Персональные данные сотрудников полиции - SearchInform

Персональные данные сотрудников полиции

Примеры готовых политик
безопасности

Накопление, хранение и выдача личных сведений граждан регулируется ФЗ № 152 «О персональных данных», принятым 27 июля 2006 года. Статья 6 указанного закона устанавливает, что возможна выдача закрытых данных о человеке без согласования c перечислением исключений. Предоставляют персональные данные в ответ на запрос сотрудников внутренних дел в соответствии с ФЗ «О полиции», принятом 07.02.2011 г.

Выдают хранящиеся данные по запросу МВД в установленных перечисленными законами случаях. Полномочия сотрудников ведомства перечислены в п. 4 ч. 1 статьи 13 ФЗ 2011 года, а обоснованные причины выдачи закрытых сведений – в ФЗ «О персональных данных». Сотрудники полиции вправе затребовать указанные сведения только для раскрытия уголовных и административных правонарушений, а также для установления факта совершения уголовного или административного правонарушения по заявлениям физических лиц, рассмотрение которых отнесено к их компетенции.

Если указанное правило не соблюдено, учреждение, в которое поступил запрос, отказывает в предоставлении информации, ссылаясь на статью 7 ФЗ «О персональных данных».

Права полиции на затребование личных сведений

Права представителей полиции регламентированы ст. 13 ведомственного закона, устанавливающей, что для исполнения функциональных обязанностей сотрудники МВД вправе затребовать и бесплатно получить персональные данные от учреждений и предприятий (государственных и городских), объединений граждан, должностных лиц организаций (вне зависимости от формы собственности), а также от физических лиц в случае:

  • расследования уголовного или административного производства;
  • проверки поданных в полицию заявлений граждан о совершении противоправных действий.

Данную информацию полиции предоставляют в форме справок и копий имеющейся документации. Исключение составляют сведения, передаваемые медицинскими учреждениями, о физических лицах:

  • обратившихся за помощью в связи с травмами насильственного характера или полученными вследствие ДТП;
  • имеющих ограничения (противопоказания) медицинского характера к вождению транспортных средств;
  • страдающих от наркотической зависимости;
  • употребляющих наркотики или психотропные препараты без рекомендации доктора;
  • применяющих новые психоактивные препараты, несущие потенциальную угрозу жизни и здоровью;
  • которые по постановлению или приговору суда обязаны пройти курс лечения (диагностики, профилактических мероприятий) от наркотической или алкогольной зависимости либо социальную реабилитацию для избавления от зависимого поведения.

Статья 13 ФЗ «О полиции» устанавливает обязательность предоставления данных государственными, городскими и частными учреждениями, а также гражданами по запросу сотрудников МВД.

Закон о полиции

Оценивание правомерности запроса полиции на выдачу личной информации

Закон предъявляет к запросу, подаваемому сотрудниками МВД, ряд требований. Запрашиваемые сведения должны быть связаны с:

  • уголовным или административным правонарушением, по которому уже проводятся следственные действия;
  • проверкой заявления физического лица о совершенном противоправном деянии (уголовном или административном);
  • проверкой достоверности информации о происшествии, разбирательство в котором входит в должностные полномочия сотрудника полиции.

Не всегда при ознакомлении с запросом удается удостовериться о связи запрашиваемых сведений с уголовным или административным расследованием. Закон не уточняет, какая именно (прямая или косвенная) связь должна присутствовать, что позволяет считать запрос правоохранителей о выдаче персональной информации формально легитимным. 
Ответ на данный запрос – обязанность руководителя учреждения, поскольку он связан с оперативным реагированием полиции на совершенное правонарушение. Затребованная информация позволит подтвердить или опровергнуть факт противоправных действий.

Неправомерно направление запроса о выдаче сведений, необходимых для раскрытия будущего уголовного (административного) производства. Закон ограничивает сотрудника МВД, позволяя ему собирать сведения, касающиеся исключительно дел, находящихся на стадии досудебного расследования. Указанный критерий – ключевой при определении легитимности запрашиваемых данных.

Еще одно требование, предъявляемое к оформлению запроса от полиции по персональным данным, – требование мотивирования. С этим на практике также возникают сложности. К примеру, сотрудник полиции указывает, что в его производстве находится 10 дел по факту мошенничества при оформлении экспресс-займов через интернет-банки: предоставление поддельных или недействительных документов. Однако в запросе не указано, как именно поможет запрашиваемая информация в расследовании уголовного правонарушения. Неясным остается и факт утраты вещественных доказательств. Учитывая, что расследуются сразу 10 дел, трудно установить связь расследования с запрашиваемыми персональными данными.

В соответствии с п. 4 статьи 4 ФЗ «О полиции», правоохранители вправе для обнаружения и прекращения правонарушений затребовать от банков и кредитных компаний выписки со счетов о проводимых гражданами или предприятиями операциях в рамках занятия предпринимательством. Список мероприятий, включенных в понятие оперативно-розыскной деятельности, раскрывается статьей 6 указанного закона. Это четкий список, вносить изменения и поправки в который разрешено только законодателю (на федеральном уровне).

Однако большинство запросов правоохранителей отличаются скупым вступлением (преамбулой), перечисляющей ссылки на нормы федеральных законов, предоставляющих сотрудникам МВД право запрашивать персональную информацию в рамках уголовного или административного расследования и оперативно-розыскной деятельности. Однако правомерным считается только мотивированный запрос, указывающий на необходимость предоставления сведений для решения задач, возложенных на сотрудников полиции.

Мотивация – самый проблемный вопрос при анализе законности требований правоохранителей, поскольку законодатель не растолковывает термин «мотивированный запрос». Практика показывает, что таковым следует считать документ при наличии сведений об основаниях его направления (проведение оперативных или следственных мероприятий), категории дела, по которому проводится расследование (уголовное или административное), либо ссылки на проверку заявления физического лица о совершенном правонарушении, решение которого относится к компетенции сотрудников полиции.

Такие требования выдвигает и УПК (уголовно-процессуальный кодекс) России в статьях 144 и 145. Если персональную информацию запрашивают в рамках расследования правонарушения (выявления наличия признаков преступления) в действии должностного лица, которое готовит ответ, это отражается в запросе.

Особого внимания требует п. 4 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции», регламентирующий основание для направления правоохранителями запроса о выдаче персональных данных руководителям государственных, городских учреждений, объединений граждан, физическим лицам и предприятиям вне зависимости от формы собственности. Это проведение следственных, розыскных или оперативных мероприятий в рамках уголовного или административного производства, а также проверка достоверности факта совершения правонарушения по заявлению граждан.

То есть законодатель предоставляет сотруднику полиции право запросить копии и оригиналы документации, касающейся расследуемого уголовного или административного дела у частных и государственных компаний. Но важными аспектами такого запроса являются обоснованность и законность. Поэтому кроме номера расследуемого производства или проверяемых материалов, в связи с которыми запрашивается информация, в запросе приводятся фактические аргументы, подтверждающие связь запрашиваемых сведений с указанными следственными действиями или проверкой.

Закон не устанавливает ограничений относительно объема личных сведений, которые могут выдаваться по запросу правоохранителей. В соответствии с законодательством, законные и обоснованные требования сотрудника полиции обязательны для удовлетворения в срок, указанный в запросе, но не более 30 суток со дня его получения. За отказ от выполнения законных требований полицейского предусмотрена административная ответственность: устное предупреждение или штраф 3-5 тысяч рублей.

Отвечая на запрос правоохранителей, нужно помнить, что удовлетворению подлежат только законные и обоснованные требования. Запросить конфиденциальные сведения разрешается только в рамках расследования или проведения проверок.

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.