Конкурентная разведка в Интернете - SearchInform

Конкурентная разведка в Интернете

Примеры готовых политик
безопасности

Интернет-сайты стали полноценными представительствами коммерческих организаций в виртуальной среде. В Сети концентрируется информация об услугах, товарах и миссии предприятий, создаются торговые площадки с витринами и отзывами об обслуживании. 

Глобальные цели, достигаемые с помощью разведки

На практике таких целей три:

  • увеличение прибыли;
  • экономия средств;
  • предотвращение материального и морального ущерба.

Для чего нужен анализ конкурентов

Сведения, получаемые от анализа, предоставляют возможность с высокой точностью прогнозировать реакцию конкурентов на изменяемость рынка. Отсюда строится собственная стратегия поведения, направленная на лучшее понимание механизмов сбыта продукции и организации ведения бизнеса. Обрабатывая данные, полученные от конкурентной деятельности, можно увидеть реальное положение дел в бизнесе и усилить позиции по необходимым направлениям.  При этом нередко используют тактику провокаций, анализируя обратную реакцию. На базе этой информации строится стратегия действий во время реального события, не вызванного провокационными методами. 

Источники и способы получения информации из Сети

Специфика хранения информации в Интернете такова, что при определенных условиях поиска данные не теряются и доступны всегда. Это аксиома. В связи с этим распространение получила конкурентная разведка в Интернете. Информацию скрыть невозможно: даже при удалении чего-либо из Сети есть много сервисов, занимающихся архивированием сайтов. У провайдеров и хостингов тоже есть подобные сервисы, хотя получить из них чужую информацию довольно проблематично, но все же возможно. К источникам информации относятся и кэшированные данные: хоть у них и небольшой срок жизни, при правильном подходе ими можно воспользоваться. 

Источники выше используются на серьезном уровне получения чужой информации. Первичные данные можно собрать, используя общедоступные сервисы. На первом месте сайт анализируемой компании. На нем в обязательном порядке представлена информация о роде деятельности и типе услуг организации. Дополнительные сведения представляются, как правило, частично, в разделах:  

  • О компании;
  • История компании;
  • Преимущества;
  • Сертификаты, дипломы, благодарственные письма;
  • Гарантии;
  • Фотографии и видео;
  • Отзывы клиентов;
  • Реализованные проекты;
  • Публикации в СМИ.

Второе место по добыче нужных данных занимают сервисы, косвенно относящиеся к исследуемой компании. Это следующие сервисы: 

  • отслеживание упоминаний;
  • поисковая реклама;
  • мониторинг и анализ ключевых слов;
  • рейтинг сайтов;
  • проверка ссылочной массы, обратных ссылок; 
  • линкбилдинг.

Используя для анализа эти сервисы, можно составить базу основной информации. Тут могут содержаться привязки к сайтам, почте, личным данным сотрудников. Неплохо помогают ссылки переходов из социальных сетей. Так можно выявить сотрудников, их интересы, место жительства и другую информацию, нужную для исследования.

Аналитическая работа с данными может установить причастность компании к теневым структурам, например, к криминалу.  Впоследствии конкуренты могут использовать эту информацию для оказания давления. Это незаконно, но вполне реально в бизнесе. 

Аналитические инструменты

Используя различные сетевые инструменты, можно достичь наилучшего результата. Инструментов для мониторинга данных об исследуемом сайте достаточно много. Есть платные и бесплатные сервисы. Так или иначе, их работа строится на взаимодействии с поисковыми роботами. Инструменты только предоставляют удобные интерфейсы для работы с ними. Так, Google Alerts предоставляет возможность получения ссылок на сайты конкурентов, мониторинга упоминаний компании в социальных сетях, а также ключевых слов. Для контроля блогосферы и соцсетей можно использовать Social Mention, для отслеживания упоминаний сайта – Marketing Grader. 

Можно воспользоваться услугами специализирующихся на поиске агентств. У них нередко есть договоры использования информации из недоступных мест для индексации страниц. Поэтому эффект от их работы намного сильнее: они могут предоставить больше данных, чем дает обычный ручной поиск. Однако стоит учесть, что некоторые такие агентства работают полулегально, используя подкуп, убеждение, обман. 

Социальная инженерия 

Отдельно можно говорить и о социальном инжиниринге. Тут действуют принципы поиска соприкосновений со служащими компании, а идеально – с руководством. Информацию возможно почерпнуть со страниц социальных сетей. Далее действует метод вторжения, который подразумевает знакомство. Злоумышленники ищут точки соприкосновения, общие интересы. Даже не относящиеся напрямую к производству тематические сообщества или форумы могут обеспечить первоначальный выход на нужную информацию. А дальше дело только в технических деталях получения более конкретных данных. Важную роль играет правильный подход к человеку. Для таких целей нередко используют психологические приемы.

Технический поиск

С развитием техники возникло направление практически открытого вторжения на исследуемые объекты. Всему виной распространение облачных технологий, которые используют системы безопасности. Одна из них – это видеонаблюдение. Поисковая машина Shodan тому подтверждение. Этот поисковик может находить видеокамеры по заданными параметрам. В облаках хранится информация о данных фирмы, а также реальные записи с видеокамер и аудиозаписи разговоров в кабинетах. Причем это не является взломом, поскольку открытые протоколы позволяют делать это практически легально. 

К техническому поиску также относится выявление незащищенных технических устройств, основанная на халатности их администрирования. Пароли и логины по умолчанию предоставляют безграничный полигон для исследований. Это также относится к разведке, ведь нередко между подразделениями фирмы связь налажена с помощью цифровых технологий.

Способы противодействия конкурентной разведке

Информация, опубликованная владельцами компании, может быть усеченной. Обладатели секретов, которыми могут заинтересоваться конкуренты, редко выкладывают на обозрение всю информацию, даже о местоположении стараются не распространяться. На практике часто дается немного контактных данных: нередко только номер телефона или форма обратной связи. Обрабатывая звонок от потенциального клиента, менеджеры пытаются понять, является ли связавшийся реальным заказчиком или только выдает себя за такового, пытаясь получить нужную информацию.

Перестраховываются организации, действительно опасающиеся за свою неприкосновенность. На самом деле это не совсем законно. Система службы защиты прав потребителей предписывает совершенно другой подход: информация об организации должна быть общедоступной. Но Интернет недостаточно поддается контролю, и такая практика нередка.

При любом сборе информации о конкурентах нужно учитывать, что точно такие же методики могут быть применены и к вам. Простым сбором информации в виртуальном мире уже давно никто не ограничивается. Тут хорошо работают связки, то есть информация, полученная оперативным путем, дополняется информацией из Интернета, и наоборот. Можно, например, отслеживать, как работают два направления продаж, то есть заказать услугу через сайт конкурента и то же самое сделать в условиях офиса. Полученные результаты сравниваются и выбирается путь более приемлемый и наименее затратный для продвижения собственной продукции или услуг. 

23.03.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.