Правонарушения, связанные с коррупцией, становятся все более распространенными. Сегодня коррупцию в России и других европейских странах уже традиционный вид преступлений. Более того, наша страна – одна из самых коррумпированных в мире. А распространение коррупции – основная причина падения экономики отдельной организации и системы государственного управления, провала реформ и снижения сознательности граждан.
Коррупция – сложное явление, затрагивающее все общество, поэтому ограничиваться одним определением понятия некорректно. Но чаще всего коррупцию объясняют, как использование служебным лицом собственных полномочий и прав для получения незаконной материальной выгоды. За что закон предусматривает административную или уголовную ответственность.
В зависимости от сферы деятельности выделяют следующие виды коррупции:
Государственные служащие злоупотребляют властными полномочиями, используя право распоряжаться государственными ресурсами и возможностью принимать решения на уровне государства. Не всегда такие решения принимаются в интересах страны и граждан: часто чиновники действуют с целью личного обогащения.
В зависимости от должности служащего в государственной организации выделяют высшие и низовые виды коррупции. В первом случае за коррупцию ответственны чиновники «высшего эшелона»: они принимают «дорогие» решения – законы, государственные заказы, смену формы собственности. А во втором – госслужащие среднего и низшего уровня, которые ежедневно взаимодействуют с гражданами: оформляют штрафы или регистрации.
В рамках одной государственной организации в «вертикальной» коррупции могут быть замешаны непосредственный взяточник и его начальник. Обычно последний покрывает преступника за личное вознаграждение. Такая схема связывает коррупционеров «высшего» и «нижнего» эшелона. Этот вид коррупции самый опасный, поскольку означает переход единичных актов коррупции в организованную форму.
Служащие коммерческой или общественной организации также обладают властным ресурсом. Злоупотребление должностными полномочиями дает возможность получить личную выгоду, нарушая интересы своей организации.
Наглядный пример коррупции в российских организациях – кредитные договоры на реализацию проектов, оформляемые за взятку в небольших коммерческих банках. Единственная цель таких сделок – получить деньги.
Разновидность парламентской коррупции – подкуп голосов избирателей в период избирательной кампании. В такой ситуации избиратель является носителем «властных полномочий», регламентированных Конституцией РФ. И он делегирует свои права избранникам через голосование. По закону избиратель принимает решение о передаче своих властных полномочий достойному кандидату, который будет честно представлять именно его интересы.
При подкупе избирателя между ним и кандидатом оформляется несанкционированное соглашение. В соответствии с коррупционной сделкой избиратель, вопреки конституционной норме, получает денежное вознаграждение, а кандидат – в обход законодательства – приобретает властные полномочия. Это наиболее частое проявление политической (парламентской) коррупции.
Некоторые социологи считают проявления коррупции неотъемлемой частью развития государств с нестабильной экономикой. Они утверждают, что этот вид мошенничества не только не вредит, но и стимулирует развитие рынка. По их мнению, коррупционные схемы компенсируют пробелы в законодательстве и государственном управлении, обусловленные:
Провоцируют коррупцию и высокие ставки налогообложения, избавиться от которых коммерческим организациям позволяют взятки. Особенно популярны коррупционные схемы в новых организациях на этапе становления.
Но даже благосклонные к коррупции исследователи признают ее кратковременный эффект. Долгосрочным перспективам развития экономики, общества и государства коррупция наносит ущерб, поскольку коммерческие организации остаются беззащитными перед беспределом недобросовестных государственных служащих. И самые действенные способы защиты – уменьшить ставки налогообложения, увеличить денежное содержание госслужащих, устранить прямой контакт чиновников и организаций-налогоплательщиков и ограничить произвольно принимаемые решения и т.д.
Размах мероприятий по противодействию коррупции сегодня впечатляет. Особенно по сравнению с антикоррупционной борьбой десятилетней давности, когда такое влияние на частные организации было невозможным.
Еще десять лет назад в Мировом банке само слово «коррупция» было под запретом. А теперь эта организация – лидер всемирной антикоррупционной борьбы.
Еще один учредитель движения противодействия коррупции – всемирная Организация Экономического Сотрудничества и Развития. Именно она стала инициатором принятия в 1999 году Конвенции о борьбе со взятками должностным лицам отдельных стран во время заключения международных бизнес-соглашений.
Указанная Конвенция дает четкое определение коррупции и взяточничеству, регламентирует правила реализации антикоррупционных законодательных норм, устанавливает механизмы международной правовой помощи.
Третья организация, разрабатывающая международные нормы противодействия коррупции, – Transparency International. Это некоммерческая неправительственная организация, объединившая 80 государств. Ее отделения открыты по всему миру.
Для обеспечения бесперебойной работы организаций – учреждений разных форм собственности – необходима разработка и практическая реализация правил и мероприятий противодействия коррупции:
Указом Президента РФ об утверждении национальной стратегии и национального плана в России предусматривается разработка и внедрение планов и программ противодействия коррупции в государственных органах (министерства, местные администрации), а также в региональных муниципальных организациях. Такие планы создаются и утверждаются во всех бюджетных организациях: учреждениях образования (детские сады, общеобразовательные школы, профтехучилища, техникумы, вузы); правоохранительных органах (полиция, прокуратура); судах. Для этого проводятся заседания специальных антикоррупционных комитетов, заполняются отчеты о проведении работ по противодействию коррупции.
План мероприятий по противодействию коррупции утверждается руководителем организации путем составления приказа. Оригинал Плана подшивается вместе с приказом директора организации. Внести изменения после его утверждения можно, издав новый приказ «О внесении изменений». Оформляется План противодействия коррупции на 1–3 года.
После утверждения наименования документа и основных граф оформляется таблица, содержащая пять колонок:
В качестве мер противодействия коррупции вписывают следующее:
В конце документа обозначается должность и ФИО сотрудника, ответственного за противодействие коррупции.
Ориентировочный список мер противодействия коррупции в федеральных или бюджетных организациях закреплен в Методических рекомендациях Министерства труда РФ. В соответствии с указанными рекомендациями все мероприятия по противодействию коррупции можно подразделить на блоки в зависимости от их целей.
Нормативно-правовое оформление стандартов и принципов антикоррупционного поведения сотрудников организации:
Создание и внедрение антикоррупционных механизмов:
Повышение квалификации и информированности персонала организации:
Формирование программы собственного (внутри предприятия) мониторинга и аудита в соответствии с нормами антикоррупционной политики бюджетной организации:
Привлечение независимых аудиторов:
Анализ результативности мер противодействия коррупции и составление отчетов о проделанной работе:
При принятии и согласовании политики по профилактике правонарушений дополнительно утверждается План мероприятий по противодействию коррупции. Для всех программ, предусмотренных Планом, определяются сроки исполнения и ответственный персонал.
Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ расшифровывают основные определения и термины в соответствии с изменениями законодательства о противодействии коррупции. Ведомство также определяет ответственность за совершение коррупционных правонарушений, принципы антикоррупционной политики в государственных и бюджетных организациях, правовое обеспечение ее реализации, механизмы внедрения мероприятий по противодействию взяточничеству.
Сотрудник, ответственный за профилактику и противодействие коррупции, назначается приказом руководителя организации или структурного отдела или его заместителем. Функциональные обязанности ответственного за антикоррупционные мероприятия сотрудника четко прописываются. Они фиксируются в антикоррупционной политике организации и должностной инструкции сотрудника.
Ориентировочный список функциональных обязанностей ответственного сотрудника приведен во втором пункте четвертого раздела Методических рекомендаций Министерства труда РФ.
Сотрудничество государственных организаций с представителями полиции, прокуратуры и суда по противодействию коррупции регламентируется девятым пунктом четвертого раздела Методических рекомендаций Минтруда.
Для реализации принципов и стандартов, направленных на противодействие коррупции, формируются и утверждаются:
Кодекс этики служебного поведения утверждается в каждой государственной организации. Прототипом служит Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления, социальной защиты населения и заведений социального обслуживания, введенный в действие Приказом Министерства труда и социальной защиты №792 от 31.12.2013.
При приеме на работу новых сотрудников знакомят с Кодексом этики под подпись. Также все работники должны иметь свободный доступ к документу, для чего он помещается на информационном стенде организации.
Своевременное обнаружение конфликта интересов в работе сотрудников организации – одна из ключевых задач по предупреждению коррупционных преступлений. Методические рекомендации Министерства труда РФ (Приложение №3) выделяют несколько форм возникновения конфликта интересов. Поэтому в организации разрабатывается памятка типичных ситуаций, повышающих риск появления такого конфликта, исходя из особенностей предоставляемых организацией услуг, а также прописывается порядок его урегулирования.
Положение о конфликте интересов – локальный документ, регламентирующий порядок выявления и разрешения этого конфликта, возникающего у сотрудников организации во время выполнения должностных обязанностей. Такой документ включает:
Детальные рекомендации по созданию Положения о конфликте интересов для государственных и бюджетных организаций содержатся в четвертом пункте четвертого раздела Методических рекомендаций Министерства труда РФ.
В соответствии с принятым Положением в организации создается комиссия по решению конфликта интересов. В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь и рядовые члены. На заседания комиссии приглашаются независимые эксперты из числа общественников, профсоюзных лидеров, членов научных и образовательных организаций.
В положении прописываются:
Для превенции составления поддельной документации и отчетности проводятся внутренний мониторинг, анализ и аудит. Задачи внутреннего контроля и оценки отчетности организаций приведены в седьмом пункте четвертого раздела Методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты РФ.
Все сотрудники, ответственные за составление отчетности, ознакомляются под подпись с нормативно-правовой базой по предупреждению и противодействию коррупционным правонарушениям. Весь персонал получает свободный доступ к актам.
Для повышения эффективности работ по превенции и раскрытию коррупционных правонарушений мероприятия проводятся четко по регламенту. Обязанности по предупреждению и выявлению фактов коррупции устанавливаются единые для всех работников организации или специальные – для отдельных категорий должностных лиц.
К общим обязанностям сотрудников в антикоррупционной деятельности относят:
Специальные обязанности по профилактике и недопущению коррупции устанавливаются:
В соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ в трудовой договор включаются должностные права и обязанности работника, предусмотренные трудовым и другим законодательством. Поэтому функциональные обязанности сотрудников, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, прописываются в должностных инструкциях и коллективных трудовых договорах организаций.
Если обязанность сотрудника по противодействию и профилактике коррупционных правонарушений прописана в трудовом договоре, при совершении нарушений или ненадлежащем исполнении обязанностей на него налагается дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК РФ.
Законодательную базу для антикоррупционной политики в бюджетных организациях составляют:
Национальный план предотвращения коррупционных правонарушений – программный документ, принимаемый на уровне государства с целью проведения мероприятий превенции и борьбы с коррупцией, укрепления безопасности России. Утверждается он ежегодно Указом Президента РФ.
Служба в государственных организациях предполагает высокую ответственность. Поэтому сегодня юристы предлагают внести в УК РФ и УПК РФ поправки, которые расширят определение уголовных правонарушений и доказательную базу по таким видам преступлений, дополнив ее уликами, полученными при помощи технических средств фиксации информации (видео- и аудиозаписи). Без таких поправок доказать взятку сложно.
Судебная система будет выполнять антикоррупционные функции эффективнее, если увеличится поток исков от имени государства против служащих муниципальных или бюджетных организаций, пойманных при совершении коррупционных правонарушений. То же касается коммерческих организаций, которые могут подавать исковые обращения, в случае если несут убытки от коррупционных схем своих контрагентов.
Главная цель поправок – создать высокий риск материальных потерь для обоих контрагентов коррупционных сделок. При реализации антикоррупционной политики следует заручиться поддержкой пострадавших от коррупции граждан и организаций, а также общественников, чья деятельность направлена на предотвращение коррупционных правонарушений.
Особенности коррупционных схем напрямую зависят от специфики ведомства. Поэтому каждому учреждению требуется профессиональная помощь экспертов со стороны для подготовки программы по борьбе с коррупцией.
Министерства и федеральные исполнительные органы власти формируют и утверждают базовые антикоррупционные методики. Такие программы существуют в Министерстве образования и науки, Федеральной антимонопольной службе, Министерстве культуры, Министерстве охраны окружающей среды (природы), Россельхознадзоре и т.д.
Мероприятия, предусмотренные в ведомственных антикоррупционных программах, включают:
Эксперты отмечают интересную тенденцию: формирование регионального антикоррупционного законодательства субъектами РФ опережает федеральную нормативную базу. Представители законодательной и исполнительной власти на местах формируют методы превенции коррупционных преступлений в рамках своих полномочий – создаются комиссии по борьбе с проявлениями коррупции.
Среди примеров местных (региональных) антикоррупционных нормативных актов и программ:
Антикоррупционный закон Республики Татарстан от 2006 года, регламентирующий цели, принципы, направления и методы реализации антикоррупционной программы и противодействия правонарушениям в этой сфере.
Отраслевая антикоррупционная программа, касающаяся превентивных мер в местных исполнительных органах, принята в 2006 году в Астраханской области и утверждена Постановлением Правительства края.
Аналогичная программа еще в 1999 году утверждена Постановлением Администрации Нижегородской области. Она регламентирует способы реализации антикоррупционных мер в управленческих структурах, на финансовом рынке, в сфере приватизации, распределения земли, формирования бюджета, обслуживания граждан и социальной политики.
Администрация Владимирской области раз в два года разрабатывает и утверждает Комплексные программы профилактики и борьбы с правонарушениями в сфере коррупции. Для этого создаются городские, районные и областные межведомственные комиссии, цель которых – предупреждение и противодействие преступлениям, коррупции, терроризму и обороту наркотических средств.
При администрации Главы Республики Коми создана Межведомственная Комиссия по вопросам усиления правопорядка и безопасности общества, одно из направлений ее деятельности – реализация антикоррупционных мероприятий.
В Томской области созданы специальная Комиссия по борьбе с коррупцией, подчиняющаяся Главе администрации области, и Контрольная палата. К функциям Комиссии относятся: мониторинг деятельности государственных служащих области, обнаружение условий и причин коррупционных правонарушений, аудит исполнения чиновниками своих полномочий, анализ эффективности управленческих структур, проверка нормативных актов Томской области для обнаружения положений, способствующих распространению коррупции.
В Ямало-Ненецкой автономии Постановлением местной Государственной Думы образована Комиссия аудита нормативно-правовых актов округа для выявления положений, провоцирующих совершение коррупционных правонарушений.
Аналогичная комиссия функционирует и в Брянской области России.
Еще в шести субъектах федерации созданы и проходят процедуру утверждения проекты антикоррупционных мероприятий. Это Бурятия, Курганская, Томская и Саратовская области, Карелия, Удмуртия. Такие региональные программы вводятся в действие постановлением руководителя области или края субъекта РФ.
Для эффективной реализации антикоррупционной политики необходимо внедрение комплекса мероприятий на государственном и местном уровнях. На уровне Российской Федерации требуется усовершенствование антикоррупционного законодательства и обеспечение развития превентивных мер. Для этого нужно поэтапное расширение нормативной базы, регламентирующей антикоррупционные мероприятия. Необходимо принятие специального федерального закона о борьбе с коррупцией, предусматривающего направления государственной политики в этой сфере.
Следующий этап создания законодательной антикоррупционной базы – внесение положений по предупреждению коррупционных правонарушений в федеральные законы и нормативные акты о государственной службе и органах местного самоуправления. В целях усиления антикоррупционной борьбы со стороны правоохранительных органов и судов, надзирающих организаций, введения ограничений и запретов для чиновников специальные поправки необходимы для таких федеральных законов:
Но одних поправок в законодательство недостаточно. Превентивные антикоррупционные меры должны поэтапно включаться во все сферы законодательства Российской Федерации. В первую очередь – в законы и нормативные акты в области здравоохранения, бюджетной политики, образования, налогообложения, землеустройства. Также необходимо усовершенствование уголовного и административного законодательства, усиление ответственности должностных лиц и граждан за совершение коррупционных правонарушений с учетом международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
Для системного решения вопросов антикоррупционной политики государства одного специального закона недостаточно. Для эффективной превенции необходим целый комплекс нормативных актов, регламентирующий различные сферы, в том числе законы:
Отдельное направление законодательной работы в антикоррупционной сфере – проверка действующих нормативных актов, включающая:
Идеологические и образовательные антикоррупционные мероприятия включают:
Для эффективной антикоррупционной работы СМИ потребуется ликвидировать их зависимость от представителей исполнительной власти. В противном случае добиться гласности в борьбе с коррупцией не удастся.
Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции позволит побороть ее на высшем уровне власти. Для усовершенствования взаимодействия в этой сфере потребуются:
Главная задача международного сотрудничества в сфере противодействия и превенции коррупции – предупреждение перемещения капиталов от занятия преступной деятельностью в другие государства.
Внедрение мер по предупреждению коррупции всегда встречает сопротивление со стороны должностных лиц государственных органов власти. На первых этапах может наблюдаться увеличение количества коррупционных правонарушений. Но целенаправленные усилия государства и общества позволят побороть это явление.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных