Противодействие коррупции в частном секторе - SearchInform

Противодействие коррупции в частном секторе

Примеры готовых политик
безопасности

Противодействие коррупции в частном секторе ложится на плечи руководства компании, но в определенных случаях привлекает и внимание правоохранительных органов. Этот вид преступлений и правонарушений приносит больше вреда самим компаниям, а не обществу и государству, но создает атмосферу вседозволенности, которая вредно влияет на общество в целом. Кроме того, коррупция в виде дани, покровительства, откатов поднимает себестоимость товаров и услуг, что тормозит развитие экономики. В рамках борьбы с коррупцией используются различные механизмы – от уголовно-правовых до технических.

Формы коррупции в частном секторе

Словосочетание «частный сектор» не является гражданско-правовым понятием, оно практически не встречается в международных актах, относящихся к противодействию коррупции. К нему можно отнести на равных основаниях:

  • предприятия с небольшой долей государственного участия;
  • частные компании;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • общественные организации.

Все они непосредственно не функционируют в публично-правовом пространстве, и коррупция в них зачастую остается латентным явлением.

Выявление коррупции в частном секторе часто ложится на плечи третьих лиц, не являющихся сотрудниками компании, ставшей жертвой коррупционного преступления. Так, в одном из недавних дел, когда председатель гаражного кооператива был приговорен к штрафу за подделку записи в трудовой книжке, факт правонарушения был установлен сотрудником банка, к которому лицо, подкупившее председателя, обратилось за кредитом.

В том случае, когда коррупционная деятельность выходит за рамки организаций частного сектора и посягает на основы публичного правопорядка, например, в случае дачи взятки сотруднику налогового органа или подкупа чиновников государственных и муниципальных органов, эти преступления становятся уже посягательством на основы государственного управления и караются строже.

Наиболее частым проявлением коррупции в частном секторе считается коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), субъектом которого становится должностное лицо, выполняющее управленческие функции любого рода, но законодатель выделяет и другие формы преступного поведения.

Правовую основу борьбы с ними составляют Уголовный кодекс РФ, Закон «О противодействии коррупции», КоАП РФ. Основная доля правонарушений приходится на коммерческий подкуп, но наряду с ним можно выделить:

  • незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ);
  • мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).

Оба эти правонарушения могут стать самостоятельными основаниями для привлечения к ответственности. Мера наказания по ним невелика, но сам факт привлечения к административной ответственности по этим статьям существенно затруднит в дальнейшем трудоустройство виновного лица. Иногда коррупция в частном секторе проявляется и в форме мошенничества (ст. 59 УК РФ), например, когда выгоду один или несколько сотрудников компании получают за счет злоупотребления доверием высшего руководства, при этом делясь частью доходов с вышестоящим линейным руководителем.

Ущерб от коррупции в частном секторе

Рассматривая ущерб, причиненный коррупцией в частном секторе, можно выявить, что от нее страдают не только компании и их акционеры, но и контрагенты и клиенты. Имеют место следующие виды ущерба:

  • снижается качество исполнения отдельных операций, выполнения работ, услуг, изготовления продукции. Применительно, например, к договору строительного подряда некачественное выполнение работы в случае обрушения здания может причинить вред жизни и здоровью граждан;
  • ухудшается качество корпоративного управления, что негативно влияет на репутацию компании, ее инвестиционную привлекательность;
  • снижаются доходы, получаемые акционерами и собственниками компаний;
  • сокращается число контрагентов компании, в их числе оказываются только те организации, в которых работают лица, склонные к коррупционным проявлениям. Это не только негативно влияет на деловой климат, но и подрывает основы свободной конкуренции;
  • при проведении тендеров и закупок выигрывают только коррупционные заявки, что приводит к отрицательной селекции на рынках товаров, работ, услуг и к общему снижению их качества;
  • коррупция требует создания и развития определенных каналов для передачи средств, что поддерживает существование инфраструктуры – компаний, обналичивающих денежные средства, фирм-однодневок, банков, работающих без лицензии, каналов для вывода средств за рубеж. Эта же инфраструктура легко используется для преступной и террористической деятельности.

Этот ущерб в масштабах страны достаточно сложно оценить, но, наблюдая за деятельностью правоохранительных органов и регуляторов по противодействию коррупции в частном секторе, можно сделать вывод о том, что серьезность проблемы очевидна на государственном уровне. Она тормозит развитие экономики и в ряде случаев напрямую отрицательно влияет на само государственное управление.

Меры противодействия

Разрабатывая систему мер противодействия коррупции в компании, ее руководитель и акционеры должны опираться на мировой опыт и отечественные разработки. Руководитель и акционеры должны разработать и внедрить одну из зарекомендовавших себя антикоррупционных программ. Ее основой будет отношение к ней и руководства и коллектива, наиболее важными элементами являются:

  • ее поддержка Советом директоров;
  • решения в рамках реализации программы должны быть формализованными, т.е. подкрепленными решениями высших органов управления, принимаемыми на их уровне стандартами и методиками для сокращения влияния на то или иное действие или документ отдельной личности;
  • наличие оперативной связи между сотрудниками, службами безопасности и руководством компании;
  • наличие коллегиального органа, которому поручено разбирать сложные ситуации и к которому можно апеллировать в случае возникновения конфликта интересов.

Организационные

Основой любой политики по борьбе с коррупцией должны стать меры организационного характера. Они делятся на три группы:

  • документальные;
  • структурные;
  • оперативные.

К документальным мерам относится разработка внутренних стандартов и методик, затрудняющих совершение коррупционного нарушения. Это Кодексы корпоративной этики, Положения о конфликте интересов и порядке его рассмотрения, Положения о горячей линии по вопросам коррупции, антикоррупционные оговорки в договорах. В этих же рамках находятся тендерные процедуры закупок, исключающие произвольный выбор контрагентов, постоянный анализ бизнес-процессов с целью выявления коррупциогенных точек, создание необходимости письменного обоснования выбора того или иного контрагента.

Среди структурных мер – создание подразделений в организации, отвечающих исключительно за предотвращение коррупции в частном секторе или имеющих эту функцию в качестве основной. К таким подразделениям относятся:

  • Служба экономической безопасности.
  • Служба внутреннего аудита.
  • Служба внутреннего контроля.

Руководство таких подразделений должно подчиняться и исполнительному органу, и акционерам, а также иметь возможность предоставлять отчетность по обеим линиям. В положениях об этих организациях должна быть предусмотрена обязанность информирования правоохранительных органов о выявленных нарушениях, если они имеют признаки состава преступления по ст. 24 УК РФ.

Оперативные меры целиком ложатся на плечи службы экономической безопасности и подразделений по работе с персоналом. Они заключаются в необходимости проверки персонала при приеме на работу, постоянном информировании его о недопустимости коррупционных проявлений, иногда проведении выборочного контроля тех или иных трансакций, например, совершения контрольных закупок. Оперативные меры допустимо применять только с условием соблюдения конституционных прав человека, недопущения использования способов контроля, запрещенных законодательством.

Технические

Система безопасности невозможна без грамотного использования программных и других технических средств. Любое коррупционное преступление базируется на неправомерном использовании технических средств компании. Для изготовления поддельных документов используются принтеры, ксероксы, для совершения сговора часто без всякого стеснения применяются помещения организации. Электронная почта и мессенджеры позволяют в режиме онлайн обсуждать детали готовящегося преступления. Затруднение доступа к этим средствам поможет обезопасить организацию от части правонарушений, имеющих коррупционный характер. Техническими мерами станут:

  • оборудование помещений компании средствами видеонаблюдения и звукозаписи;
  • контроль допуска сотрудников разного уровня к различным массивам информации, базам данных;
  • отслеживание в периодическом режиме, кто и какими именно информационными ресурсами и документами пользовался, запрашивание объяснений цели использования информации;
  • хранение наиболее важной документации в защищенных сейфах;
  • использование на документах грифов «секретно», «коммерческая тайна».

Среди программных средств необходимо назвать системы электронного документооборота, DLP-системы и SIEM-системы. Они позволят исключить неправомерный доступ к информации, перенаправление ее на внешние источники. Также позволят отследить формирование тендерной документации, узнать, кто и с какой целью вносил в нее изменения.

Уголовно-правовые

Компании могут использовать для борьбы с коммерческим подкупом все ресурсы, которые предоставляют им правоохранительные органы. Как только у служб экономической безопасности появятся подозрения о возможности совершения деяния такого рода, существует право обратиться с заявлением в органы дознания. Они вправе провести комплекс мероприятий в области оперативно-розыскной деятельности, который и поможет привлечь нарушителя к ответственности.

Помимо мер выявления и пресечения коррупции, нельзя забывать о средствах, призванных сократить ущерб от коррупционных преступлений. Это и возмещение убытков путем подачи гражданских исков в уголовных делах, и расторжение сделок, в основе которых лежали коррупционные преступления, например, коммерческий подкуп. Причинами признания судом таких сделок недействительными могут стать и введение в заблуждение одной из сторон, и изменение обстоятельств, по которым сторона не получает того, на что могла рассчитывать при заключении сделки.

Современные исследователи такого явления, как коррупция в коммерческой сфере, отмечают, что количество выявленных фактов сокращается, также снижается коэффициент привлечения виновных лиц к ответственности. Это может говорить и об улучшении качества контроля над этим явлением со стороны руководства компаний, и о большей их заботе о своей репутации, и просто о существенном сокращении теневого оборота наличных средств. Законодательство предоставляет организациям ряд мер и способов борьбы с коррупцией в частном секторе, и компании, ориентированные на повышение качества своих услуг, на закрепление своей доли на рынке, стремятся избавиться от коррупционеров в своих рядах. Существует уверенность, что коммерческий подкуп и схожие с ним правонарушения в ближайшее время перестанут быть повседневным явлением, став рудиментом старой системы.

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.