Уровень коррупции в России поражает своим размахом. Только за три квартала 2019 года было возбуждено более 18 000 уголовных дел по факту совершения коррупционных преступлений. 17% преступлений было совершено чиновниками. По предварительным оценкам ущерб бюджету составил 105 млрд рублей. Причем в эту сумму вошел ущерб только по тем уголовным делам, которые уже были переданы в суд. С учетом того, что в течение 2019 года суды смогли взыскать с коррупционеров только 21 млрд рублей, потери бюджета колоссальные.
Наиболее неприятным фактом является то, что количество коррупционных преступлений и размер нанесенного ими ущерба растет с каждым годом. В 2017 году бюджет потерял 40 млрд рублей, в 2018 – 65,7 млрд рублей. Более того, в 2019 году был поставлен рекорд по изъятым в пользу государства неправомерно приобретенным активам по одному уголовному делу. У бывшего чиновника арестовали 1 699 объектов недвижимости, а также банковские счета и движимое имущество на общую сумму в 10 млрд рублей.
В связи с этим у граждан государства возникают обоснованные сомнения в российской антикоррупционной политике и механизмах противодействия коррупции.
В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок противодействия коррупции, является федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008. В нем подробно изложены все профилактические меры, принципы, организационные основы и методики повышения эффективности борьбы с коррупцией.
Кроме федерального закона № 273-ФЗ в законодательную базу, определяющую перечень антикоррупционных мер, входит:
Меры наказания за совершения коррупционных преступлений описаны в Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно статьям 285, 290 и 291 УК РФ, дача взятки, ее получение или оказание посреднических услуг в даче взятки предусматривает административную и уголовную ответственность.
Основные методы борьбы с коррупцией в России изложены в национальном плане, утвержденном президентом в 2018 году. Этот нормативно-правовой акт предусматривает:
Механизм противодействия коррупции опирается на те принципы, которые изложены в федеральном законе № 273-ФЗ. Кроме этого, в данном нормативном правовом акте даются рекомендации относительно повышения эффективности борьбы с коррупцией.
Наиболее эффективной мерой этой борьбы стало создание общегосударственного реестра лиц, которые были уволены в связи с утратой доверия. К концу 2019 года в нем было отмечено более 1 700 бывших госслужащих.
Этот реестр находится в открытом доступе. С его помощью специалисты кадровых служб государственных организаций могут проверить благонадежность нанимаемых сотрудников. Единственный нюанс – фамилии правонарушителей хранятся в реестре только в течение пяти лет с момента увольнения.
Не менее эффективными стали меры, принятые конституционным судом. Теперь, когда каждый государственный служащий знает, что в случае подозрений в коррупции проверяться будут активы не только его самого, супруги и детей, но и других родственников и даже знакомых, количество коррупционеров должно снизиться. Кроме того, изъятие неправомерно приобретенных активов в пользу государства позволит компенсировать ущерб, нанесенный бюджету.
Сейчас Россия занимает 137 место в рейтинге наименее коррумпированных государств. И это плохой показатель. Всего в список входит 180 стран, первое место присуждается самой некоррумпированной стране. Таким образом, наша страна входит в ТОП-50 коррумпированных государств. Этот показатель практически не менялся в течение последних пяти лет. Поэтому престиж страны и инвестиционная привлекательность российской экономики сохраняется на уровне Уганды и Кении.
15.04.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных