Не только большинство областей научного знания, но и бизнес нуждается в комплексном анализе информации с применением данных, формируемых в процессе деятельности компании. Такое исследование позволяет получить данные, которые станут основой для принятия решений. На изучении данных основаны технологии нейронных сетей и машинного обучения, становящиеся одним из основных методов управления производством.
Необходимость анализа в бизнесе не подвергается сомнению. Находя взаимосвязи между явлениями и выявляя закономерности, можно повысить качество принятия управленческих решений. Часто глубокое исследование известных переменных позволяет приходить к неожиданным выводам. При работе с данными необходимо уделять внимание их качеству.
Информация, подвергаемая исследованию, бывает следующих типов:
Релевантные выводы будут получены только при определенном количестве данных. В статистике и бизнес-анализе данных используется термин «малая выборка», где исследуется не менее 30 событий. Если изучается несколько групп явлений, то количество событий умножается на число групп.
Изучение различных вопросов с использованием данных, как числовых, так и семантических, позволяет улучшить качество бизнес-процессов. Для целей бизнеса информация собирается методом анкетирования, опросов, из первичных учетных документов и CRM-систем, наборы данных могут быть заказаны у специализированных консалтинговых организаций. Выбор метода исследования зависит от категории вопросов, на которые необходимо получить ответ.
Алгоритмы исследования делятся одномерные и многомерные. В одномерном сравнение характеристик проводится только по одному параметру. Многомерный анализ данных позволяет одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и устанавливать корреляцию и причинно-следственные связи между ними.
Наиболее часто используются факторный и кластерный методы. Факторный позволяет выявить параметры, определяющие наиболее значимые различия между переменными, классифицировать данные и сократить количество используемых переменных. На практике применение метода эффективно для оценки имиджа компании, составления социально-психологического портрета потребителя, изучения уровня доверия партнеров к банку или финансовой компании.
При применении кластерного метода данные со схожими параметрами распределяются по группам, кластерам, которые уже сами подлежат изучению. Подход позволяет сократить объем логических операций.
В ходе кластерного анализа формируется портрет целевой аудитории бренда:
1. Проводится выборка данных из клиентской базы.
2. Организуется анкетирование.
3. Определяются параметры, на основании которых проводится исследование.
4. Изучаются ответы респондентов, выявляются сходства и различия между ними, исключаются нерелевантные значения, шумы, искажения.
5. Создаются правила кластеризации, на основании которых респонденты объединяются в группы.
6. Определяется оптимальное число кластеров.
7. Результатом исследования становится таблица, в которой клиенты сгруппированы по их предпочтениям.
Факторный метод исследования на основе данных различного происхождения широко применяется:
Многомерные методы изучения данных доступны в Excel и специализированных программах.
«СёрчИнформ FileAuditor» позволяет провести классификацию данных в автоматизированном режиме и узнать, сколько в компании данных, содержащих конфиденциальные сведения.
С развитием искусственного интеллекта широкое применение приобрел метод анализа использования данных с помощью нейронных сетей. Он применяется в различных областях науки, производства, коммерции.
Задачи, которые ставятся перед нейронными сетями:
Схема изучения данных при помощи технологии нейронных сетей состоит из следующих этапов:
Нейронные сети с успехом были применены для изучения электоральных предпочтений и предсказания результатов выборов в США. Сетям нужно было найти ответ на пять вопросов:
Ответы на эти вопросы помогли точно предсказать результаты выборов.
В бизнесе изучение качества обработки данных решает множество практических задач. Применяются как статистические методы изучения числовой информации, так и интеллектуальный анализ (data mining) семантических данных.
Компании, работающие с большим количеством клиентов, активно используют CRM-системы. При изучении хранящейся в них информации о клиентах и продажах применяются следующие алгоритмы:
В работе аналитического механизма используются данные о продажах и клиентах, которые обрабатываются по алгоритмам:
Перед началом исследования необходимо проверить качество данных, устранить дубликаты, погрешности, шумы, выбросы. Качественно подобранные данные анализируются в прикладных программах, допустимо их применение в моделях нейронных сетей.
Анализ информации с применением специальных программ в маркетинговом исследовании рынка становится инструментом, существенно повышающим конкурентные преимущества компании. В качестве основного метода традиционно применяется многомерный статистический анализ использования данных, в ходе которого изученная информация отражается в виде графиков.
Алгоритм исследования опирается на статистические методы:
Во всех методах, кроме нечеткой логики, объекты классифицируются с созданием кластеров с непересекающимися данными, для нечеткой логики пересечение возможно. Анализ использования данных дает возможность оценить эффективность применения маркетинговых инструментов.
Изучать маркетинговые решения можно при помощи уже выпущенных на рынок программных продуктов. Но некоторые компании предпочитают создавать собственные разработки для решения конкретных задач.
Среди популярных онлайн-инструментов называют:
Качество изучения напрямую зависит от двух факторов – качество данных и выбранной технологии исследования.
16.12.2019
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных