Не так давно в российском законодательстве появился термин «конфликт интересов». Последние изменения, уточнившие это понятие, внесены в ст. 10 закона «О противодействии коррупции» в 2015 году. Нормативный акт под конфликтом интересов понимает заинтересованность госчиновника или судьи в исходе порученного ему задания или рассматриваемого дела, которая влияет на его объективность.
Впервые идея исключить конфликт интересов чиновников возникла в Концепции реформирования государственной службы, принятой в начале 2000-х годов, откуда она была перенесена в антикоррупционный закон. Исходя из норм статьи 10 Федерального закона № 273, под личной заинтересованностью понимается корыстный интерес, при котором от исхода судебного дела или в результате выполнения должностных обязанностей чиновник или судья, его родственники, лица, состоящие с ним корпоративных отношениях, например, соучредители юридического лица, получают какие-либо выгоды имущественного или неимущественного характера.
Конфликт интересов следует отличать от коррупции. При коррупции с инициативой предоставления вознаграждения за действие или бездействие выступают третьи лица, которые побуждают чиновника за вознаграждение совершить какие-либо шаги в их интересах. В ситуации конфликта интересов чиновник сам извлекает выгоду из своей служебной деятельности либо эту имущественную выгоду получают его родственники или деловые партнеры.
Структура нормы Федерального закона выглядит следующим образом:
Минтруд РФ выделил некоторые области интересов чиновников, которые в максимальной степени отвечают за их отказ от честного отношения к служебным обязанностям:
Как именно выглядит механизм исключения конфликта интересов в целях противодействия коррупции, раскрывается в подзаконных нормативных актах.
Законодатель, вводя норму о конфликте интересов в Федеральный закон, рассматривает эту ситуацию как один из ключевых факторов коррупции. В национальную нормативно-правовую базу понятие попало в результате ратификации Конвенции ООН о противодействии коррупции. В статье 7 Конвенции прописана обязанность государств-участников повышать прозрачность госслужбы и бороться с конфликтом интересов. Статья предполагает, что лица, исполняющие обязанности на госслужбе, обязаны направлять проверяющим их комиссиям декларации о:
Все ситуации, в результате которых может возникнуть столкновение служебных обязанностей и личных интересов, должны быть раскрыты. Эта норма была внедрена в российское законодательство. После заявления о возникновении коллизии руководство чиновника принимает решение о его постоянном или временном отстранении от выполнения спорной задачи.
Эта позиция государства призвана сократить количество ситуаций, когда крупные корпоративные структуры стремятся назначить своих сотрудников на ответственные государственные должности с целью лоббирования их интересов. Специальные комиссии призваны отслеживать такие ситуации. Например, бывший сотрудник Альфа-банка, ныне работающий в структурах банковского надзора ЦБ РФ, не получит задачу, для выполнения которой ему придется взаимодействовать с бывшими коллегами. После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции», особенно в части 10 статьи, эффективность механизма лоббирования заметно снизилась.
Правительство стремится пресечь потенциальные коррупционные проявления, принимая подзаконные акты, исключающие осуществление служебной деятельности чиновников в личных интересах. Ключевым фактором борьбы со столкновением интересов становится введение обязанности для госслужащих сообщать руководству о любых ситуациях с их участием, в которых могут быть выявлены признаки конфликта.
К другим способам урегулирования этой проблемы относятся:
Действие статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» окажется тем более эффективным, чем выше самосознание служащего. На практике нанимателям сложно выявить большинство случаев конфликта интересов и предотвратить их последствия без активного содействия сотрудников.
17.04.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных