В любом цивилизованном обществе коррупция вызывает тревогу и недоверие к различным государственным институтам, создает негативный образ страны в международных масштабах, рассматривается как реальная угроза национальной безопасности.
Именно поэтому в Российской Федерации реализуется утвержденный президентом Национальный план противодействия коррупции.
Несмотря на все предпринимаемые усилия, коррупционные правонарушения все еще остаются достаточно распространенным явлением. Это один из главных факторов, который затрудняет функционирование общественных механизмов, проведение социальных преобразований, модернизацию экономики.
Система мероприятий по противодействию коррупции существует и реализуется во всех государственных и муниципальных учреждениях России. Для этого каждая организация утверждает собственный комплекс мероприятий по противодействию коррупции, который разрабатывается на основании Национальной программы противодействия коррупции.
Это системная антикоррупционная программа, действующая в течение двух-трех лет. Она является рамочным документом, на основе которого внедряются антикоррупционные планы в разных ведомствах субъектов Российской Федерации. Действующим на сегодня считается план по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, подписанный указом президента В. В. Путина 29.06.2018 г.
Проект документа составляет Президентский совет, созданный в 2008 году одновременно с утверждением первой Национальной программы противодействия коррупции. Члены совета разрабатывают предложения, затем передают их главе государства для изучения и утверждения.
Исполнение мероприятий по противодействию коррупции возлагается на:
Функция контроля за исполнением плана входит в сферу деятельности специальной Рабочей группы, образованной Советом по противодействию коррупции при президенте Российской Федерации. Ежегодно группа предоставляет отчетный доклад о результатах исполнения программы.
Каждый новый Национальный план разрабатывается на основе предыдущих с внесением новых пунктов, условий, механизмов противодействия коррупции. Например, раздел, посвященный разработке и внедрению мероприятий по защите граждан, предающих огласке случаи коррупционных нарушений, появился не сразу, а в одной из более поздних редакций программы.
Документ состоит из вступления, восьми больших разделов, рекомендаций по противодействию коррупции, созданию правовой базы для исполнения перечисленных пунктов. В отличие от предыдущих, он принят на срок в три года.
Как и ранее, в нынешнем делается упор на проблему конфликта интересов, подчеркивается важность этого направления деятельности. Для выполнения этого раздела предусмотрено привлечение более широкого круга лиц, большего количества контрольных механизмов.
Основополагающая задача, которую призван решить данный документ, – скоординировать усилия разных уровней власти и организаций по противодействию коррупции.
Общие стратегические цели:
Для этого необходимо совершенствовать систему запретов, ограничений, требований, направленных на исполнение прописанных задач, обеспечить единообразие применения законодательства с целью повысить эффективность механизмов контроля и урегулирования.
Конкретные задачи прописаны в мерах по противодействию коррупции, приведенных в тексте документа.
Предусматривают усиление контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты граждан, которые сообщают о противозаконных деяниях. Эта задача возложена на Генеральную прокуратуру, которая должна оградить этих лиц от любых противоправных действий, а также разработать систему нормативно-правовых актов, тактику защиты.
Один из основополагающих пунктов плана. Меры регулируют механизмы предотвращения конфликта интересов сотрудников государственных корпораций и учреждений, обеспечивающих работу федеральных государственных органов.
Прозрачность информации о государственных служащих является важной составляющей работы по противодействию коррупции. С этой целью образована единая база данных, в которую вводятся сведения из декларации о доходах, расходах, имуществе каждого должностного лица.
Разрабатывается порядок обнародования информации о должностных лицах через СМИ и через лиц, занимающихся защитой общественных интересов. Предпринимаются меры по получению данных о материальных активах госслужащих на банковских счетах зарубежных стран.
Проводятся курсы для преподавателей, реализующих образовательные программы по противодействию коррупции. В учебных заведениях действуют учебные циклы по изучению способов противодействия коррупции. В общественном сознании формируется нетерпимое отношение к коррупционерам. Организуются занятия с руководителями и сотрудниками предприятий, курсы повышения квалификации.
Для этого официально организован Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве для проведения исследования теоретических основ возникновения правонарушений коррупционного характера, изучения практики их применения.
Предусматривается создание правовой базы для предотвращения возможности лоббизма, то есть продвижения интересов отдельных социальных групп или лиц в органах государственной и муниципальной власти с целью принятия решений, благоприятных для этих категорий лиц.
***
Таким образом, коррупционные правонарушения сигнализируют о том, что в отношениях между гражданином, государством и сферой частного бизнеса имеются какие-то негативные взаимоотношения. Высокий уровень таких нарушений становится серьезным вызовом безопасности страны, способствует замедлению темпов развития экономики, уменьшению потенциала институтов гражданского общества, нарушению прав человека. Поэтому принятие и реализация программы по противостоянию коррупции является насущной потребностью каждого развитого общества, в том числе всех ветвей управления государством.
16.04.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных