Меры противодействия коррупции - SearchInform

Меры противодействия коррупции

Примеры готовых политик
безопасности

Коррупция – это совокупность преступных действий, которые осуществляются уполномоченными должностными лицами ради получения финансовой выгоды. К таким противоправным действиям относится превышение полномочий, злоупотребление служебным положением, подкуп и получение взяток, хищение государственного имущества. 

Коррупционные правонарушения негативно сказываются на состоянии экономики государства. Поэтому противодействие коррупции – одна из важнейших задач власти. Однако при этом важно учитывать затраты. Часто попытки искоренить коррупцию приводят к тому, что органы государственной власти тратят больше бюджетных средств, чем наносит ущерб коррупционная составляющая. Поэтому организационные меры по противодействию коррупции должны быть финансово оправданы. 

Термин «коррупция» чаще всего применяется по отношению к представителям государственной или муниципальной власти. При этом в правовом поле противодействия коррупции существует также понятие системного характера этого правонарушения.

Коррупционная система – это вид организованной преступности. Под этим понятием подразумевается цепочка правонарушителей, наделенных разными полномочиями и находящихся в сговоре. Например, в государственных структурах коррупционные системы состоят из начальников большого, среднего и малого звена. Каждый из них получает финансовое вознаграждение за совершение правонарушения, после чего часть полученных средств передает вышестоящему начальнику. В обмен на это вышестоящий начальник предоставляет подчиненному свою защиту и игнорирует жалобы пострадавших. 

Причины коррупции

Основной причиной того, что уполномоченные должностные лица идут на преступление, совершая подкупы и вымогая взятки, является несовершенство законодательства и бездействие всей вертикали власти. Параллельно с этим существует ряд других факторов, способствующих появлению коррупционеров. 

Так, сложность и запутанность законодательных актов, их двусмысленное толкование, является основанием для нечестных чиновников отказать гражданам в выполнении непосредственных должностных обязанностей либо требовать с них завышенную плату за предоставление услуг. В качестве примера можно привести государственных нотариусов, которые пользуются тем, что обращающиеся к ним граждане не понимают некоторых требований законодательства. В связи с этим нотариусы отказываются выполнять свои обязанности, аргументируя отказ отсутствием необходимых документов.

Также к причинам стабильно растущего количества коррупционеров в России относится:

  • дестабилизация политической ситуации;
  • отсутствие работающей системы взаимодействия между разными органами власти;
  • тайные соглашения между представителями разных органов власти, подрывающие работу контролирующих организаций.

В других странах активную роль в борьбе с коррупционерами играют граждане. Жители России практически не участвуют в контроле над работой государственных органов и не оказывают противодействия коррупции. Более того, большинство россиян не менее одного раза в жизни давали взятку. Из-за непонимания законодательства эти действия воспринимаются ими как «благодарность» должностному лицу, качественно выполнившему свои непосредственные должностные обязанности. 

Некоторые экономисты считают, что превышение полномочий чиновниками объясняется низкими заработными платами. Однако такая точка зрения не получила подтверждения, так как повышение оплаты труда чиновников в международной практике не снизило количества преступлений в этой области. 

Законодательная база

Все мероприятия, касающиеся противодействия коррупции, описаны в федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008. Кроме этого закона существует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок наказания коррупционеров за их правонарушения. В частности, это касается статей 285, 290, 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). 

Статья 285 предусматривает административную и уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, статья 290 – за получение взятки, статья 291 – за дачу взятки либо посредничество при даче взятки.

Каждый участник коррупционной схемы должен отдавать себе отчет, что наказание несет не только взяточник, но и те лица, которые давали взятки, служили посредниками либо помогали скрывать факт правонарушения. 

Признаки и виды коррупции

Основной признак коррупции – это умышленное нарушение должностных инструкций лицом, наделенным властью. К совершению коррупционных правонарушений должностных лиц склоняет желание обогатиться за счет налогоплательщиков. 

Существует несколько видов коррупции:

  • бытовая – получение взяток от частных лиц государственными или муниципальными служащими, а также членами их семей;
  • деловая – получение взяток от представителей бизнеса в обмен на предоставление им каких-либо преференций;
  • политическая – получение взяток либо преференций представителями верховной и законотворческой власти в обмен на принятие невыгодных государству законопроектов.

В зависимости от вида коррупционных правонарушений применяются разные способы профилактики и противодействия коррупции.

Профилактические меры по противодействию коррупции

Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 с последующими изменениями и дополнениями предусмотрен ряд профилактических мер, направленных на противодействие коррупции. 

К ним относится:

  1. Работа с населением, направленная на формирования негативного общественного мнения по отношению к коррупционерам и их противозаконной деятельности;
  2. Экспертиза законопроектов федерального, регионального и муниципального значения на предмет поиска коррупционной составляющей;
  3. Проверка лиц, претендующих на трудоустройство в государственные или муниципальные органы власти, на предмет достоверности представленных ими автобиографических сведений;
  4. Увольнение или применение других мер юридической ответственности по отношению к представителям органов государственной или муниципальной власти, предъявивших недостоверные сведения о своем финансовом положении либо о финансовом положении членов семьи;
  5. Поощрение представителей органов государственной или муниципальной власти за длительное и эффективное выполнение должностных обязанностей без нареканий;
  6. Развитие различных систем контроля за соблюдением федерального закона № 273-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, предусматривающих противодействие коррупции. 

Из перечисленных профилактических мер наиболее эффективной считается четвертая в перечне. Именно поэтому на официальных сайтах государственных органов в открытом доступе публикуются данные о доходах, расходах, движимом и недвижимом имуществе, а также иных активах государственных служащих и членов их семей. Каждый налогоплательщик может соотнести суммарную стоимость активов, даты их приобретения и размер дохода владельца этих активов.  

Лицо, выявившее наличие недостоверных сведений в опубликованных декларациях о доходах чиновников, имеет право инициировать служебное расследование по факту данного правонарушения. За это преступление в федеральном законе № 273-ФЗ предусмотрена административная и дисциплинарная ответственность. Однако в том случае, если в процессе служебного расследования будет выявлена коррупционная составляющая правонарушения, дело будет передано уполномоченным представителям исполнительной власти. По факту выявленных правонарушений возбуждается уголовное дело, следствием чего становится наступление гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.  

Мероприятия, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции

Основными мерами, предусмотренными в российском законодательстве и ведущими к повышению эффективности борьбы с коррупционерами, являются:

  • Взаимодействие всех органов власти с населением и гражданскими институтами, направленное на противодействие коррупции;
  • Реформирование структуры и системы работы органов государственной и муниципальной власти, организация общественного контроля за их работой;
  • Совместная работа федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на борьбу с коррупционерами по единому алгоритму;
  • Принятие законодательных актов, а также других организационных мер, которые приведут к активизации должностных лиц и населения в борьбе против коррупции;
  • Внедрение системы ограничений и запретов, регулирующей деятельность органов государственной и муниципальной власти и образующей единый антикоррупционный стандарт;
  • Применение единообразных норм и стандартов, регулирующих права и обязанности должностных лиц и государственных служащих разного ранга;
  • Публикация в открытых источниках информации о работе федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также планируемой деятельности;
  • Реформирование законодательства, регулирующего порядок деятельности государственных служащих в федеральных, региональных и муниципальных органах власти;
  • Строгое следование принципам независимой работы судебных органов, включая мероприятия по предотвращению вмешательств в судебную деятельность;
  • Ежеквартальная экспертиза законодательных актов, накладывающих необоснованные ограничения и запреты на все сферы жизнедеятельности граждан государства, с последующим устранением выявленных недостатков;
  • Реформирование деятельности подразделений и органов исполнительной власти, занимающихся борьбой с коррупционерами, а также контролирующих их организаций;
  • Обеспечение закономерности всех проводимых государственными органами тендеров, а также проверка их соответствия принципам открытости и равенства;
  • Финансовое стимулирование государственных служащих и иных представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, путем повышения заработных плат и предоставления социальных льгот;
  • Контроль за порядком использования государственного имущества, ресурсов, услуг и финансовых средств, а также процессом передачи имущественных прав;
  • Организация международного сотрудничества между представителями исполнительной власти России и специальными службами других государств, направленное на выявление правонарушений, розыск и арест коррупционеров, а также арест и конфискацию их активов, приобретенных неправомерным путем и хранящихся в иностранных финансовых организациях;
  • Сокращение штата работников в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, совмещенное с наймом высококвалифицированных специалистов на вакантные места;
  • Контроль за решением проблем физических и юридических лиц, изложенных в виде письменных обращениях в федеральные, региональные и муниципальные органы власти; 
  • Разработка четких, понятных и недвусмысленных должностных инструкций для всех представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
  • Делегирование полномочий между государственными органами власти и негосударственными либо саморегулируемыми организациями с последующей передачей им части обязанностей госорганов;
  • Ужесточение ответственности представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти за несоблюдение мер, определенных законодательством для борьбы с коррупционерами и причинами их противоправной деятельности;
  • Обеспечение свободы слова и независимой работы СМИ.

Перечисленные мероприятия считаются общепринятыми и высокоэффективными в мировой практике. 

Судебная практика

Судебная практика по делам о коррупционных правонарушениях достаточно противоречива. Например, согласно части 1 статьи 10 федерального закона № 273-ФЗ, личная заинтересованность должностного лица в принятии решений, выгодных членам его семьи, может привести к конфликту интересов. Нормативно-правовые акты, действующие на данный момент, предусматривают, что сотрудник обязан в письменном виде уведомить свое руководство о возможном конфликте интересов. 

Материалы судебной практики Ивановского областного суда, Псковского областного суда, Кемеровского областного судов показывают, что суд отказывает истцам в требовании признать незаконным увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия, если истец не сообщил о возможном конфликте интересов начальству.

В то же время судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ постановила, что заявление прокурора об установлении факта конфликта интересов и возможной коррупционной составляющей, подлежит оставлению без рассмотрения. Это изложено в определении Судебной коллегии №71-КГ15-10 от 29.09.2015.

Из этого следует, что еще одной причиной злоупотребления должностными обязанностями и нарушения законодательства представителями федеральных, региональных и муниципальных органов власти является несовершенство судебной системы, создающее иллюзию безнаказанности.

15.04.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.