Противодействие терроризму

Терроризм сегодня становится серьезной угрозой международной и внутренней безопасности. Из отдельных явлений он превратился в системную проблему, угрожающую будущему целых стран и регионов. Борьба с ним становится задачей не только правоохранительных органов, но и государств, и союзов государств. Этот вопрос вынесен на уровень ООН, где недавно был даже создан пост заместителя генерального секретаря ООН-главы контртеррористического управления. В июне 2016 года на эту должность назначен представитель России, Владимир Воронков, что говорит о признании значимости вклада России в борьбу с этой проблемой. Внутри страны система противодействия терроризму представляет собой многоуровневый механизм, на его вершине стоят нормативные акты, основополагающим из которых стала Концепция противодействия терроризму. Базу для ежедневной борьбы с этим явлением обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, руководство субъектов Российской федерации и муниципальные органы. При этом Концепция возлагает часть ответственности за организацию этой деятельности и на публичные и частные компании, действующие в гражданско-правовой сфере.

Эволюция явления

Прежде чем перейти в действиям, направленным на то, чтобы дать отпор организованной террористической деятельности, необходимо дать определение самому понятию терроризма. В итоге решение было сформулировано в конвенциях Совета Европы. Сегодня терроризмом признается организованная деятельность, направленная на достижение целей в политической борьбе, связанная с совершением определенных деяний криминального характера. Все эти деяния имеют две характеристики:

  • они связаны с морально-психологическим запугиванием населения целых стран и регионов;
  • они используют широкий спектр средств и методов физического насилия.

Для этого явления характерны два основных признака:

  • деяния имеют длительный и систематический характер, нацелены на объекты жизненно важной инфраструктуры или на важные этические, религиозные, общественные ценности;
  • деяния совершаются организацией, имеющей устойчивый характер, иерархию, развитую материальную базу. Она обеспечивает террористов с материальной, информационной и технической стороны и опирается на определенные политические и финансовые круги в странах, конкурирующих со странами-целями на политической и экономической арене.

Угрозы государственным и частным интересам

Целью террористической деятельностью сегодня является не только мировой правопорядок. Под угрозой террористического акта находится и целый ряд компаний, действующих в России. Исходя из специфики этой деятельности выделяют следующие группы отраслей, в которых нормальное функционирование юридических лиц находится под угрозой. Это:

  • все компании, как государственные, так и частные, работающие в сфере энергоснабжения и водоснабжения, имеющие в собственности элементы инфраструктуры (ТГК, МРСК, городские Водоканалы и другие аналогичные организации);
  • компании, работающие на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Угрозе могут подвергаться как суда и вагоны, так и инфраструктурные элементы (вокзалы, порты, причалы, пути);
  • учреждения банковской системы, при воздействие на которые могут создаться проблемы для функционирования экономики региона;
  • культурные и образовательные учреждения, наиболее привлекательные для террористов за счет высокого общественного резонанса содеянного;
  • любые компании, пропускной режим которых допускает проникновение на территорию предметов, содержащих взрывчатые вещества.

Угрозы для деятельности таких компаний могут быть как внешними, так и внутренними. Наиболее очевидным станет направленное внешнее воздействие, но в ряде случаев оно невозможно без внутренней поддержки. Если сотрудник компании окажется вовлечен в деятельность террористической группировки, ему гораздо проще будет совершить действие, которое может привести к гибели людей, например, изменить систему защиты цистерны со сжиженным газом или внести изменения в работу программы, обеспечивающей безопасность электростанции. В этом случае компания понесет серьезные убытки, которые не всегда будут компенсированы за счет страхового возмещения, а также серьезный репутационный ущерб.

Для обеспечения безопасности в этой сфере, зная о возможном существовании угрозы, компании должны:

  • соблюдать все требования и нормы техники безопасности, усилить контроль за всеми потенциально-опасными объектами;
  • усилить пропускной режим;
  • существенно усилить степень защиты информационных систем, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность инфраструктурных или потенциально опасных объектов;
  • сотрудничать с правоохранительными органами в случае, если изменение поведения сотрудника может привести к мысли, что он стал целью вербовки со стороны террористических структур.

Все эти меры могут оказаться недостаточными, в случае если компания стала целью для террористической группировки. Поэтому при выявлении возможных факторов риска необходимо разработать дополнительную документацию, обеспечивающую правильное поведение сотрудников в любых ситуациях, которые могут быть описаны как подготовка к совершению террористического акта. Также необходимо ужесточить степени проверки сотрудников, имеющих допуск к работе с программным обеспечением и системами безопасности инфраструктурных объектов.

Для снижения тяжести возможных последствий необходимо добиться того, чтобы в действующие договоры страхования был внесен такой риск как «террористический акт», обычно в стандартные условия договоров страхования он не входит.

Противодействие терроризму на государственном уровне

Сегодня оно представляет собой деятельность государства и органов местного самоуправления, опирающуюся на законодательный и методологический аппарат и направленную на решение трех видов задач:

  • создание системы превентивных мер, предупреждающих совершение отдельных актов или создание организаций такой направленности (профилактика);
  • деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений этой направленности (борьба);
  • работа по ликвидации последствий совершения террористических актов.

Эта деятельность должна осуществляться в комплексе и в тесном взаимодействии административных и правоохранительных органов.

Террористическая деятельность включает в себя 4 уровня организации:

  • непосредственно боевые ячейки и отдельные группы;
  • круг сочувствующих им граждан, оказывающих помощь в рамках легального поля;
  • широкие и массовые протестные движения, в рамках которых происходит вербовка сторонников;
  • теневая инфраструктура, опирающаяся на мировые элиты и осуществляющая идеологическую и материальную поддержку.

Сегодня противодействие международному терроризму в основном сосредоточено на борьбе с первой группой и выявлении участников второй группы. Борьба с протестными движениями должна опираться на системные изменения в политико-экономической структуре страны, что не всегда возможно, как видно на примере Сирии. Основной причиной использования террора в политической борьбе стало недовольство частью элит распределением властных позиций в пользу алавитов. Без создания международных площадок для переговоров борьба с проявлениями агрессии на публичном уровне стала невозможной.

Работа по пресечению террористической деятельности на четвертом уровне возможна только при взаимодействии межгосударственных коалиций и системной совместной работе разведывательных и контрразведывательных служб различных стран.

Правовая основа

Правовая основа организованной борьбы состоит из международной и российской части. К первой относятся ратифицированные нашей страной международные конвенции, ко второй – совокупность внутренних нормативных актов, начиная с Конституции и ФЗ «О противодействии терроризму», завершая открытыми и закрытыми нормативными правовыми актами, выпускаемыми министерствами и ведомствами.

Среди международных документов необходимо отметить Конвенцию «Совета Европы» 2005 года «О предупреждении терроризма». В рамках иерархии российских нормативных актов основополагающим документом является Концепция противодействия терроризму РФ в 2009 году, которую подписал президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Этот документ состоит из следующих разделов:

  1. Терроризм как угроза национальной безопасности.
  2. Общегосударственная система противодействия терроризму.
  3. Обеспечение противодействию терроризму.
  4. Международное сотрудничество.

Важно, что в нем удалось раскрыть все основные направления борьбы и создать устойчивую базу для принятия нормативных актов специализированной направленности.

В концепции отмечается, что терроризм стал серьезной угрозой безопасности страны вследствие увеличившегося количества актов и пострадавших от них лиц, системного характера, выхода на международный уровень. Отдельно отмечено слияние его с транснациональным криминалом, возникновение новых, более совершенных форм и методов осуществления этой деятельности.

На государственном уровне принято утверждение о том, что это явление имеет серьезные основы для своего развития на территории нашей страны по причине существования многочисленных политических, социальных, конфессиональных и национальных противоречий.

Предупреждение терроризма

Терроризм как явление получил широкую опору в массах, как российских, так и международных. Его питательной базой стали бывшие среднеазиатские республики Советского Союза, население которых, принадлежа к исламской конфессии, по большей части не имеет каких-либо шансов на социальный успех на родине. Этим обуславливается и трудовая миграция, и активное вовлечение населения этих республик в исламские боевые ячейки.

Если на уровне республик России, Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана и других субъектов Северного Кавказа проводится регулярная профилактическая деятельность, то вести ее в отношении граждан других стран российские правоохранительные органы не могут. При этом режим относительно открытых границ и полной свободы СМИ делает возможным проникновение террористической идеологии в широкие массы граждан стран-членов СНГ. Большинство террористических актов последнего времени были совершены нелегальными мигрантами, как отметил глава Совета Безопасности Николай Патрушев.  Помимо питательной среды для развития радикальных идей в этих государствах существуют конгломераты организованной преступности, заинтересованные в дестабилизации приграничной ситуации.

Таким образом, существуют серьезные внешние факторы, обуславливающие большую опасность этого явления. Среди них:

  • наличие крупных очагов активности вблизи границ России и ее стран-союзников;
  • попытки проникновения международных террористический организаций в ряд регионов страны, налаживание ими связи с местной организованной преступностью, задействование всех коррупционных механизмов;
  • существование в исламских государствах специализированных лагерей подготовки боевиков и смертников, а также исламских учебных заведений, чья образовательная концепция основана на теории джихада;
  • финансовая поддержка внутренних рассадников терроризма со стороны международных организаций;
  • стремление некоторых иностранных государств, даже с использованием концепций противодействия терроризму, ослабить позиции нашей страны на мировой арене;
  • широкое использование Интернета и мировых СМИ для распространения радикальных идей;
  • отсутствие единого международного информационного пространства для противодействия терроризму.

Все это требует принятия системных мер для профилактики проявлений данной угрозы на территории страны.

На уровне Доктрины и корреспондирующих нормативных актов разработаны следующие необходимые меры:

  • политические. Они включают ослабление политических конфликтов, нормализацию социальной обстановки, использование международного сотрудничества;
  • социально-экономические. Здесь должно проводиться оздоровление экономики регионов, выравнивание социально-экономических противоречий между ними, предотвращение маргинализации общества и отдельных его слоев, оказание социальной помощи различным группам населения;
  • правовые. Здесь необходима всемерная реализация принципа неотвратимости наказания за все деяния, имеющие отношение к этому мировому злу, в том числе за незаконный оборот оружия, наркотиков, призывы к насильственным действиям, финансирование боевых ячеек. Должны рассматриваться меры, связанные с регулированием информационного пространства и процессов миграции;
  • информационные. Разработка конкурирующей идеологии, создание в обществе стойкого неприятия любого насилия, вовлечение граждан;
  • культурные. Сюда входит пропаганда гуманитарных ценностей и разработка системы действий по установлению межконфессионального диалога;
  • организационно-технические. Это комплекс действий, направленных на защиту объектов инфраструктуры, а также повышение уровня ответственности лиц, не обеспечивших должным образом такую защиту.

Борьба с терроризмом

Координацию борьбы с этим явлением сегодня осуществляет система органов исполнительной власти, в которую входят:

  • Национальный антитеррористический комитет (НАК).
  • Федеральный оперативный штаб.
  • Комиссии и штабы, созданные в каждом из регионов Российской Федерации.

В их полномочия входит:

  • выявление и устранение причин и условий возникновения террористических очагов;
  • выявление лиц и организаций – субъектов и пособников в этой деятельности, пресечение их действий;
  • привлечение преступников к ответственности;
  • поддержание в боевой готовности органов и организаций, направивших свою деятельность на борьбу с террором, обеспечение их информационного и материально-технического снабжения;
  • обеспечение безопасности граждан и объектов, в особенности объектов инфраструктуры и мест массового нахождения людей, в частности, стадионов, средств транспорта и аналогичных;
  • противодействие продвижению радикальной идеологии, разработка собственной конкурирующей идеологии.

Для реализации этих целей применяется следующая система мер:

  • на первое место поставлена борьба с идеологией терроризма, создание системы противодействия ей;
  • на втором месте – разработка и применение системы административных, организационных, правовых, оперативных и технических мер, направленных на обеспечение защищенности всех объектов, которые могли бы стать потенциальной целью преступного посягательства;
  • на третьем – усиление контроля над соблюдением особых административно-правовых режимов.

Информационная война

Терроризм использует широкий спектр методов и действий по атаке на сознание граждан. Современные информационные каналы используются для пропаганды, вербовки, обучения сторонников. Среди используемых им методов:

  • распространение видеоинформации с казнями, направленное на запугивание или на создание героического ореола вокруг собственной деятельности;
  • принятие на себя ответственности за многочисленные террористические акты;
  • работа с широкими слоями населения в преимущественно мусульманских регионах, использование для этого инфраструктуры конфессии;
  • широкое использование социальных сетей;
  • индивидуальная работа со значимыми персонами.

Развитие системы коммуникаций сделало возможным самый широкий охват масс. Борьба с информационной угрозой должна стать не менее системной.

Борьба с пропагандой терроризма должна развиваться в общих рамках безопасности страны. В более ранней редакции Доктрины, утвержденной в 2000 году, отмечалось, что информационная безопасность сегодня для многих стран имеет больший приоритет, чем ядерная безопасность.

Одним из примеров использования информационного оружия можно признать случай, произошедший в 1999 году, когда несколько российских граждан разослали в посольства крупнейших стран мира письма от имени сотрудников ФСБ, которые выражали недовольство положением России в мире и угрожали самовольным пуском ракет. Это деяние было квалифицировано как сообщение о заведомо ложном акте терроризма. При этом негативные политические последствия для страны при совершении этого акта трудно переоценить, особенно в последний год нахождения у власти президента Б. Ельцина. При этом использование в письмах информации, полученной путем хищения, говорит о том, что массивы важнейших сведений Вооруженных сил Российской Федерации не были на тот момент должным образом защищены.

Мерами борьбы с такими атаками должны стать:

  • регулирование информационного пространства, определение мер допустимой информации, возможность получения информации о пользователях сетей. На сегодняшний день большинство социальных сетей предоставляют необходимые для предупреждения угроз сведения о пользователях. Большинство конфликтов, как, например, возникший вокруг Телеграмма, исчерпаны;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с регулированием информационного пространства, а также с уголовно-правовым регулированием деяний криминального характера, расширение понятия пособничества. Кроме того, в российском правовом поле присутствует уголовно-правовая дефиниция «призывы к террористической деятельности», при этом в большинстве видеообращений мировых и региональных лидеров призывов как таковых не содержится. Есть просьбы, которые не могут быть квалифицированы как преступление;
  • защита информационных баз, представляющих потенциальный интерес для террористов, с использованием современных технических средств борьбы с хищением сведений, в том числе DLP-систем и SIEM-систем;
  • разработка и распространение конкурирующей идеологии, базирующейся на национальных ценностях России, ее народов, создание прочной основы для межконфессионального диалога.

Противодействие кибертерроризму

Отдельной угрозой становится кибертерроризм, борьба с которым должна стать задачей не только публично-правовых образований и государственных органов, но и компаний. Под этим явлением исследователи понимают намеренные атаки на компьютерные сети, которые могут вызвать тяжелые последствия, способные привести к гибели граждан и разрушению инфраструктурных объектов. Собственной уголовно-правовой квалификации этому способу совершения преступлений в России пока не дано. В международном праве ее тоже пока нет. При этом для деяния характерны следующие признаки:

  • способ совершения преступления – повреждение компьютерных сетей или программного обеспечения;
  • объект покушения – жизнь неопределенного круга граждан и работоспособность инфраструктурных объектов, включая объекты банковской сферы.

Отдельным видом этого преступного деяния может стать хищение сведений, относящихся к государственной тайне и дальнейшего их использования с целью подрыва обороноспособности государства. Такими сведениями, представляющими интерес для преступников, могут обладать и коммерческие структуры, это могут быть схемы расположения коммуникаций, информация о функционировании систем безопасности объектов, графики отключения электроэнергии, а, значит и систем слежения и контроля и иные данные. Их хищение станет, и одним из способов подготовки нового акта, и самостоятельным деянием, имеющим уголовно-правовую квалификацию. При этом, выявление такого типа покушений на информационную безопасность затруднено.

Проблемой выявления и пресечения этого вида деятельности является практически невозможность выявления непосредственного виновника из-за многочисленных облачных технологий, прокси-серверов и иных средств, затрудняющих поиск следов. Поэтому основное внимание должно быть уделено защите систем, обеспечивающих жизнедеятельность инфраструктурных объектов.

Соответственно, при разработке на уровне государственной организации или коммерческой компании мер противодействия кибертерроризму упор надо делать на максимальную защиту двух групп объектов:

  • информации;
  • программного обеспечения и информационных сетей, гарантирующих безопасность объектов жизнеобеспечения или потенциально опасных.

В большинстве случаев для разработки систем защиты потребуются специалисты высокой квалификации, прошедшие подготовку именно в области борьбы с киберпреступностью.

Обеспечение работы

Эффективная борьба с мировым злом требует развитой правовой, аналитической, научной, кадровой, технической и финансовой базы. Система противодействия предусматривает следующие направления ее развития.

Для правовой базы необходимо быстро и гибко реагировать на все изменения в международном законодательстве и на возникновение новых правовых явлений. Кроме того, должна быть так определена компетенция субъектов противодействия, чтобы она была эквивалентной степени опасности их противников.

Аналитическая база должна давать возможность получать достоверную и оперативную информацию, проводить ее анализ при помощи современных технических систем, исследовать основные факторы, влияющие на явления, давать прогноз наиболее вероятных тенденций их развития. Кроме того, должно быть создано единое пространство, аккумулирующее лучший мировой опыт и наработки по борьбе с этим явлением. Аналитическую работу сегодня координирует НАК и ежегодно представляет доклад Президенту страны.

Научная база должна включать в себя разработку теоретических и методических основ борьбы, выявление значимых тенденций и прогноз их развития при помощи научного аппарата социологии, конфликтологии, политологии. При этом научная база не должна ограничиваться этими направлениями исследования, должны разрабатываться и внедряться новые образцы вооружения, более эффективные, чем их предыдущие поколения.

Финансовая база должна опираться не только на средства бюджетов всех уровней, но и вклады хозяйствующих субъектов, объединяющих свои усилия с государственными органами. Общей финансовой и правовой задачей должно стать создание номенклатуры целевых статей бюджета, нахождение источников средств для их наполнения.

Кадровая политика может основываться на новых способах и методах подготовки сотрудников, создании узких специализаций, в частности специалистов по борьбе с идеологией, противодействии отдельным видам терроризма, в частности кибернетического, ядерного, бактериологического. В целях подготовки квалифицированных кадров допускается их обучение в рамках международных организаций.

Итогом целенаправленной работы должно стать международное сотрудничество по всем направлениям борьбы с наиболее серьезной угрозой мировой безопасности.