Национальная стратегия противодействия коррупции была утверждена указом президента № 460 в 2010 году. Она предполагала реализацию комплекса мер, рассчитанных до 2012 года, но заложенные в ней концепции реализуются до сих пор, превратившись из юридических норм документа в основу государственной политики. Она была направлена на снижение проявлений коррупции в государственных органах и на развитие общественного сознания в сторону неприятия любых проявлений подкупа и взяточничества.
Национальная стратегия стала программным документом, на долгие годы давшим импульс борьбе с коррупцией в России. Анализ состояния ситуации с коррупционными преступлениями в стране, проведенный в конце первого десятилетия XXI века, показал, что только принятые на государственном уровне документы стратегического характера проблемы не решат, нужны тактические меры, способствующие претворению концепции в жизнь. На ее базе был принят национальный план по борьбе с коррупцией, который начал активно реализовываться.
Таким образом, одновременно действовали два документа:
Стратегия поставила перед федеральными и региональными органами власти глобальную цель уничтожить коренные причины возникновения коррупции в обществе, фактически перестроить менталитет общества, привыкшего за многие десятилетия считать коррупцию в государственном управлении, в правоохранительных органах, в сфере услуг обыденным явлением. Борьба с этим злом должна строиться не только на уровне государственной власти, но и на уровне институтов гражданского общества. Собственные планы противодействия коррупции, направленные на реализацию стратегии, начали последовательно принимать государственные органы, предприятия, муниципальные образовательные и медицинские учреждения.
В каждом из планов особое место отводилось идеологической борьбе с мздоимством, разъяснению правовых основ и причин его преследования, неприемлемости для цивилизованного общества.
Механизм реализации государственного плана и национальной стратегии выражался в следующих действиях:
Желание законодателя побудить общество к самоочищению обозначило необходимость обратной связи. В ответ на призыв властей начали создаваться многочисленные общественные институты, контролирующие антикоррупционные проявления при организации тендеров на проведение государственных закупок, строительстве и ремонте дорог и в других сферах общественно-экономической жизни. Но при этом не было создано практических механизмов контроля общественности за деятельностью государственных органов по борьбе с коррупцией. Ни Национальный антикоррупционный комитет, ни другие общественные организации реальными полномочиями по контролю за деятельностью чиновников не обладают.
Стратегия при этом предложила следующую систему по созданию в обществе идеологии неприятия коррупции:
На первом этапе внедрения Стратегии противодействия коррупции была поставлена задача активировать работу закона «О борьбе с коррупцией» и сделать работоспособным механизм его применения. Задача была с успехом решена.
После реализации первых шагов, вытекающих из документа, стали ясны направления дальнейшей работы по уменьшению коррупционных проявлений в обществе, и фокус внимания сместился с общественно-политических факторов на нормативно-правовое регулирование и кадровое обеспечение уголовного преследования мздоимцев.
В 2012-2013 годах начался новый этап реализации Национальной стратегии противодействия коррупции. Он был связан с необходимостью вступить в ВТО и присоединиться к ОЭСР. Обе организации предъявляют к странам-участникам повышенные требования, связанные с борьбой с коррупцией. России потребовалось внести в национальное законодательство нормы Конвенции ООН по борьбе с коррупцией и Конвенции ОЭСР о противодействии коррупции, имеющей международный характер. Первая задача была решена, штрафы за взятки и коммерческий подкуп сильно увеличились, в самых серьезных случаях они начали достигать сумм, стократно превышающих размер взятки. С Конвенцией Совета по развитию и сотрудничеству в Европе возникли сложности, она требовала внести в законодательство уголовную ответственность для юридических лиц. Это потребовало бы перестройки всей национальной правовой системы, поэтому задача решена не была и членом международной организации России стать не смогла.
Тем не менее произошло совершенствование правоохранительного аппарата: у прокуратуры была изъята следственная функция и передана вновь созданному Следственному комитету. Это позволило разделить функции следствия и надзора за следствием, снизив риски коррупции в правоохранительных органах.
Десять лет системной борьбы и реализации положений Национальной стратегии противодействия коррупции серьезно изменили общественно-политический ландшафт. Коррупция стала существенно менее явной, уйдя в тень. Неприкасаемых фигур не осталось. Под следствие за мздоимство попадают губернаторы, генералы, федеральные министры.
Это породило видоизменение основных коррупционных проявлений таким образом, что выявление их силами правоохранительных органов стало затруднительным:
Эти факторы не могут не свидетельствовать о том, что теневая структура содействия коррупции продолжает существовать в системе государственного аппарата, и решение задачи ее искоренения возможно благодаря переустройству механизма функционирования государственной службы, переносу ее деятельности в информационное пространство. Необходимо сделать прозрачным процесс принятия законопроектов и вынесения решений, предоставляющих привилегии отдельным экономическим субъектам, активизировать механизм общественного обсуждения любых инициатив, имеющих отношение к благосостоянию граждан. Так, ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией), представляющая Евросовет, ежегодно дает рекомендации, направленные на повышение активности противодействия коррупции в России.
Среди основных:
Контроль за лоббированием законов и поправок к ним, введение механизма отзыва депутатов за участие в незаконном лоббировании, усиление антикоррупционной экспертизы законопроектов должны существенно снизить опасность латентного проявления коррупции. Параллельно с этим должен развиваться правовой механизм контроля общества за принятием решений, должна быть введена ответственность государственных и муниципальных чиновников за решения, обоснованные личной выгодой, не только в виде штрафов, но и возмещения ущерба обществу, причиненного их решениями. Такой механизм действует в гражданском законодательстве по отношению к руководителям коммерческих организаций, причинивших им ущерб своими действиями.
20.04.2020
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных