Механизмы противодействия коррупции в России - SearchInform

Механизмы противодействия коррупции в России

Примеры готовых политик
безопасности

Уровень коррупции в России поражает своим размахом. Только за три квартала 2019 года было возбуждено более 18 000 уголовных дел по факту совершения коррупционных преступлений. 17% преступлений было совершено чиновниками. По предварительным оценкам ущерб бюджету составил 105 млрд рублей. Причем в эту сумму вошел ущерб только по тем уголовным делам, которые уже были переданы в суд. С учетом того, что в течение 2019 года суды смогли взыскать с коррупционеров только 21 млрд рублей, потери бюджета колоссальные.

Наиболее неприятным фактом является то, что количество коррупционных преступлений и размер нанесенного ими ущерба растет с каждым годом. В 2017 году бюджет потерял 40 млрд рублей, в 2018 – 65,7 млрд рублей. Более того, в 2019 году был поставлен рекорд по изъятым в пользу государства неправомерно приобретенным активам по одному уголовному делу. У бывшего чиновника арестовали 1 699 объектов недвижимости, а также банковские счета и движимое имущество на общую сумму в 10 млрд рублей. 
В связи с этим у граждан государства возникают обоснованные сомнения в российской антикоррупционной политике и механизмах противодействия коррупции. 

Как регулируется антикоррупционная деятельность?

В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок противодействия коррупции, является федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008. В нем подробно изложены все профилактические меры, принципы, организационные основы и методики повышения эффективности борьбы с коррупцией. 

Кроме федерального закона № 273-ФЗ в законодательную базу, определяющую перечень антикоррупционных мер, входит:

  • Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • Указ Президента РФ № 1065 от 21.09.2019 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
  • Указ Президента РФ № 208 от 13.05.2017 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года»;
  • Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ № 378 от 29.06.2018.

Меры наказания за совершения коррупционных преступлений описаны в Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно статьям 285, 290 и 291 УК РФ, дача взятки, ее получение или оказание посреднических услуг в даче взятки предусматривает административную и уголовную ответственность.  

Механизмы противодействия коррупции

Основные методы борьбы с коррупцией в России изложены в национальном плане, утвержденном президентом в 2018 году. Этот нормативно-правовой акт предусматривает:

  • Разработку новых законопроектов, устанавливающих ряд ограничений и запретов для должностных лиц. Цель разработки и последующего утверждения этих законопроектов – создание новых антикоррупционных стандартов. Другими словами, действующее законодательство признано неэффективным и требует переработки с учетом уже сложившейся судебной практики. 
  • Лишение депутатов и судей неприкосновенности. Согласно изложенным в национальном плане требованиям, президентом была поставлена задача разработать механизм проверок деятельности лиц, на данный момент имеющих неприкосновенность, и процедуру привлечения этих лиц к ответственности в случае обнаружения факта нарушения антикоррупционного законодательства. 
  • Внедрение новых мер по предотвращению конфликта интересов. Конфликтом интересов называют ситуацию, в которой чиновник может потерять объективность и превысить свои полномочия из-за того, что его работа касается членов семьи и ближайших родственников. Под новыми мерами подразумевается разработка и внедрение методик урегулирования конфликта интересов и предотвращения правонарушений. 
  • Ужесточение мер контроля за доходами и активами госслужащих. Пользуясь сложившейся судебной практикой, конституционный суд постановил проверять правомерность приобретения движимого и недвижимого имущества государственными служащими, членами их семей, ближайшими родственниками и даже знакомыми. В том случае, если законность приобретения активов не будет подтверждена, имущество будет изъято в пользу государства.
  • Материальную поддержку социальных институтов, занимающихся просветительской деятельностью. Часть средств из бюджета, выделенная на борьбу с коррупцией, перечисляется СМИ и НКО для финансирования антикоррупционной деятельности, создания негативного общественного мнения о коррупционерах, проведения независимых расследований. 
  • Проведение обязательных общественных слушаний при осуществлении тендерных закупок.
  • Введение запрета на участие в тендерах организаций, принадлежащих государственным служащим, членам их семей и ближайшим родственникам.

Механизм противодействия коррупции опирается на те принципы, которые изложены в федеральном законе № 273-ФЗ. Кроме этого, в данном нормативном правовом акте даются рекомендации относительно повышения эффективности борьбы с коррупцией. 
Наиболее эффективной мерой этой борьбы стало создание общегосударственного реестра лиц, которые были уволены в связи с утратой доверия. К концу 2019 года в нем было отмечено более 1 700 бывших госслужащих. 

Этот реестр находится в открытом доступе. С его помощью специалисты кадровых служб государственных организаций могут проверить благонадежность нанимаемых сотрудников. Единственный нюанс – фамилии правонарушителей хранятся в реестре только в течение пяти лет с момента увольнения. 

Не менее эффективными стали меры, принятые конституционным судом. Теперь, когда каждый государственный служащий знает, что в случае подозрений в коррупции проверяться будут активы не только его самого, супруги и детей, но и других родственников и даже знакомых, количество коррупционеров должно снизиться. Кроме того, изъятие неправомерно приобретенных активов в пользу государства позволит компенсировать ущерб, нанесенный бюджету.   

Сейчас Россия занимает 137 место в рейтинге наименее коррумпированных государств. И это плохой показатель. Всего в список входит 180 стран, первое место присуждается самой некоррумпированной стране. Таким образом, наша страна входит в ТОП-50 коррумпированных государств. Этот показатель практически не менялся в течение последних пяти лет. Поэтому престиж страны и инвестиционная привлекательность российской экономики сохраняется на уровне Уганды и Кении. 

15.04.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.