Коррупция – это совокупность преступных действий, которые осуществляются уполномоченными должностными лицами ради получения финансовой выгоды. К таким противоправным действиям относится превышение полномочий, злоупотребление служебным положением, подкуп и получение взяток, хищение государственного имущества.
Коррупционные правонарушения негативно сказываются на состоянии экономики государства. Поэтому противодействие коррупции – одна из важнейших задач власти. Однако при этом важно учитывать затраты. Часто попытки искоренить коррупцию приводят к тому, что органы государственной власти тратят больше бюджетных средств, чем наносит ущерб коррупционная составляющая. Поэтому организационные меры по противодействию коррупции должны быть финансово оправданы.
Термин «коррупция» чаще всего применяется по отношению к представителям государственной или муниципальной власти. При этом в правовом поле противодействия коррупции существует также понятие системного характера этого правонарушения.
Коррупционная система – это вид организованной преступности. Под этим понятием подразумевается цепочка правонарушителей, наделенных разными полномочиями и находящихся в сговоре. Например, в государственных структурах коррупционные системы состоят из начальников большого, среднего и малого звена. Каждый из них получает финансовое вознаграждение за совершение правонарушения, после чего часть полученных средств передает вышестоящему начальнику. В обмен на это вышестоящий начальник предоставляет подчиненному свою защиту и игнорирует жалобы пострадавших.
Основной причиной того, что уполномоченные должностные лица идут на преступление, совершая подкупы и вымогая взятки, является несовершенство законодательства и бездействие всей вертикали власти. Параллельно с этим существует ряд других факторов, способствующих появлению коррупционеров.
Так, сложность и запутанность законодательных актов, их двусмысленное толкование, является основанием для нечестных чиновников отказать гражданам в выполнении непосредственных должностных обязанностей либо требовать с них завышенную плату за предоставление услуг. В качестве примера можно привести государственных нотариусов, которые пользуются тем, что обращающиеся к ним граждане не понимают некоторых требований законодательства. В связи с этим нотариусы отказываются выполнять свои обязанности, аргументируя отказ отсутствием необходимых документов.
Также к причинам стабильно растущего количества коррупционеров в России относится:
В других странах активную роль в борьбе с коррупционерами играют граждане. Жители России практически не участвуют в контроле над работой государственных органов и не оказывают противодействия коррупции. Более того, большинство россиян не менее одного раза в жизни давали взятку. Из-за непонимания законодательства эти действия воспринимаются ими как «благодарность» должностному лицу, качественно выполнившему свои непосредственные должностные обязанности.
Некоторые экономисты считают, что превышение полномочий чиновниками объясняется низкими заработными платами. Однако такая точка зрения не получила подтверждения, так как повышение оплаты труда чиновников в международной практике не снизило количества преступлений в этой области.
Все мероприятия, касающиеся противодействия коррупции, описаны в федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008. Кроме этого закона существует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок наказания коррупционеров за их правонарушения. В частности, это касается статей 285, 290, 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).
Статья 285 предусматривает административную и уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, статья 290 – за получение взятки, статья 291 – за дачу взятки либо посредничество при даче взятки.
Каждый участник коррупционной схемы должен отдавать себе отчет, что наказание несет не только взяточник, но и те лица, которые давали взятки, служили посредниками либо помогали скрывать факт правонарушения.
Основной признак коррупции – это умышленное нарушение должностных инструкций лицом, наделенным властью. К совершению коррупционных правонарушений должностных лиц склоняет желание обогатиться за счет налогоплательщиков.
Существует несколько видов коррупции:
В зависимости от вида коррупционных правонарушений применяются разные способы профилактики и противодействия коррупции.
Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 с последующими изменениями и дополнениями предусмотрен ряд профилактических мер, направленных на противодействие коррупции.
К ним относится:
Из перечисленных профилактических мер наиболее эффективной считается четвертая в перечне. Именно поэтому на официальных сайтах государственных органов в открытом доступе публикуются данные о доходах, расходах, движимом и недвижимом имуществе, а также иных активах государственных служащих и членов их семей. Каждый налогоплательщик может соотнести суммарную стоимость активов, даты их приобретения и размер дохода владельца этих активов.
Лицо, выявившее наличие недостоверных сведений в опубликованных декларациях о доходах чиновников, имеет право инициировать служебное расследование по факту данного правонарушения. За это преступление в федеральном законе № 273-ФЗ предусмотрена административная и дисциплинарная ответственность. Однако в том случае, если в процессе служебного расследования будет выявлена коррупционная составляющая правонарушения, дело будет передано уполномоченным представителям исполнительной власти. По факту выявленных правонарушений возбуждается уголовное дело, следствием чего становится наступление гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
Основными мерами, предусмотренными в российском законодательстве и ведущими к повышению эффективности борьбы с коррупционерами, являются:
Перечисленные мероприятия считаются общепринятыми и высокоэффективными в мировой практике.
Судебная практика по делам о коррупционных правонарушениях достаточно противоречива. Например, согласно части 1 статьи 10 федерального закона № 273-ФЗ, личная заинтересованность должностного лица в принятии решений, выгодных членам его семьи, может привести к конфликту интересов. Нормативно-правовые акты, действующие на данный момент, предусматривают, что сотрудник обязан в письменном виде уведомить свое руководство о возможном конфликте интересов.
Материалы судебной практики Ивановского областного суда, Псковского областного суда, Кемеровского областного судов показывают, что суд отказывает истцам в требовании признать незаконным увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия, если истец не сообщил о возможном конфликте интересов начальству.
В то же время судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ постановила, что заявление прокурора об установлении факта конфликта интересов и возможной коррупционной составляющей, подлежит оставлению без рассмотрения. Это изложено в определении Судебной коллегии №71-КГ15-10 от 29.09.2015.
Из этого следует, что еще одной причиной злоупотребления должностными обязанностями и нарушения законодательства представителями федеральных, региональных и муниципальных органов власти является несовершенство судебной системы, создающее иллюзию безнаказанности.
15.04.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных