Большинство российских компаний, работающих в секторе оказания услуг физическим лицам, тем или иным способом собирают и обрабатывают их персональные данные. Такая функция становится основанием для признания их операторами персональных данных в установленном законом порядке и необходимости принять комплекс организационных и технических мер, призванных защитить доверенную организациям информацию клиентов.
Федеральный закон «О персональных данных» признает операторами всех юридических лиц и предпринимателей, которые получают и обрабатывают персональные данные клиентов в ситуациях, не являющихся обычным кадровым документооборотом. К предприятиям, постоянно сталкивающимся в своей работе с требованиями получать и обрабатывать данные в установленном законом порядке, а также предпринимать меры, направленные на их защиту, относятся:
Каждый из этих субъектов бизнеса получает от граждан сведения, которые носят конфиденциальный характер, и это не только имя, данные паспорта и номер телефона, но и информация о семейном положении, здоровье, имуществе, счетах и вкладах. Организации, в деятельности которых эти сведения необходимы по различным причинам, часто нормативно-правового порядка (например, форматы различных учетных карточек устанавливаются министерствами и ведомствами), вместе со сведениями получают комплекс обязанностей по их защите при обработке и передаче третьим лицам.
Закон требует от операторов предпринять комплекс организационных и технических мер, направленных на защиту доверенной им информации. Конкретизируются эти требования Постановлением Правительства № 1119, определяющим параметры, по которым устанавливается уровень защищенности системы, и приказами ФСТЭК России, которые регулируют применение и сертификацию технических средств, защищающих целостность информационной системы персональных данных. Также в области сертификации средств криптографической защиты данных и некоторых программных продуктов действуют стандарты, разрабатываемые и утверждаемые ФСБ России.
Оператором является практически каждая организация, в рамках своей деятельности получающая от клиентов сведения о данных их паспорта или о номере телефона. Закон устанавливает обязанности оператора персональных данных как на организационном, так и на техническом уровне. После того, как компания определила, что требования закона безусловно относят ее к операторам, она обязана:
Выполнение этих обязанностей контролируется в ходе проверок Роскомнадзора. Следует учитывать, что по закону о защите прав юридических лиц в процессе проверок первая из плановых может пройти только спустя три года после направления уведомления.
Одной из задач оператора становится разработка внутреннего положения, определяющего принципы его работы при взаимодействии с персональными данными клиентов. Обычно оно размещается на сайте оператора таким образом, чтобы было доступно любому клиенту при поиске информации или предоставлении сведений, содержащих персональные данные. Подготовить такой нормативный акт можно самостоятельно, силами административного подразделения компании или службы безопасности, никаких специальных норм он не содержит, и требований к его формату и содержанию законодательство не предъявляет. В рекомендуемой версии структура положения будет выглядеть следующим образом:
Существенным элементом системы защиты персональных данных становится разработка формата согласия на обработку персональных данных и установление порядка его подписания. Чаще всего сведения получают от клиента в процессе оформления договора, но следует учитывать, что они сохраняются не только в информационных базах, но и на материальных носителях, которыми, в зависимости от вида услуг, могут быть:
Все эти документы часто хранятся в общем доступе, степень их защищенности нельзя отнести к повышенной. Распространение на них режима конфиденциальности защищается включением соответствующих норм в трудовые договоры с персоналом, но, как показывает практика, взыскать ущерб с сотрудника, виновного в разглашении конфиденциальной информации, крайне сложно. Единственной защитой персональных данных, хранящихся на бумажных носителях, становится трудность обработки большого объема рукописных данных, это значит, что их неправомерное распространение возможно только в случае заинтересованности злоумышленника в сведениях о конкретном клиенте. Но, подписывая согласие на обработку данных, клиент должен быть уверен в том, что они будут охраняться максимально возможным и соответствующим требованиям законодательства способом.
Также в согласии указываются цели обработки персональных данных, например, для гостиницы это будет соблюдение требований безопасности клиентов и сохранности имущества. Подписывая согласие, клиент должен признать целесообразность этих целей. После того, как определены цели, указываются способы обработки персональных данных, ручные и автоматические. Клиент должен выразить свое согласие и с ними.
В согласии указываются лица, которым, по договору с оператором, данные могут передаваться для хранения и обработки. Как показывает последняя судебная практика, применительно к банкам, эти лица необходимо скрупулезно и подробно перечислить.
Как гласит закон, согласие на обработку персональных данных в любое время может быть отозвано, делается это по тем каналам связи, которые оператор установил для коммуникации с клиентом. После отзыва компания обязана в течение 30 дней уничтожить данные. Этого можно избежать только в том случае, когда их нахождение у организации-оператора обусловливается требованиями федеральных законов, например, по борьбе с терроризмом или об отмывании денежных средств. Ранее срок удаления составлял 7 дней, но он был настолько неудобен для операторов, что было принято решение о его продлении. Также клиент вправе требовать удаления или изменения данных, если они не соответствуют действительности, искажены. При получении отказа или в случае неисполнения требований гражданин может обратиться с заявлением в Роскомнадзор.
Операторы должны учитывать, что нарушение установленного порядка обработки и защиты персональных данных влечет за собой возникновение неблагоприятных последствий. Такие нарушения могут быть выявлены тремя способами:
Следствиями выявления нарушения государственным органом становятся:
Лицо, информация о частной жизни которого была неправомерно получена или распространена, может обратиться в суд со следующими категориями исков:
Российские суды удовлетворяют требования о взыскании морального вреда чаще всего в пределах небольших сумм, в среднем 50 тысяч для столицы и крупных городов, 10 тысяч по России. Но риск заключается не в том, чтобы потерять небольшие средства, а в вынесении проблемы в публичное поле. После вступления в силу решения суда или сообщения СМИ о процессе Роскомнадзор может назначить внеочередную проверку соблюдения законодательства о защите персональных данных, и по ее результатам организации может быть запрещено заниматься их обработкой. Это станет причиной существенно больших убытков для оператора.
Организации, работающие с физическими лицами, должны учитывать все требования и риски и выстраивать свою работу таким образом, чтобы нарушения установленного порядка защиты персональных данных не происходило.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных