Нарушения в сфере противодействия коррупции - SearchInform

Нарушения в сфере противодействия коррупции

Примеры готовых политик
безопасности

Злоупотребление служебными (должностными) полномочиями для получения материальной или другой выгоды остается одной из основных проблем государственного уровня. Причем не только в России.

Помимо федерального закона «О противодействии коррупции», актуального в редакции от 16.12. 2019, субъектами Российской Федерации разрабатываются законодательные акты регионального значения, направленные на предотвращение этого социально опасного явления, устанавливающие порядок наказания коррумпированных лиц.

Привлечение к ответственности

Для обеспечения соблюдения законодательства, защиты гарантированных прав и интересов граждан с установленной периодичностью проводятся плановые надзорные мероприятия полномочными органами, в частности, прокуратурой. 

Независимо от того, сколько времени прошло после последней проверки, контроль противодействия коррупции может быть осуществлен внепланово для расследования по существу и принятия обоснованных решений, мер для устранения нарушений законодательства, привлечения виновных в установленном порядке к ответственности.

Внеплановый контроль проводится:

  • по поступившим индивидуальным или коллективным заявлениям (жалобам, обращениям) граждан о коррупции;
  • если об игнорировании законодательных требований принять меры противодействия коррупции стало известно из средств массовой информации.

Нередко нарушения встречаются в муниципальных и государственных учреждениях. Например, не выполняются требования законодательства о противодействии коррупции в части обязательного утверждения перечня должностей, замещая которые, служащие должны предоставлять достоверные данные:

  • обо всех своих доходах, расходах;
  • наличию на правах собственности движимого, недвижимого имущества;
  • имеются ли обязательства имущественного характера.

Подобное нарушение закона приводит к тому, что не проводится анализ рисков коррупции при исполнении должностных обязанностей служащими. В полномочиях прокурора выдать соответствующее представление, обязательное к незамедлительному исполнению.

Закон предъявляет особые требования к работодателям. При заключении трудовых договоров или соглашений гражданско-правового характера с сотрудниками, уволенными с государственной или муниципальной службы менее чем 2 года назад, они должны в десятидневный срок информировать органы власти по последнему месту службы работника. 

В противном случае и при других выявленных нарушениях обстоятельствах прокурор вправе:

  • возбуждать дела об административных правонарушениях;
  • требовать проведения служебного расследования и привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Административные меры наказания предусматривают:

  • взыскание штрафа;
  • административный арест;
  • дисквалификацию должностных лиц сроком до 3 лет с запретом заниматься определенными видами деятельности.

За деяния (или бездействие), квалифицируемые как уголовно-наказуемые преступления, виновных, с учетом тяжести содеянного, причин и обстоятельств, тяжести последствий привлекают к ответственности в виде:

  • штрафных санкций;
  • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности;
  • принудительных или исправительных работ;
  • ограничения или реального лишения свободы с отбыванием наказания в исправительных учреждениях.

Федеральными законами, устанавливающими права и обязанности государственных, муниципальных служащих, предусмотрена дисциплинарная ответственность.

После получения письменных объяснений, служебного расследования о виновности в непринятии мер противодействия коррупции, в отношении чиновника может быть принято решение: 

  • сделать замечание:
  • объявить выговор;
  • вынести предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • уволить.

Как показывает анализ судебной практики по делам, связанным с применением антикоррупционного законодательства, в каждой конкретной ситуации должны быть учтены все нюансы.

Прежде, чем привлечь должностное лицо к ответственности за нарушение или бездействие, ставшее причиной коррупционных правонарушений, необходимо:

  • выяснить обстоятельства;
  • определить степень вины;
  • установить насколько значимый ущерб нанесен физическим лицам, предприятию или охраняемым общественным отношениям.

16.04.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.