довольно быстро складывается хорошая репутация, и к ней выстраивается очередь желающих сделать выгодную покупку. Сделки проводятся по предоплате. Фактически используется так называемый принцип «пирамиды» – аферисты привлекают все больше и больше денежных средств за счет того, что отпускают товар по цене более низкой, чем у других. Когда на счету создателей схемы аккумулируется приличная сумма, они попросту исчезают с деньгами, оставив своих жертв ни с чем.

В данном случае избежать мошенничества можно было, лишь узнав, по какой цене преступники закупали товар. Увидев, что дальше по цепочке они реализовывают его без прибыли для себя, можно было сделать соответствующие выводы. Но такая работа под силу лишь высокопрофессиональным службам безопасности или информационно-аналитическим компаниям, специализирующимся в том числе и на борьбе с корпоративными мошенничествами. Если первых на предприятии нет, а ко вторым за консультацией своевременно не обратились, то уповать приходится лишь на правоохранительные органы и надеяться, что они в конце концов обнаружат жуликов и удастся вернуть себе потерянные деньги.

Внутреннее корпоративное мошенничество

От внешних источников мошенничества перейдем к внутренним (мошенничествам, совершаемым кем-то из числа сотрудников компании).

Передача управленцам компании значительных властных полномочий, в том числе в финансовой сфере, сопряжена с довольно значительными рисками. Недобросовестные сотрудники могут злоупотреблять своими полномочиями в ущерб интересам своего предприятия. Один из самых распространенных примеров: управляющий подписывает договор, по которому его компания берет на себя определенные обязательства, а сам топ-менеджер получает материальную выгоду от этой сделки. Такие действия, согласно статье 159 Уголовного кодекса РФ, имеют признаки мошенничества.

Обнаружение подобных фактов мошенничества – дело непростое, ведь заключенные с преступным умыслом договоры похожи на рутинные деловые соглашения. Более того, даже обычная документальная проверка может не вскрыть фактов мошенничества, так как первичные и финальные цифры могут соответствовать реальности, а вся афера имела место на промежуточных этапах.

Существуют и иные приемы, используемые нечистоплотными сотрудниками, дабы завуалировать аферу:

  • действия, которые имели место в реальности (закупки, осуществлявшиеся на самом деле, но в иных объемах);
  • уничтожение информации, которая может пролить свет на истинное положение дел, с помощью вредоносного ПО;
  • фальсификация БД;
  • искажение информации в первичной финансово-хозяйственной документации: чеках, накладных, счетах-фактурах, приходных ордерах.

Но даже такие приемы не гарантируют, что инициаторы мошенничества стопроцентно избегут разоблачения. Нарушения можно вскрыть, тщательно изучив финансовую деятельность компании. Так, должны насторожить непонятные изменения в балансовой отчетности, прибыльные контракты «под занавес» отчетного периода, чрезмерная задолженность, относительно большой процент накладных расходов в общей структуре расходов компании. Все это является признаками мошенничества со стороны высокопоставленных сотрудников предприятия. В случае уничтожения финансовой информации вредоносными компьютерными программами должно насторожить отсутствие в компании DLP-систем и SIEM-систем, предотвращающих утечки из компьютерных сетей. Такая халатность со стороны руководящих сотрудников может быть преднамеренной.

Помимо этого, признаками внутреннего корпоративного мошенничества являются:

  • перманентное функционирование предприятия в кризисном состоянии;
  • непрозрачные или неформальные отношения высокопоставленных сотрудников компании с контрагентами;
  • частое фигурирование предприятия в судебных тяжбах;
  • проблематичное движение финансовых активов;
  • стремительный рост расходов, в то время как доходы растут очень медленно или вообще не растут;
  • критичная зависимость нормального функционирования предприятия от одного-двух поставщиков товара/сырья/услуг.

Отсутствие внутреннего аудита, а также непрозрачная организация структуры предприятия также являются факторами риска с точки зрения предупреждения хищений. Как и непропорционально частые контакты менеджеров по продажам с компаниями, в которых высокопоставленными сотрудниками являются родственники последних.

Как показывает практика, при мошенничестве со стороны сотрудников вносятся соответствующие корректировки в финансовую документацию:

  • в первичную, изменяя сведения об условиях договора, количестве поставок и т. д.;
  • в учетные регистры, искажая данные в системах бухучета;
  • в конечные показатели, неверно суммируя полученные средства по отдельным направлениям;
  • в финотчетность, в которой искажаются все итоговые показатели: баланс, расходы и доходы.

Поэтому при аудите деятельности сотрудников, имеющих доступ к финансово-хозяйственной документации, необходимо прежде всего обратить внимание на:

  • математическую правильность расчетов (насколько верно суммируются доходы и расходы), для чего проводится перерасчет;
  • полноту комплекта документов;
  • правильность документооборота, прежде всего в части последовательности подписания и утверждения отдельных договоров, распоряжений и приказов.

При обоснованности подозрений отдельного сотрудника в финансовой нечистоплотности для полноты расследования можно сдать документы на экспертизу, которая подтвердит или опровергнет стирание данных как на бумажных, так и на электронных носителях, а также любые иные методы искажения информации в конкретном документе.

Налаживание доверительных контактов с сотрудниками тоже способствует предотвращению махинаций. Сами сотрудники могут стать источником информации о готовящихся хищениях. Поводом заподозрить что-то неладное является радикальное изменение поведения конкретного сотрудника, его образа и стиля жизни. Негативные факты в биографии подозреваемого также являются поводом обратить более пристальное внимание на профессиональную деятельность такого сотрудника. При этом, если нет стопроцентной уверенности в чьей-то вине, расследование должно быть проведено максимально непублично, дабы не нанести урон репутации ни в чем не повинного человека.

Контроль над действиями персонала и контрагентов обычно позволяет избежать неприятных историй. К такому контролю относится аудит, как внешний, так и внутренний, иные регулярные проверки предприятия, прививание определенных правил и стандартов корпоративной культуры, четкое разграничение полномочий.