История возникновения профайлинга

Анализ сотрудников
с помощью ProfileCenter

30 дней для тестирования «ProfileCenter СерчИнформ» с полным функционалом ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Время чтения
Шрифт

Идея профилирования людей и изучения их вербального и невербального поведения существует уже не одно тысячелетие и реализуется в соответствии с мировоззрением и основными тенденциями той или иной эпохи. 

В донаучный период физиогномика была своеобразным заменителем профайлинга и еще в XVII-XIX веках была очень популярна в Европе и России. Однако тот профайлинг, который мы знаем сейчас, появился в XIX веке на стыке психиатрии и криминалистики.

Составление психологического портрета преступников по их методам работы описывалось криминалистами, начиная с XVIII века. Ярким проявлением способа стал поиск в Лондоне в 1888 году Джека Потрошителя. Вычисление конкретных характеристик человека позволяло существенно сузить круг потенциальных подозреваемых. Известный, но осуждаемый современными психологами итальянский криминолог Чезаре Ломброзо составил концепцию, согласно которой преступный тип поведения определяется врожденными особенностями. Зная их проявления, можно безошибочно выявить потенциального криминального элемента в толпе других людей. Сейчас это направление ушло в историю.

Г. Гросс, теоретик криминалистики, разработал собственную систему. Она позволяла на базе изучения единичного преступного деяния выявить и особенности личности человека, и социальные обстоятельства, толкнувшие его на нарушение закона. Составление психологического портрета преступника различными способами, в том числе по следам на месте преступления, стало превращаться в самостоятельную науку, подотрасль криминалистики.

Вторая волна интереса к профайлингу возникла с появлением бихевиоризма и поведенческого анализа. В 1974 году профессор американской академии ФБР Д. Дуглас создал кафедру, разрабатывающую вопросы профайлинга, и возглавил направление исследований в области личностно-преступного профилирования. Именно тогда технология стала входить в практику, впервые появился термин «профайлер».

Идеи ФБР быстро переняли в Израиле, где в тот момент были очень актуальны вопросы общественной и транспортной безопасности. Авиакомпания «Эль-Аль» внедрила собственную версию профайлинга – авиационного. Группа прошедших специальную подготовку людей начала проводить опросы пассажиров в аэропортах, задавая им простые вопросы, либо скрипты вопросов для определения нетипового поведения пассажира. 

Уже позже, в 1980-х, американский психолог Пол Экман вывел на арену собственную методику, которая позволяла оперативным службам определять по мимике действительное психологическое состояние человека. Ее преимуществом стала возможность дистанционного применения. Одновременно с этим в 1984 году данная методика была преобразована под свою модель и внедрена в англоязычном варианте авиакомпанией ICTS. В итоге она стала применяться службами безопасности в США и многих странах Европы.

Именно тогда профайлингом всерьез заинтересовались спецслужбы, получившие профессиональный инструмент, позволяющий проводить детекцию лжи без полиграфа, но с высокой степенью точности и достоверности.

Внедрение методики в систему работы оперативных служб

Система быстро была перенята оперативными работниками и службами безопасности Европы и США, стала полезной в криминальном профайлинге. Опросный скрипт и теория микровыражений в комплексе работали очень успешно, они стали полезными и для криминалистов, помогая моделировать личность преступника или предсказать его дальнейшее поведение. Курсы повышения квалификации в этом направлении стали интересны и в других сферах, в США обучение начали проходить адвокаты, судьи, аудиторы и бизнес-консультанты.

В 1990-е годы система начала активно развиваться и в России. Она опиралась на старую советскую школу психологического исследования и ведения переговоров с террористами, во многом переняв уже отработанные методики составления психологического портрета. Но появилась и своя школа, которая вначале в значительной степени опиралась на американский опыт. 

Профайлинг на службе бизнеса

Неудивительно, что метод, показывающий хорошие результаты, вскоре стал достоянием бизнеса. Выделилось несколько направлений, каждое из которых решало определенную задачу. Среди основных:

  1. Бизнес-профайлинг применяет методики и технологии профайлинга в повседневных бизнес-коммуникациях и переговорах для задач оперативной психодиагностики партнера по переговорам и более быстрого и качественного поиска совместного интереса и бизнес-выгод. При этом технологии безынструментальной детекции лжи позволяют достоверно определить искренность декларируемых намерений партнеров и обеспечить прозрачность переговоров и взаимодействия. 
  2. Кадровый профайлинг применяется в ходе подбора персонала и работы с ним HR-менеджеров, которые с помощью профайлинга могут проводить не только первичный скрининг и оценку кандидатов, но и понимать индивидуальные и профессиональные особенности сотрудников для более полноценной их реализации в рамках HR-стратегии компании.  
  3. Банковский профайлинг создает технологии банковского скоринга и оценки банковских рисков. Применяется для снижения рисков утраты при кредитовании граждан и юридических лиц. Банковский профайлинг базируется на двух других – аудите и бизнес-методике. Сотрудник, обладающий навыками профайлинга, просчитывает риски невозврата кредитных средств при подаче заявки или после собеседования с предполагаемым заемщиком.
  4. Страховой профайлинг помогает выявлять мошенников и разоблачать схемы, направленные на получение незаконной выгоды на момент обращения в страховую компанию или при наступлении страхового случая.
  5. Профайлинг в сфере информационной безопасности анализирует кадровые риски и угрозы выхода коммерчески важной информации за периметр компании, а также изучает лояльность сотрудников компании к установленному режиму политик ИБ.

Некоторые быстро освоившие логику работы профайлеры, специалисты более узких направлений, соединили в своей концепции несколько взаимно дополняющих друг друга методик. Среди них:

  • профилирование в его классическом виде;
  • оценка поведенческих паттернов;
  • детекция лжи;
  • опросные и допросные системы.

Развитие систем быстро привело к широкой востребованности методики в стране, ряды специалистов стали пополняться и оперативными работниками, и учеными. Одновременно решая задачи обеспечения безопасности на транспорте и реализации бизнес-стратегий, профайлинг стал интересной сферой деятельности, в которой начали специализироваться многие компании, профессионально занимающиеся вопросами бизнес-разведки, защиты предпринимательства и сопровождения сделок. Количество случаев мошенничества сократилось, и многие вопросы начали решаться в сфере психологического поединка, без привлечения оперативных служб.

ПОДПИШИТЕСЬ НА ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

Рассказываем о тенденциях отрасли, утечках и способах борьбы с ними