Актуальные проблемы противодействия коррупции - SearchInform

Актуальные проблемы противодействия коррупции

Примеры готовых политик
безопасности

Борьба с коррупцией активно развернулась на международной и внутренней арене. Ратификация основополагающих документов международного права, например, Конвенции ООН 2003 года, позволила внести изменения в национальное законодательство и усилить ответственность за взяточничество, но проблема остается актуальной. Противодействие коррупции в России в последние годы концентрируется не только на изменении законодательства, но и на привлечении мздоимцев к ответственности. 

Основные проблемы в сфере борьбы с коррупцией

Основным новшеством в законодательстве, направленным на обеспечение противодействия коррупции, стало изменение принципа формирования санкций в статьях Уголовного кодекса, связанных с коррупционными преступлениями. С 2013 года штраф за взятку может оказаться в 80-100 раз больше размера полученной мзды. Возникла практика изъятия имущества, полученного незаконным путем, у родственников преступников. Таким образом действие уголовного закона было распространено на неограниченный круг лиц. 

Но усиление уголовной ответственности, обращение взыскания на имущество преступников не стало панацеей, коррупция продолжает оставаться серьезным вопросом внутренней политики, решить который затруднительно. В конце 2019 года было отмечено, что рекомендации Совета Европы по противодействию коррупции выполнены не в полном объеме. ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) рассмотрела отчет России по этому вопросу и осталась им недовольна. Из 22 рекомендаций, данных по итогам рассмотрения предыдущего отчета, страной было выполнено только 7. Рекомендации были даны в части предупреждения коррупции в среде парламентариев, судей и прокуроров. Полностью не выполнено 6 советов, данных в отношении судей, и 6 в отношении членов парламента.

Следующей болевой точкой на карте проявлений коррупции традиционно продолжает оставаться МВД. Практически ежедневно в СМИ сообщается об арестах или отстранении от должности высокопоставленных офицеров ведомства, вплоть до заместителей министра. В отношении известного экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко недавно заведено уголовное дело о взятке в размере 1,5 млрд рублей. Все чаще против сотрудников других правоохранительных органов возбуждаются дела о вымогательстве взятки. Так, недавно под следствием оказался офицер Росгвардии, требовавший у предпринимателя 20 миллионов рублей.

Крайне уязвимой для коррупционных проявлений оказалась и система Минэкономики, основные злоупотребления проявлялись в области управления государственным имуществом и в сфере распределения средств господдержки отдельным направлениям бизнеса. Так, в 2017 году за взятку, связанную с согласованием приватизации нефтяной компании «Башнефть», был привлечен к уголовной ответственности экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев. Эта ситуация привела к тому, что в рамках противодействия коррупции Росимущество, управляющее государственными пакетами акций и недвижимостью и инициирующее процессы приватизации, из подчинения Минэкономики было переведено в систему Минфина.

Новые методы и средства борьбы с коррупцией

Основной мерой борьбы с коррупцией продолжает оставаться уголовное преследование взяточников. Но оно является избирательным решением, в зону внимания правоохранительных органов попадают те чиновники, по отношению к которым им дается определенное указание вышестоящим руководством, по другим случаям даже при наличии материалов уголовные дела возбуждаются не всегда.

Более позитивная тенденция складывается в системе государственного управления, где у коррупционеров забирают административные ресурсы, используемые ими для получения имущественной выгоды. Основным решением в части избегания проявлений коррупции в системе государственного управления экономикой становится отказ от старых методов раздачи преференций и льгот, усиление контроля за их распределением. Так, сейчас активизирована работа по пересмотру списка системообразующих предприятий, направленная на недопущение лоббизма при включении «своих» в список компаний, имеющих право на получение льгот от государства.

Задачу по усилению контроля за расходами и доходами государственных служащих планируется решить путем принятия закона о расширении круга лиц, доходы и расходы которых подлежат мониторингу в рамках антикоррупционного законодательства. Ранее Госдума отклоняла законопроект, считая, что он ущемляет конституционные права граждан, тем не менее он соответствует европейской практике. 

Также необходимо продолжить выполнять рекомендации ГРЕКО, среди которых:

  • повысить уровень прозрачности процесса принятия законов, внесения поправок, согласования или отклонения законопроектов на уровне регионов;
  • усилить систему контроля за декларациями о доходах парламентариев и служащих, ввести открытую систему их проверки и контроля;
  • пересмотреть процесс отбора судей, который в данный момент характеризуется непрозрачностью и взяткоемкостью, максимально ограничить иммунитет судей.

Невыполнение рекомендаций ГРЕКО приведет к автоматическому включению России в список стран, отказывающихся от системного противодействия коррупции. Так, по информации Transparency International, в 2018 году Россия заняла 138-е место в списке из 180 стран по Индексу восприятия коррупции, набрав 28 баллов из 100, оказавшись в глазах международного сообщества на уровне Гвинеи и Ливана. Это негативно отражается на инвестиционном климате и участии страны в крупных международных бизнес-проектах. 

20.04.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.