Противодействие коррупции в организации | Меры по предупреждению и противодействию коррупции в организации - SearchInform

Противодействие коррупции в организации

Примеры готовых политик
безопасности

Правонарушения, связанные с коррупцией, становятся все более распространенными. Сегодня коррупцию в России и других европейских странах уже традиционный вид преступлений. Более того, наша страна – одна из самых коррумпированных в мире. А распространение коррупции – основная причина падения экономики отдельной организации и системы государственного управления, провала реформ и снижения сознательности граждан.

Коррупция – сложное явление, затрагивающее все общество, поэтому ограничиваться одним определением понятия некорректно. Но чаще всего коррупцию объясняют, как использование служебным лицом собственных полномочий и прав для получения незаконной материальной выгоды. За что закон предусматривает административную или уголовную ответственность.

Виды коррупции

В зависимости от сферы деятельности выделяют следующие виды коррупции:

  • злоупотребление властью государственными служащими;
  • корыстное использование должностных прав сотрудниками организаций;
  • законодательная (парламентская) коррупция.

Коррупция госслужащих

Государственные служащие злоупотребляют властными полномочиями, используя право распоряжаться государственными ресурсами и возможностью принимать решения на уровне государства. Не всегда такие решения принимаются в интересах страны и граждан: часто чиновники действуют с целью личного обогащения.

В зависимости от должности служащего в государственной организации выделяют высшие и низовые виды коррупции. В первом случае за коррупцию ответственны чиновники «высшего эшелона»: они принимают «дорогие» решения – законы, государственные заказы, смену формы собственности. А во втором – госслужащие среднего и низшего уровня, которые ежедневно взаимодействуют с гражданами: оформляют штрафы или регистрации.

В рамках одной государственной организации в «вертикальной» коррупции могут быть замешаны непосредственный взяточник и его начальник. Обычно последний покрывает преступника за личное вознаграждение. Такая схема связывает коррупционеров «высшего» и «нижнего» эшелона. Этот вид коррупции самый опасный, поскольку означает переход единичных актов коррупции в организованную форму.

Коррупция в организациях

Служащие коммерческой или общественной организации также обладают властным ресурсом. Злоупотребление должностными полномочиями дает возможность получить личную выгоду, нарушая интересы своей организации.

Наглядный пример коррупции в российских организациях – кредитные договоры на реализацию проектов, оформляемые за взятку в небольших коммерческих банках. Единственная цель таких сделок – получить деньги.

Парламентская коррупция

Разновидность парламентской коррупции – подкуп голосов избирателей в период избирательной кампании. В такой ситуации избиратель является носителем «властных полномочий», регламентированных Конституцией РФ. И он делегирует свои права избранникам через голосование. По закону избиратель принимает решение о передаче своих властных полномочий достойному кандидату, который будет честно представлять именно его интересы.

При подкупе избирателя между ним и кандидатом оформляется несанкционированное соглашение. В соответствии с коррупционной сделкой избиратель, вопреки конституционной норме, получает денежное вознаграждение, а кандидат – в обход законодательства – приобретает властные полномочия. Это наиболее частое проявление политической (парламентской) коррупции.

Когда коррупция во благо

Некоторые социологи считают проявления коррупции неотъемлемой частью развития государств с нестабильной экономикой. Они утверждают, что этот вид мошенничества не только не вредит, но и стимулирует развитие рынка. По их мнению, коррупционные схемы компенсируют пробелы в законодательстве и государственном управлении, обусловленные:

  • непрофессиональным исполнением своих полномочий чиновниками всех рангов;
  • безынициативностью государственных служащих;
  • отсутствием действенных механизмов реализации законодательных норм, позволяющих чиновникам самостоятельно их толковать;
  • низким уровнем правосознания и экономической грамотности граждан, которым легче дать взятку служащим, а не изучать тонкости реализации бюрократических процедур.

Провоцируют коррупцию и высокие ставки налогообложения, избавиться от которых коммерческим организациям позволяют взятки. Особенно популярны коррупционные схемы в новых организациях на этапе становления.

Но даже благосклонные к коррупции исследователи признают ее кратковременный эффект. Долгосрочным перспективам развития экономики, общества и государства коррупция наносит ущерб, поскольку коммерческие организации остаются беззащитными перед беспределом недобросовестных государственных служащих. И самые действенные способы защиты – уменьшить ставки налогообложения, увеличить денежное содержание госслужащих, устранить прямой контакт чиновников и организаций-налогоплательщиков и ограничить произвольно принимаемые решения и т.д.

Борьба со взятками

Размах мероприятий по противодействию коррупции сегодня впечатляет. Особенно по сравнению с антикоррупционной борьбой десятилетней давности, когда такое влияние на частные организации было невозможным.

Еще десять лет назад в Мировом банке само слово «коррупция» было под запретом. А теперь эта организация – лидер всемирной антикоррупционной борьбы.

Еще один учредитель движения противодействия коррупции – всемирная Организация Экономического Сотрудничества и Развития. Именно она стала инициатором принятия в 1999 году Конвенции о борьбе со взятками должностным лицам отдельных стран во время заключения международных бизнес-соглашений.

Указанная Конвенция дает четкое определение коррупции и взяточничеству, регламентирует правила реализации антикоррупционных законодательных норм, устанавливает механизмы международной правовой помощи.

Третья организация, разрабатывающая международные нормы противодействия коррупции, – Transparency International. Это некоммерческая неправительственная организация, объединившая 80 государств. Ее отделения открыты по всему миру.

Организация превентивных антикоррупционных мероприятий

Для обеспечения бесперебойной работы организаций – учреждений разных форм собственности – необходима разработка и практическая реализация правил и мероприятий противодействия коррупции:

  • антикоррупционная политика;
  • порядок выявления и регистрации фактов коррупции и ее провокации;
  • комплексный план мероприятий по противодействию коррупции в организации на год.

Указом Президента РФ об утверждении национальной стратегии и национального плана в России предусматривается разработка и внедрение планов и программ противодействия коррупции в государственных органах (министерства, местные администрации), а также в региональных муниципальных организациях. Такие планы создаются и утверждаются во всех бюджетных организациях: учреждениях образования (детские сады, общеобразовательные школы, профтехучилища, техникумы, вузы); правоохранительных органах (полиция, прокуратура); судах. Для этого проводятся заседания специальных антикоррупционных комитетов, заполняются отчеты о проведении работ по противодействию коррупции.

Образец антикоррупционного Плана и правила его написания

План мероприятий по противодействию коррупции утверждается руководителем организации путем составления приказа. Оригинал Плана подшивается вместе с приказом директора организации. Внести изменения после его утверждения можно, издав новый приказ «О внесении изменений». Оформляется План противодействия коррупции на 1–3 года.

После утверждения наименования документа и основных граф оформляется таблица, содержащая пять колонок:

  1. номер мероприятия;
  2. наименование мер;
  3. сроки выполнения;
  4. сотрудник, ответственный за выполнение;
  5. примечание (отметка о выполнении пункта плана).

В качестве мер противодействия коррупции вписывают следующее:

  • формирование у работников организации правосознания и негативного отношения к коррупции;
  • доведение до всех сотрудников организации фактов совершения коррупционных деяний;
  • создание у служащих организации отрицательного отношения к принятию в дар презентов за выполнение ими своих должностных функций;
  • активизация работы по недопущению со стороны работников организации поведения, которое может быть воспринято клиентами как провокация, принуждение или обещание дать взятку;
  • обязательные служебные расследования по заявлениям о провокации служащих организации получать взятки или совершать иные коррупционные действия;
  • передача материалов внутренней проверки в правоохранительные органы или прокуратуру;
  • создание и активизация работы «горячей линии» для подачи гражданами заявлений по фактам совершения коррупционных действий сотрудниками организации;
  • мониторинг обращений граждан или компаний о фактах провокации или получения взяток служащими государственной (муниципальной) организации или отсутствия результатов рассмотрения таких заявлений;
  • создание оптимальных условий предоставления услуг клиентам организации – принцип «единого окна»;
  • повышение квалификации сотрудников организации, проведение личных консультаций, участие работников в семинарах, прохождение обучения в самой организации или при участии приглашенных специалистов;
  • разъяснение новым сотрудникам антикоррупционного законодательства и местных нормативных актов организации;
  • мониторинг и анализ выполнения внутренних процедур;
  • мониторинг информации бухгалтерского учета организации и проверка достоверности документации;
  • сотрудничество с правоохранительными органами, прокуратурой, другими государственными и бюджетными организациями;
  • получение и обобщение сведений СМИ относительно факторов коррупционных деяний;
  • формирование и передача отчета в вышестоящую государственную или бюджетную организацию об обнаружении фактов коррупции, совершенных работниками организации, а также о предпринятых мерах по их устранению;
  • периодическое обобщение и направление в форме доклада в вышестоящую организацию информации о проведенной работе по противодействию коррупции, анализ ее эффективности и предложения по усовершенствованию;
  • мониторинг проводимой в организации антикоррупционной политики и ее пересмотр (при недостаточной эффективности).

В конце документа обозначается должность и ФИО сотрудника, ответственного за противодействие коррупции.

Ориентировочный список превентивных антикоррупционных мероприятий

Ориентировочный список мер противодействия коррупции в федеральных или бюджетных организациях закреплен в Методических рекомендациях Министерства труда РФ. В соответствии с указанными рекомендациями все мероприятия по противодействию коррупции можно подразделить на блоки в зависимости от их целей.

Нормативно-правовое оформление стандартов и принципов антикоррупционного поведения сотрудников организации:

  1. Создание и утверждение Кодекса этики и правил поведения служащих организации.
  2. Создание и ознакомление сотрудников организации с понятием конфликта интересов и его декларирование.
  3. Создание, обсуждение и утверждение единых для организации правил по вопросам вручения и принятия деловых презентов и знаков экономического гостеприимства.
  4. Имплементация организацией антикоррупционной бизнес-хартии в РФ.
  5. Внесение во внутренние документы организации стандартного пункта о запрете взяток.
  6. Включение в трудовые контракты с сотрудниками организации пункта о недопущении коррупционных деяний.

Создание и внедрение антикоррупционных механизмов:

  1. Создание специальной процедуры уведомления служащими организации своего руководства о фактах провокации коррупции, порядка разбирательства по таким сообщениям, формирование общедоступных каналов связи для направления таких заявлений.
  2. Подготовка и реализация схем информирования руководителей организации о фактах противоправного поведения других работников, служащих компаний-партнеров или клиентов, порядка расследования указанных обращений, формирование механизмов для легкой связи (обратная связь, «горячая линия»).
  3. Формирование схемы сообщения руководству организации о появлении конфликта интересов и порядка урегулирования такого конфликта.
  4. Создание механизма защиты сотрудников, проинформировавших руководство о фактах коррупционных преступлений в организации, от притеснения (уставного и внеуставного) со стороны других работников.
  5. Внедрение обязательного ежегодного декларирования конфликта интересов всеми сотрудниками организации.
  6. Периодический мониторинг и оценивание коррупционных рисков для выявления области деятельности организации и осуществление предусмотренных мероприятий противодействия коррупции.

Повышение квалификации и информированности персонала организации:

  1. Информирование сотрудников под подпись о новинках в законодательстве, регулирующем противодействие коррупции (раз в год).
  2. Прохождение обучающих курсов сотрудниками организации с целью превенции и противодействия коррупции (периодически).
  3. Внедрение личных консультаций с персоналом организации для повышения уровня правосознания и недопущения коррупционных деяний.

Формирование программы собственного (внутри предприятия) мониторинга и аудита в соответствии с нормами антикоррупционной политики бюджетной организации:

  1. Систематический надзор за выполнением внутренних мероприятий по противодействию коррупции.
  2. Периодический мониторинг и аудит бухгалтерской документации организации, наличия необходимых отчетов, их достоверности.
  3. Систематический мониторинг обоснования трат с повышенным риском преступлений в этой сфере – деловые презенты, благотворительность, оплата услуг внешних консультантов, представительские расходы.

Привлечение независимых аудиторов:

  1. Систематический внешний аудит.
  2. Задействование независимых консультантов при планировании и внедрении процедур по противодействию коррупции и проведению бизнес-деятельности организации.

Анализ результативности мер противодействия коррупции и составление отчетов о проделанной работе:

  1. Периодический анализ и оценивание результативности антикоррупционной работы в организации.
  2. Составление и опубликование отчетов о проведенной работе в сфере противодействия коррупции.

При принятии и согласовании политики по профилактике правонарушений дополнительно утверждается План мероприятий по противодействию коррупции. Для всех программ, предусмотренных Планом, определяются сроки исполнения и ответственный персонал.

Основные термины

Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ расшифровывают основные определения и термины в соответствии с изменениями законодательства о противодействии коррупции. Ведомство также определяет ответственность за совершение коррупционных правонарушений, принципы антикоррупционной политики в государственных и бюджетных организациях, правовое обеспечение ее реализации, механизмы внедрения мероприятий по противодействию взяточничеству.

Должностное лицо, ответственное за превенцию коррупционных правонарушений

Сотрудник, ответственный за профилактику и противодействие коррупции, назначается приказом руководителя организации или структурного отдела или его заместителем. Функциональные обязанности ответственного за антикоррупционные мероприятия сотрудника четко прописываются. Они фиксируются в антикоррупционной политике организации и должностной инструкции сотрудника.

Ориентировочный список функциональных обязанностей ответственного сотрудника приведен во втором пункте четвертого раздела Методических рекомендаций Министерства труда РФ.

Сотрудничество с правоохранителями

Сотрудничество государственных организаций с представителями полиции, прокуратуры и суда по противодействию коррупции регламентируется девятым пунктом четвертого раздела Методических рекомендаций Минтруда.

Формирование и реализация на практике стандартов и мероприятий, направленных на превенцию коррупции

Для реализации принципов и стандартов, направленных на противодействие коррупции, формируются и утверждаются:

  • антикоррупционная политика организации;
  • план внедрения мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений;
  • порядок сообщения о фактах склонения работников организации к получению взятки.

Кодекс служебной этики

Кодекс этики служебного поведения утверждается в каждой государственной организации. Прототипом служит Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления, социальной защиты населения и заведений социального обслуживания, введенный в действие Приказом Министерства труда и социальной защиты №792 от 31.12.2013.

При приеме на работу новых сотрудников знакомят с Кодексом этики под подпись. Также все работники должны иметь свободный доступ к документу, для чего он помещается на информационном стенде организации.

Конфликт интересов и способы его урегулирования

Своевременное обнаружение конфликта интересов в работе сотрудников организации – одна из ключевых задач по предупреждению коррупционных преступлений. Методические рекомендации Министерства труда РФ (Приложение №3) выделяют несколько форм возникновения конфликта интересов. Поэтому в организации разрабатывается памятка типичных ситуаций, повышающих риск появления такого конфликта, исходя из особенностей предоставляемых организацией услуг, а также прописывается порядок его урегулирования.

Положение о конфликте интересов – локальный документ, регламентирующий порядок выявления и разрешения этого конфликта, возникающего у сотрудников организации во время выполнения должностных обязанностей. Такой документ включает:

  • задачи;
  • расшифровку терминов, используемых в тексте;
  • перечень сотрудников и других лиц, на которых распространяется Положение;
  • принципы разрешения конфликта интересов в организации;
  • порядок выявления конфликтных ситуаций и способы их урегулирования;
  • обязанности ответственных лиц при выявлении, раскрытии и разрешении конфликта интересов;
  • ответственность сотрудников организации за невыполнение Положения о конфликте интересов.

Детальные рекомендации по созданию Положения о конфликте интересов для государственных и бюджетных организаций содержатся в четвертом пункте четвертого раздела Методических рекомендаций Министерства труда РФ.

В соответствии с принятым Положением в организации создается комиссия по решению конфликта интересов. В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь и рядовые члены. На заседания комиссии приглашаются независимые эксперты из числа общественников, профсоюзных лидеров, членов научных и образовательных организаций.

В положении прописываются:

  • задачи комиссии урегулирования конфликта интересов;
  • причины проведения заседаний;
  • порядок создания комиссии;
  • правила информирования комиссии о фактах конфликта интересов;
  • порядок принятия комиссией решений.

Препятствование подаче неправдивой отчетности и использованию поддельной документации

Для превенции составления поддельной документации и отчетности проводятся внутренний мониторинг, анализ и аудит. Задачи внутреннего контроля и оценки отчетности организаций приведены в седьмом пункте четвертого раздела Методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты РФ.

Все сотрудники, ответственные за составление отчетности, ознакомляются под подпись с нормативно-правовой базой по предупреждению и противодействию коррупционным правонарушениям. Весь персонал получает свободный доступ к актам.

Для повышения эффективности работ по превенции и раскрытию коррупционных правонарушений мероприятия проводятся четко по регламенту. Обязанности по предупреждению и выявлению фактов коррупции устанавливаются единые для всех работников организации или специальные – для отдельных категорий должностных лиц.

К общим обязанностям сотрудников в антикоррупционной деятельности относят:

  1. Недопущение совершения правонарушений или участия в них (в том числе укрывательство) от имени или в интересах организаций.
  2. Отказ от поведения, которое может быть истолковано, как согласие на совершение коррупционных правонарушений или участие в них.
  3. Своевременное уведомление руководства или сотрудника, ответственного за проведение антикоррупционной политики, о фактах принуждения работников организации к участию в коррупционных схемах.
  4. Безотлагательное сообщение руководителю учреждения или сотруднику, проводящему антикоррупционную политику, о фактах совершения работниками, контрагентами или клиентами коррупционных деяний.
  5. Выявление и информирование руководства и других ответственных сотрудников о возникновении в организации конфликта интересов.

Специальные обязанности по профилактике и недопущению коррупции устанавливаются:

  • для руководителей бюджетных организаций;
  • сотрудников, в чьи должностные обязанности входит реализация антикоррупционной политики;
  • служащих, деятельность которых связана с повышенным коррупционным риском;
  • сотрудников, ответственных за проведение внутреннего мониторинга и аудита документации и отчетности.

В соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ в трудовой договор включаются должностные права и обязанности работника, предусмотренные трудовым и другим законодательством. Поэтому функциональные обязанности сотрудников, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, прописываются в должностных инструкциях и коллективных трудовых договорах организаций.

Если обязанность сотрудника по противодействию и профилактике коррупционных правонарушений прописана в трудовом договоре, при совершении нарушений или ненадлежащем исполнении обязанностей на него налагается дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК РФ.

Нормативно-правовая база

Законодательную базу для антикоррупционной политики в бюджетных организациях составляют:

  • Трудовой кодекс России;
  • ФЗ №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»;
  • ФЗ №7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»;
  • ФЗ №402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»;
  • Постановление Правительства РФ №29 от 21.01.2015 «Об утверждении правил оформления трудовых договоров с гражданами, занимающими должности в государственных и муниципальных организациях»;
  • Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ по принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013.

Национальный план противодействия коррупции

Национальный план предотвращения коррупционных правонарушений – программный документ, принимаемый на уровне государства с целью проведения мероприятий превенции и борьбы с коррупцией, укрепления безопасности России. Утверждается он ежегодно Указом Президента РФ.

Борьба с коррупцией на госслужбе

Служба в государственных организациях предполагает высокую ответственность. Поэтому сегодня юристы предлагают внести в УК РФ и УПК РФ поправки, которые расширят определение уголовных правонарушений и доказательную базу по таким видам преступлений, дополнив ее уликами, полученными при помощи технических средств фиксации информации (видео- и аудиозаписи). Без таких поправок доказать взятку сложно.

Судебная система будет выполнять антикоррупционные функции эффективнее, если увеличится поток исков от имени государства против служащих муниципальных или бюджетных организаций, пойманных при совершении коррупционных правонарушений. То же касается коммерческих организаций, которые могут подавать исковые обращения, в случае если несут убытки от коррупционных схем своих контрагентов.

Главная цель поправок – создать высокий риск материальных потерь для обоих контрагентов коррупционных сделок. При реализации антикоррупционной политики следует заручиться поддержкой пострадавших от коррупции граждан и организаций, а также общественников, чья деятельность направлена на предотвращение коррупционных правонарушений.

Специфика антикоррупционных программ отдельных ведомств

Особенности коррупционных схем напрямую зависят от специфики ведомства. Поэтому каждому учреждению требуется профессиональная помощь экспертов со стороны для подготовки программы по борьбе с коррупцией.

Министерства и федеральные исполнительные органы власти формируют и утверждают базовые антикоррупционные методики. Такие программы существуют в Министерстве образования и науки, Федеральной антимонопольной службе, Министерстве культуры, Министерстве охраны окружающей среды (природы), Россельхознадзоре и т.д.

Мероприятия, предусмотренные в ведомственных антикоррупционных программах, включают:

  • Практику систематического перевода служащих на другую должность внутри государственного органа или на аналогичную должность в другом ведомстве. В такой ситуации затраты на переобучение служащего ниже, чем убытки от коррупционных правонарушений.
  • Мониторинг служащих их руководителями с целью контролировать выполнение поставленных задач.
  • Контроль и повышение оперативности реакции чиновников на обращения граждан.
  • Увеличение доступности услуг, предоставляемых государственными организациями.
  • Создание специального режима функционирования центров приема граждан – внедрение технологий, обеспечивающих быстрое рассмотрение заявлений, информационные стенды с правами посетителей и обязанностями служащих.

Региональные методы превенции коррупции

Эксперты отмечают интересную тенденцию: формирование регионального антикоррупционного законодательства субъектами РФ опережает федеральную нормативную базу. Представители законодательной и исполнительной власти на местах формируют методы превенции коррупционных преступлений в рамках своих полномочий – создаются комиссии по борьбе с проявлениями коррупции.

Среди примеров местных (региональных) антикоррупционных нормативных актов и программ:

Антикоррупционный закон Республики Татарстан от 2006 года, регламентирующий цели, принципы, направления и методы реализации антикоррупционной программы и противодействия правонарушениям в этой сфере.

Отраслевая антикоррупционная программа, касающаяся превентивных мер в местных исполнительных органах, принята в 2006 году в Астраханской области и утверждена Постановлением Правительства края.

Аналогичная программа еще в 1999 году утверждена Постановлением Администрации Нижегородской области. Она регламентирует способы реализации антикоррупционных мер в управленческих структурах, на финансовом рынке, в сфере приватизации, распределения земли, формирования бюджета, обслуживания граждан и социальной политики.

Администрация Владимирской области раз в два года разрабатывает и утверждает Комплексные программы профилактики и борьбы с правонарушениями в сфере коррупции. Для этого создаются городские, районные и областные межведомственные комиссии, цель которых – предупреждение и противодействие преступлениям, коррупции, терроризму и обороту наркотических средств.

При администрации Главы Республики Коми создана Межведомственная Комиссия по вопросам усиления правопорядка и безопасности общества, одно из направлений ее деятельности – реализация антикоррупционных мероприятий.

В Томской области созданы специальная Комиссия по борьбе с коррупцией, подчиняющаяся Главе администрации области, и Контрольная палата. К функциям Комиссии относятся: мониторинг деятельности государственных служащих области, обнаружение условий и причин коррупционных правонарушений, аудит исполнения чиновниками своих полномочий, анализ эффективности управленческих структур, проверка нормативных актов Томской области для обнаружения положений, способствующих распространению коррупции.

В Ямало-Ненецкой автономии Постановлением местной Государственной Думы образована Комиссия аудита нормативно-правовых актов округа для выявления положений, провоцирующих совершение коррупционных правонарушений.

Аналогичная комиссия функционирует и в Брянской области России.

Еще в шести субъектах федерации созданы и проходят процедуру утверждения проекты антикоррупционных мероприятий. Это Бурятия, Курганская, Томская и Саратовская области, Карелия, Удмуртия. Такие региональные программы вводятся в действие постановлением руководителя области или края субъекта РФ.

Направления развития антикоррупционной политики в организациях

Для эффективной реализации антикоррупционной политики необходимо внедрение комплекса мероприятий на государственном и местном уровнях. На уровне Российской Федерации требуется усовершенствование антикоррупционного законодательства и обеспечение развития превентивных мер. Для этого нужно поэтапное расширение нормативной базы, регламентирующей антикоррупционные мероприятия. Необходимо принятие специального федерального закона о борьбе с коррупцией, предусматривающего направления государственной политики в этой сфере.

Следующий этап создания законодательной антикоррупционной базы – внесение положений по предупреждению коррупционных правонарушений в федеральные законы и нормативные акты о государственной службе и органах местного самоуправления. В целях усиления антикоррупционной борьбы со стороны правоохранительных органов и судов, надзирающих организаций, введения ограничений и запретов для чиновников специальные поправки необходимы для таких федеральных законов:

  • «О милиции»
  • «О прокуратуре»
  • «О статусе судей» и «О мировых судьях»
  • «О федеральной службе безопасности»
  • «О таможенной службе»
  • «О военнослужащих»
  • «О Центральном банке»

Но одних поправок в законодательство недостаточно. Превентивные антикоррупционные меры должны поэтапно включаться во все сферы законодательства Российской Федерации. В первую очередь – в законы и нормативные акты в области здравоохранения, бюджетной политики, образования, налогообложения, землеустройства. Также необходимо усовершенствование уголовного и административного законодательства, усиление ответственности должностных лиц и граждан за совершение коррупционных правонарушений с учетом международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

Для системного решения вопросов антикоррупционной политики государства одного специального закона недостаточно. Для эффективной превенции необходим целый комплекс нормативных актов, регламентирующий различные сферы, в том числе законы:

  • О лоббизме.
  • Об усилении ответственности за отмывание денег.
  • О принудительной конфискации имущества и денежных средств, обретенных в результате преступной деятельности.
  • О государственном мониторинге соответствия расходов задекларированным доходам.
  • Об обязательном декларировании заработка высшим аппаратом государственных служащих (депутатов и чиновников, работающих в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, а также судей).
  • Внесение поправок в законодательные акты относительно прохождения государственной службы – ограничение перехода служащих на работу в коммерческие компании, которые были подконтрольны во время несения государственной службы или связаны с исполнением должностных обязанностей. Аналогичное ограничение должно охватывать и депутатов всех уровней.
  • Внесение поправок в ГК РФ о признании недействительными договоров, лицензий и разрешений, если удалось установить, что они получены коррупционным путем.

Отдельное направление законодательной работы в антикоррупционной сфере – проверка действующих нормативных актов, включающая:

  • устранение противоречий и неточностей законодательства, способствующих коррупционным правонарушениям;
  • уменьшение количества отсылочных положений в действующих нормативных актах;
  • разграничение коррупционных правонарушений;
  • систематический пересмотр размера пошлин и штрафных санкций – высокие санкции настолько же нерезультативны, как и низкие, так как провоцируют дачу взятки.

Идеологические и образовательные антикоррупционные мероприятия включают:

  • обнародование успешных примеров превенции коррупции в других государствах;
  • разрушение при помощи СМИ мифа о нерушимости коррупции в России;
  • формирование системы «местных публикаций» для информирования о случаях коррупции среди низших чиновников;
  • постоянное информирование населения через СМИ о результатах реализации антикоррупционных программ.

Для эффективной антикоррупционной работы СМИ потребуется ликвидировать их зависимость от представителей исполнительной власти. В противном случае добиться гласности в борьбе с коррупцией не удастся.

Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции позволит побороть ее на высшем уровне власти. Для усовершенствования взаимодействия в этой сфере потребуются:

  1. Ратификация международных соглашений о выдаче лиц, обвиняемых в совершении коррупционных правонарушений.
  2. Внедрение международных правил ведения бухучета.
  3. Введение санкций в отношении компаний государств, в законодательстве которых не предусмотрена ответственность за взятки.
  4. Международный обмен информацией (о компаниях, в деятельности которых используются коррупционные схемы).
  5. Создание единых правил сбора доказательственной базы по коррупционным правонарушениям.
  6. Совместное обучение специалистов в сфере противодействия коррупции.
  7. Международная помощь в формировании антикоррупционных методик.

Главная задача международного сотрудничества в сфере противодействия и превенции коррупции – предупреждение перемещения капиталов от занятия преступной деятельностью в другие государства.

Внедрение мер по предупреждению коррупции всегда встречает сопротивление со стороны должностных лиц государственных органов власти. На первых этапах может наблюдаться увеличение количества коррупционных правонарушений. Но целенаправленные усилия государства и общества позволят побороть это явление.

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.