Накопление, хранение и выдача личных сведений граждан регулируется ФЗ № 152 «О персональных данных», принятым 27 июля 2006 года. Статья 6 указанного закона устанавливает, что возможна выдача закрытых данных о человеке без согласования c перечислением исключений. Предоставляют персональные данные в ответ на запрос сотрудников внутренних дел в соответствии с ФЗ «О полиции», принятом 07.02.2011 г.
Выдают хранящиеся данные по запросу МВД в установленных перечисленными законами случаях. Полномочия сотрудников ведомства перечислены в п. 4 ч. 1 статьи 13 ФЗ 2011 года, а обоснованные причины выдачи закрытых сведений – в ФЗ «О персональных данных». Сотрудники полиции вправе затребовать указанные сведения только для раскрытия уголовных и административных правонарушений, а также для установления факта совершения уголовного или административного правонарушения по заявлениям физических лиц, рассмотрение которых отнесено к их компетенции.
Если указанное правило не соблюдено, учреждение, в которое поступил запрос, отказывает в предоставлении информации, ссылаясь на статью 7 ФЗ «О персональных данных».
Права представителей полиции регламентированы ст. 13 ведомственного закона, устанавливающей, что для исполнения функциональных обязанностей сотрудники МВД вправе затребовать и бесплатно получить персональные данные от учреждений и предприятий (государственных и городских), объединений граждан, должностных лиц организаций (вне зависимости от формы собственности), а также от физических лиц в случае:
Данную информацию полиции предоставляют в форме справок и копий имеющейся документации. Исключение составляют сведения, передаваемые медицинскими учреждениями, о физических лицах:
Статья 13 ФЗ «О полиции» устанавливает обязательность предоставления данных государственными, городскими и частными учреждениями, а также гражданами по запросу сотрудников МВД.
Закон предъявляет к запросу, подаваемому сотрудниками МВД, ряд требований. Запрашиваемые сведения должны быть связаны с:
Не всегда при ознакомлении с запросом удается удостовериться о связи запрашиваемых сведений с уголовным или административным расследованием. Закон не уточняет, какая именно (прямая или косвенная) связь должна присутствовать, что позволяет считать запрос правоохранителей о выдаче персональной информации формально легитимным.
Ответ на данный запрос – обязанность руководителя учреждения, поскольку он связан с оперативным реагированием полиции на совершенное правонарушение. Затребованная информация позволит подтвердить или опровергнуть факт противоправных действий.
Неправомерно направление запроса о выдаче сведений, необходимых для раскрытия будущего уголовного (административного) производства. Закон ограничивает сотрудника МВД, позволяя ему собирать сведения, касающиеся исключительно дел, находящихся на стадии досудебного расследования. Указанный критерий – ключевой при определении легитимности запрашиваемых данных.
Еще одно требование, предъявляемое к оформлению запроса от полиции по персональным данным, – требование мотивирования. С этим на практике также возникают сложности. К примеру, сотрудник полиции указывает, что в его производстве находится 10 дел по факту мошенничества при оформлении экспресс-займов через интернет-банки: предоставление поддельных или недействительных документов. Однако в запросе не указано, как именно поможет запрашиваемая информация в расследовании уголовного правонарушения. Неясным остается и факт утраты вещественных доказательств. Учитывая, что расследуются сразу 10 дел, трудно установить связь расследования с запрашиваемыми персональными данными.
В соответствии с п. 4 статьи 4 ФЗ «О полиции», правоохранители вправе для обнаружения и прекращения правонарушений затребовать от банков и кредитных компаний выписки со счетов о проводимых гражданами или предприятиями операциях в рамках занятия предпринимательством. Список мероприятий, включенных в понятие оперативно-розыскной деятельности, раскрывается статьей 6 указанного закона. Это четкий список, вносить изменения и поправки в который разрешено только законодателю (на федеральном уровне).
Однако большинство запросов правоохранителей отличаются скупым вступлением (преамбулой), перечисляющей ссылки на нормы федеральных законов, предоставляющих сотрудникам МВД право запрашивать персональную информацию в рамках уголовного или административного расследования и оперативно-розыскной деятельности. Однако правомерным считается только мотивированный запрос, указывающий на необходимость предоставления сведений для решения задач, возложенных на сотрудников полиции.
Такие требования выдвигает и УПК (уголовно-процессуальный кодекс) России в статьях 144 и 145. Если персональную информацию запрашивают в рамках расследования правонарушения (выявления наличия признаков преступления) в действии должностного лица, которое готовит ответ, это отражается в запросе.
Особого внимания требует п. 4 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции», регламентирующий основание для направления правоохранителями запроса о выдаче персональных данных руководителям государственных, городских учреждений, объединений граждан, физическим лицам и предприятиям вне зависимости от формы собственности. Это проведение следственных, розыскных или оперативных мероприятий в рамках уголовного или административного производства, а также проверка достоверности факта совершения правонарушения по заявлению граждан.
То есть законодатель предоставляет сотруднику полиции право запросить копии и оригиналы документации, касающейся расследуемого уголовного или административного дела у частных и государственных компаний. Но важными аспектами такого запроса являются обоснованность и законность. Поэтому кроме номера расследуемого производства или проверяемых материалов, в связи с которыми запрашивается информация, в запросе приводятся фактические аргументы, подтверждающие связь запрашиваемых сведений с указанными следственными действиями или проверкой.
Закон не устанавливает ограничений относительно объема личных сведений, которые могут выдаваться по запросу правоохранителей. В соответствии с законодательством, законные и обоснованные требования сотрудника полиции обязательны для удовлетворения в срок, указанный в запросе, но не более 30 суток со дня его получения. За отказ от выполнения законных требований полицейского предусмотрена административная ответственность: устное предупреждение или штраф 3-5 тысяч рублей.
Отвечая на запрос правоохранителей, нужно помнить, что удовлетворению подлежат только законные и обоснованные требования. Запросить конфиденциальные сведения разрешается только в рамках расследования или проведения проверок.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных