Для управления правами доступа в организации устанавливается специализированная система. С ее помощью можно решить следующие вопросы:
В любой СУД администраторы выполняют работу по разграничению прав (разрешений). Пользователи осуществляют работу с информационными ресурсами. Такие ресурсы принято делить на два основных типа:
1. Файловые информационные ресурсы (ФИР). Представляют собой файлы и папки, хранящиеся в корневом каталоге.
2. Файловые составные. Включают один и более ФИР, а также вложенный ресурс.
В СУД принято также выделять понятие точки входа – каталога файловой системы, к которому пользователи могут получить сетевой доступ.
Под группой доступа будем понимать такие группы пользователей, которые имеют полномочия работать с файловыми информационными ресурсами.
При работе с системой управления доступами администраторы должны соблюдать следующие условия:
Для сервера с ФИР, являющегося членом домена, создаются доменные группы. Если сервер не является членом домена, необходимо создавать группы на локальном уровне.
Для выполнения блокировки пользователя, его учетную запись удаляют из группы. При увольнении учетную запись сотрудника полностью блокируют. Если необходимо добавить новые полномочия, например, возможность чтения и записи без удаления, нужно выполнить следующие действия:
Для изменения или сброса текущего пароля пользователю надлежит написать обращение администратору с указанием личных данных и причиной необходимости сброса (изменения) пароля. Причиной может послужить утрата или компрометация. При одобрении обращения администратор выполняет сброс пароля и отправляет новый на электронную почту.
СУД должна обеспечивать высокий уровень надежности пароля:
Если необходимо изменить учетные данные, пользователь должен сформировать заявку с указанием причин и согласовать ее с назначенным администратором. В случае отклонения заявки администратор пишет мотивационный отказ.
Администраторы могут вносить изменения в учетные записи без согласования.
Практически каждая современная система по управлению доступами отличается простотой. Зачастую работа администратора сводится к редактированию и использованию фильтров. Большинство таких систем позволяют находить пользователя с помощью поисковой строки.
Многие СУД предусматривают возможность добавления описаний для каждого пользователя, например, должности. Для удобства в панель работы интегрируется кнопка активации полного доступа, при нажатии на которую пользователь получает доступ ко всем полномочиям и функциям. Чтобы ограничить доступ в чек-боксах устанавливают флажки (галочки) напротив разрешенных пунктов. Пункты могут быть представлены как в виде отдельных функций, так и в виде разделов.
С помощью поисковой строки в СУД можно находить пользователя не только по имени, но и по заданному описанию. Часто в рассматриваемых системах также есть возможность определения пользователей к конкретной категории прав. Например, администраторы, пользователи или операторы. Введя в поисковой строке слово «операторов», мгновенно получаем список всех операторов в системе.
В целях автоматизации в СУД используют возможность копирования уже настроенных прав. Администратор может просто отметить отдельного пользователя и скопировать его права, чтобы применить для остальных членов группы. Права могут быть скопированы вместе с ограничениями. Копировать настройки можно непосредственно во время добавления нового пользователя, что также упрощает работу.
При настройке функционала системы важно учитывать наличие дополнительных возможностей, которые могут позволять управлять настройками других пользователей. При копировании прав дополнительные возможности тоже будут скопированы.
Рассмотрим работу в распространенной системе управления доступами пользователей. UMI.CMS предлагает гибкий функционал, позволяющий настраивать права не только для групп, но и отдельных пользователей. В ней предусмотрено два основных типа пользователей:
1. Супервайзер. Представляет собой пользователя, зарегистрированного в момент установки системы, имеет полный список разрешений.
2. Гость. Данный тип пользователя характеризуется минимальным списком полномочий.
В рассматриваемой системе при назначении нового пользователя ему автоматически достаются права гостя, а супервайзер может назначать дополнительные полномочия.
Особенностью UMI.CMS является возможность закрепления за пользователем прав нескольких групп и назначение индивидуальных возможностей. Управление полномочиями осуществляется с помощью соответствующего блока, представленного в виде таблицы с названиями модулей и перечнем полномочий. В блоке можно открыть доступ как ко всему модулю, так и к отдельным функциям. Можно настроить возможности пользователя таким образом, чтобы сотрудник мог просматривать записи в конкретном разделе сайта (например, новости), но не имел доступа к управлению данным разделом в административной панели.
Супервайзер может оперативно предоставить отдельному пользователю полноценные права для работы с конкретным модулем. Для этого в выбранном модуле достаточно поставить флажки напротив пунктов «Просмотр» и «Управление». Для того чтобы позволить управлять всем функционалом, необходимо также разрешить администрирование в колонке «Прочие права». В UMI.CMS пользователи могут получить возможность работать с отдельным модулем без возможности внесения настроек. Например, в модуле обмена данными обмениваться файлами с помощью протокола HTTP, но без доступа к заданию или снятию ограничений на экспорт и импорт данных.
Рассмотрим типовой функционал СУД:
Таким образом, модули СУД охватывают каждый аспект работы. С их помощью можно управлять даже настройками интернет-магазина и выдавать доступ на работу с заказами через мобильное приложение. Максимально гибкий функционал позволяет полностью контролировать активность участников.
24.12.2019
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных