Выстроенная система менеджмента предполагает контроль действий сотрудников, он может быть системным или периодическим. Работодатель вправе использовать все правомерные методы проверки деятельности подчиненных, но иногда он выходит за рамки деловой целесообразности и законодательства.
Контроль внедрен в деятельность организаций в разных формах. Микропредприятия ограничиваются опросом или проверкой результатов работы. Но чем дальше развивается компания, тем более сложные методы она применяет.
Предметом мониторинга выступают:
В последнем случае руководители тратят существенные средства, силы и время на содержание служб безопасности и внедрение технических средств наблюдения за персоналом. Крупным организациям это помогает выявить нерадивых, нечестных или вошедших в отношения с конкурентами сотрудников. Но многие эксперты отмечают негативное влияние избыточного надзора на мотивацию персонала.
В любом случае надзор за сотрудниками не должен становиться самоцелью. Это, прежде всего, средство улучшения качества продукции или увеличения прибыли.
Сочетание допустимых способов мониторинга повышает общую производительность труда, исключает неэффективность использования рабочего времени. Важно не перейти от менеджмента к шпионажу. Необходимо исходить из добросовестности сотрудника, одновременно повышая его заинтересованность в эффективной работе и снижая риски бездействия или откровенного злоупотребления путем сплошного или выборочного анализа активности.
Исходя из этого необходимо выстроить систему мониторинга работы сотрудников, включающую следующие шаги:
В зависимости от целей организации мониторинг может быть сплошным и избирательным. Выделяют его типы с опорой на этапы.
Наиболее простая форма надзора за работой сотрудников, когда руководитель проверяет только готовый результат. Это помогает сэкономить время, при учете того, что сотрудники профессиональны и ответственны.
Преимущества:
Минусы:
Этот метод мониторинга действий сотрудников допустим в ситуации, когда они уже готовы к самостоятельным решениям и при появлении проблем могут обратиться к руководству за дополнительными ресурсами. Данный тип проверки эффективно не реализуется, если в связи с внешними обстоятельствами поставлен жесткий срок выполнения задачи.
Если в рабочие процессы вовлечено много исполнителей и требуется использование большого количества времени или информации, необходим этап предварительного мониторинга. Он снижает риски некачественного или несвоевременного исполнения. Эксперты по менеджменту рекомендуют проводить предварительный контроль по истечении 60-70 % времени до дедлайна. Это сохраняет баланс между самостоятельностью исполнителя и необходимостью вмешательства. В государственных организациях этот вид мониторинга обычно организуют за 5 дней до конца назначенного срока. Это позволяет исполнителю своевременно заявить о необходимости продления или переформулирования задачи.
Далеко не все типы работ допускают такой формат надзора за качеством исполнения. Например, при строительстве все этапы подлежат приемке – от котлована и фундамента до возведения крыши. Но в случае исполнения документов или разработки простых программных решений контроль на второй трети исполнения допустим.
Преимущества предварительного надзора:
Минусы:
Такой способ проверки качества и своевременности выполнения задач в работе сотрудников допустим в ситуации доверия между членами команды, общей ориентированности на результат.
Контроль каждого этапа предполагает описание его начала и завершения в поручении или техническом задании. Момент завершения этапа должен быть сформулирован подробно, чтобы приемка осуществлялась по заявленным в ТЗ параметрам.
Целесообразность поэтапных проверок обусловлена:
Поэтапный контроль действий сотрудников – тонко настраиваемый инструмент, и он применяется в строго определенных случаях.
В компании, где бизнес-процессы носят регулярный и нетворческий характер, допустим периодический контроль – ежедневный или еженедельный. При этом могут совмещаться методы устного или письменного отчета и проверки со стороны руководителя. Периодичность проверки устанавливается внутренними регламентами организации.
Плюс в том, что снимается фактор нервозности, все сотрудники точно знают, когда следует ожидать проверки, аудита или ревизии, и подготовлены к ним. Устраняются недочеты и недоделки, ожидаемое время проверки становится стимулом для повышения эффективности работы.
Минусы – постоянный надзор, даже необязательный, требует времени руководителя и сотрудников. Иногда он становится демотивирующим фактором, если работа носит творческий характер или ее результат зависит от смежников или поставщиков.
Такой метод проверки многие компании стараются превратить в рабочую процедуру, внеся заполнение отчетов в обязанности работника. Тогда уровень стресса снижается. Но если реализуются задачи большой сложности, например, создание нового оборудования по заказу крупного поставщика, ежедневный и более частый контроль позволяет избежать срыва заказа. Иногда периодический мониторинг необходим для оценки сотрудника, часто не справляющегося с работой. В этом случае по результатам принимается решение об увольнении, обучении или переводе.
Выбор времени, в которое производится проверка, при этом способе целиком зависит от руководителя. Принципы, по которым выбирается время:
Руководитель, использующий непредсказуемые способы и периоды организации проверки, должен понимать, что сначала он вызовет сильный демотивирующий эффект. Поэтому основания для использования такого способа мониторинга сотрудников должны быть серьезными, так как он сказывается на общей производительности труда и эффективности компании.
Ситуации, в которых применение метода целесообразно:
В каждом случае должно быть подготовлено объяснение, почему допускаются отступления от регламентов проверок.
Форматы контроля не могут применяться произвольно, они должны быть эффективными с точки зрения того, в отношении каких категорий работников применяются. Сотрудники кол-центра нуждаются в одних способах и сроках надзора, конструкторы НИИ – в других. Руководитель должен четко понимать характеристики персонала и то, какие методики проверки его эффективности допустимы.
К этой группе относятся не только сотрудники кол-центров, но и бухгалтеры, экономисты, банковские клерки, операторы, операционисты.
Проверке подлежат два параметра:
Для организации мониторинга нужно описание бизнес-процесса, отражение его в соответствующей программе, например, BizAgi, и проведение проверочных мероприятий в ключевых точках. Качество работы сотрудников оценивается как уровень соответствия регламентам.
К этой группе относят большинство офисных сотрудников, основой деятельности которых является коммуникация или реакция на внешние факторы. Это сотрудники служб безопасности, кадров, системные администраторы, трейдеры, начальники небольших подразделений. Для проверки деятельности этой категории персонала необходимо установить ключевые показатели эффективности, проверить их достижение и качество результата. Такая тактика позволяет не отрывать ресурсы на более частый надзор и видеть эффективность работы. Чаще всего оценить качество работы топ-менеджера способны только члены совета директоров, и это требует введения дополнительных регламентов.
Руководители, дизайнеры, конструкторы также нуждаются в контроле, но он должен быть тонким. Невозможно контролировать творческий процесс и сложно оценить результат, пока он не начал приносить прибыль, а это иногда требует времени. Здесь необходимо совмещать ключевые показатели эффективности и экспертную оценку, когда на определенных этапах готовности результата его качество проверяют ведущие отраслевые специалисты.
Отказ от проверок выполнения работы может привести к существенным рискам, например, когда отказывает дорогостоящее оборудование, уже поставленное клиенту, и невозможно понять, проблема в конструкции или в сборке. Качество сборки проконтролировать можно, а выявить ошибку проектировщика сложнее.
Существуют методы дополнительного контроля, которые требуется совмещать с отчетами:
Внедряя новые методы мониторинга качества и сроков выполнения работы, важно не допустить ошибок, которые могут стать не только демотивирующим фактором, но и нарушением закона.
Большинство типичных ошибок работодателя связано с применением технических средств, иногда вопреки логике бизнеса и вразрез с требованиями закона. Использование систем видеонаблюдения, СКУД, когда все сотрудники информированы об их существовании, оправдано и разрешено. Но иногда желание проверить, что именно сотрудники на удаленном доступе делают вне зоны действия офисных видеокамер, приводит работодателя к нарушению закона.
Некоторые методы надзора, скорее, указывают на отсутствие навыков менеджмента и неумение организовывать работу, это:
Ситуации, когда в отсутствие навыков управления менеджер пытается переложить надзор на программы и службы безопасности, встречаются все реже. Они приводят к правовым рискам для компании и к падению общей эффективности труда персонала, прибыли. Внедрение лучших управленческих практик вместе с обоснованным применением ПО, четким описанием бизнес-процессов, определением необходимых точек мониторинга работы сотрудников будет более полезным решением.
04.02.2021
Подпишитесь на нашу рассылку и получите
свод правил информационной безопасности
для сотрудников в шуточных