Статья 10 ФЗ 273 о противодействии коррупции | Статья 10 Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе - SearchInform

Статья 10 ФЗ 273 о противодействии коррупции

Примеры готовых политик
безопасности

Не так давно в российском законодательстве появился термин «конфликт интересов». Последние изменения, уточнившие это понятие, внесены в ст. 10 закона «О противодействии коррупции» в 2015 году. Нормативный акт под конфликтом интересов понимает заинтересованность госчиновника или судьи в исходе порученного ему задания или рассматриваемого дела, которая влияет на его объективность.

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Впервые идея исключить конфликт интересов чиновников возникла в Концепции реформирования государственной службы, принятой в начале 2000-х годов, откуда она была перенесена в антикоррупционный закон. Исходя из норм статьи 10 Федерального закона № 273, под личной заинтересованностью понимается корыстный интерес, при котором от исхода судебного дела или в результате выполнения должностных обязанностей чиновник или судья, его родственники, лица, состоящие с ним корпоративных отношениях, например, соучредители юридического лица, получают какие-либо выгоды имущественного или неимущественного характера. 

Конфликт интересов следует отличать от коррупции. При коррупции с инициативой предоставления вознаграждения за действие или бездействие выступают третьи лица, которые побуждают чиновника за вознаграждение совершить какие-либо шаги в их интересах. В ситуации конфликта интересов чиновник сам извлекает выгоду из своей служебной деятельности либо эту имущественную выгоду получают его родственники или деловые партнеры.

Структура нормы Федерального закона выглядит следующим образом:

  • понятие конфликта интересов;
  • перечисление обязанностей государственных гражданских служащих, направленных на противодействие коррупции и избегание конфликта интересов. Такие обязанности возлагаются на федеральных и муниципальных чиновников, на судей, сотрудников Центробанка, топ-менеджеров государственных корпораций.

Минтруд РФ выделил некоторые области интересов чиновников, которые в максимальной степени отвечают за их отказ от честного отношения к служебным обязанностям:

  • выполнение управленческих функций в отношении родственников или аффилированного бизнеса;
  • владение ценными бумагами, особенно в ситуации знания инсайдерской информации, способной подсказать изменение их котировок на рынке;
  • получение в дар вещей или услуг;
  • личные долги или иные обязательства, судебные дела;
  • общение с бывшим работодателем или трудоустройство после ухода с госслужбы;
  • очевидное нарушение целей службы в своих интересах, например, упрощенное получение научных званий или наград от иностранных государств.

Как именно выглядит механизм исключения конфликта интересов в целях противодействия коррупции, раскрывается в подзаконных нормативных актах.

Конфликт интересов как фактор коррупции

Законодатель, вводя норму о конфликте интересов в Федеральный закон, рассматривает эту ситуацию как один из ключевых факторов коррупции. В национальную нормативно-правовую базу понятие попало в результате ратификации Конвенции ООН о противодействии коррупции. В статье 7 Конвенции прописана обязанность государств-участников повышать прозрачность госслужбы и бороться с конфликтом интересов. Статья предполагает, что лица, исполняющие обязанности на госслужбе, обязаны направлять проверяющим их комиссиям декларации о:

  • внеслужебной деятельности;
  • инвестициях;
  • активах;
  • подарках.

Все ситуации, в результате которых может возникнуть столкновение служебных обязанностей и личных интересов, должны быть раскрыты. Эта норма была внедрена в российское законодательство. После заявления о возникновении коллизии руководство чиновника принимает решение о его постоянном или временном отстранении от выполнения спорной задачи.

Эта позиция государства призвана сократить количество ситуаций, когда крупные корпоративные структуры стремятся назначить своих сотрудников на ответственные государственные должности с целью лоббирования их интересов. Специальные комиссии призваны отслеживать такие ситуации. Например, бывший сотрудник Альфа-банка, ныне работающий в структурах банковского надзора ЦБ РФ, не получит задачу, для выполнения которой ему придется взаимодействовать с бывшими коллегами. После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции», особенно в части 10 статьи, эффективность механизма лоббирования заметно снизилась.

Противодействие конфликту интересов

Правительство стремится пресечь потенциальные коррупционные проявления, принимая подзаконные акты, исключающие осуществление служебной деятельности чиновников в личных интересах. Ключевым фактором борьбы со столкновением интересов становится введение обязанности для госслужащих сообщать руководству о любых ситуациях с их участием, в которых могут быть выявлены признаки конфликта. 

К другим способам урегулирования этой проблемы относятся:

  • обязанность нанимателя самостоятельно выявлять ситуации коллизии целей и принимать меры;
  • возможность изменять должностное положение служащего вплоть до полного его отстранения от выполнения служебных обязанностей;
  • передача акций, паев, имущества, принадлежащего чиновнику, в доверительное управление.

Действие статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» окажется тем более эффективным, чем выше самосознание служащего. На практике нанимателям сложно выявить большинство случаев конфликта интересов и предотвратить их последствия без активного содействия сотрудников.

17.04.2020

Закажите бесплатный 30-дневный триал
Полнофункциональное ПО без ограничений по
пользователям и функциональности
Подпишитесь на нашу рассылку и получите свод правил информационной безопасности для сотрудников в шуточных стишках-пирожках.